Публикации Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ
Автор: Ольга Юрьевна Покинтелица

Консультация для педагогов«Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания и развития ребёнка с ОВЗ» Подготовила Покинтелица Ольга ЮрьевнаЦель: повышение профессиональной компетенции посредством изучения значения сюжетно-ролевой игры для развития ребенка.Задачи:
  • Развитие эмоционально- волевой сферы в сюжетно-ролевой игре с детьми ОВЗ;
  • Обогащение представлений об окружающем мире в сюжетно-ролевой игре с детьми ОВЗ;
  • Формирование коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре с детьми с ОВЗ;
  • Формирование культурного поведения в сюжетно-ролевой игре с детьми с ОВЗ;
  • Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций в сюжетно-ролевой игре с детьми с ОВЗ
  • Развитие сюжетно-ролевой игры у детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт.Игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей.В игре у детей формируется интерес к игрушкам, предметно—игровым действиям с ними, формируются сами предметно—игровые действия, и закладываются основы сюжетно- ролевой игры.Ценность игры состоит еще в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности — через действие в условных, придуманных обстоятельствах.В ходе игры происходит формирование важнейших психических процессов и действий, развивается восприятие, все основные виды мышления, речь и воображение. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, отношения детей и взрослых. Дети учатся играть рядом, не отнимать игрушки друг у друга, сотрудничать, достигать общей цели, также усваивают моральные нормы действенно, активно, присваивая стиль взаимоотношений взрослых людей, который складывается в процессе их личной жизни и профессиональной деятельности.Формирование игровой деятельности начинается с развития предметно-игровых действий, основанных на личностном интересе ребенка к той или иной игрушке или ситуации. При этом обязательно учитываются игровые предпочтения ребенка; для индивидуального занятия на первых порах берется любимая или хорошо знакомая ребенку игрушка. Взрослый предлагает ребенку совершать предметно — игровые действия по подражанию, неоднократно повторяет их и сопровождает речевыми комментариями. В последующем действия с игрушкой переходит к сюжетно—отобразительной игре. Для становления сюжетной игры детей обучают играть сначала рядом со взрослым, а затем вместе со своими сверстниками. Лишь постепенно детей в ходе игры объединяют в микро группы. Игра детей в коллективе тесно связана с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, о способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально—приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает умению подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали.В ходе дальнейшего обучения эти представления обогащаются знаниями детей о различных профессиях, о значимости каждой профессии для общества.Развитие предметной игры проходит несколько этапов: первый этап заключается в совместной игре со взрослым; на втором этапе дети учатся действовать самостоятельно и могут, переносить полученные знания на другие предметы; на третьем этапе появляется изобразительная игра, ребенок копирует действия с предметами, которые он видит в обычной жизни. Особо важное значение для развития детей с ОВЗ имеет формирование четкого представления о предметах ближайшего окружения, нужно сформировать правильное представление о предметах, их значении в жизни человека.Для того, чтобы научить ребенка пользоваться предметами и закрепить его знания о них, очень хорошо использовать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых у ребенка формируется практический опыт. К сожалению, дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна.У детей с нарушением интеллекта грубо нарушена способность к игровой деятельности, так как имеет место;
  • недоразвитие игровой деятельности;
  • недоразвитие пространственного гнозиса;
  • нарушение зрительного и слухового восприятий;
  • нарушение внимания и неумение сосредотачиваться на задании;
  • неумение дать словесный отчет о проделанных действиях;
  • неумение использовать имеющиеся знания в новых ситуациях;
  • нарушено понимание речи.
  • Взрослые играют важную роль в развитии таких детей. При обучении игре детей с ОВЗ необходимо применять личностный, дифференцированный подход к каждому ребенку.Обучить ребенка с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре можно, но это очень сложный, кропотливый процесс. Взяв на себя роль в игре, взрослый может управлять игрой, направляя действия ребенка в нужном направлении. Для начала это должны быть несложные, короткие игровые моменты (покормить куклу Машу, накрыть стол и т. д.). Взрослый должен постоянно комментировать все действия, показывать их наглядно, но не сильно загружая разнообразием действий единовременно.Любая игровая деятельность предусматривает наличие трех компонентов: действие, знание, общение. Действия ребенка с предметами в игре носят преобразующий характер. Ребенок в игре узнает свойства и качества реальных предметов, способы действия с ними, и в зависимости от замысла игры с помощью педагога заменяет одни предметы другими. Приобретение знаний об окружающем мире, способов действия с предметами осуществляется на занятии. Игра же показатель того, как ребенок усвоил эти знания.Развитие мышления у детей с нарушением интеллекта в игре теснейшим образом связана с формированием у них представлений об окружающем мире и находится во взаимодействии с воображением. А развитие воображения опирается на прошлый опыт детей, который расширяется в процессе обучения, ознакомления их с окружающей действительностью. Разнообразие игр и интерес, которые они побуждают в детях, возрастает по мере того, как прогрессирует умственное развитие детей. Одной из существенных сторон умственного развития является умственная активность. В сюжетно-ролевой игре дети с нарушением интеллекта с помощью педагога анализируют и обобщают полученную информацию:1. Прежде всего, это дидактический прием сравнения, предполагающий развитие у детей способности к анализу и обобщению.2. Создание проблемной ситуации — для активации мышления у детей, в рамках которой они учатся самостоятельно находить практическое решение задачи (предметы-заменители). Следует побуждать детей к самостоятельному выходу из сложных ситуаций. Одной из первостепенных задач в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, является выявление индивидуальных особенностей. Это объясняется, прежде всего тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюдается неустойчивость и непосредственность сложных социальных чувств. И поэтому, только знание индивидуальных особенностей, их достоинств и недостатков позволяет педагогу решать сложные задачи воспитания нравственных чувств у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности.Таким образом, для детей с ОВЗ в игре лучше всего развиваются психические свойства ребенка: концентрируется внимание, тренируется память, развиваются образное мышление и воображение, происходит осознание и отработка социального поведения.Виды сюжетно-ролевых игр: 1. Игры на бытовые  сюжеты  («дом» «семья») 2. Игры на производственные и общественные темы («школа»,  «автобус»,  «почта») 3. Игры на героико-патриотические темы («герои войны»«космические полёты») 4. Игры на тему литературных произведений, кино, телепередач («моряки»«лётчики») Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семья», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия). Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов), в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.В обучении дошкольников с нарушением интеллекта важен комплексный подход: ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого с детьми в процессе игры и конечно взаимосвязь в работе учителя-дефектолога, психолога и воспитателя.На начальном этапе мы создаём эмоциональное отношение к игрушкам, игровой ситуации и формируем ориентировочную деятельность детей (проводим обыгрывание  сюжетных игрушек: собачки, зайчики, и конечно куклы). Кукла для детей – это заместитель идеального друга, который всё понимает и не держит зла, поэтому очень важно научить детей конкретным игровым действиям с нею (отобразительные игры: укладывание спать, купать). Так же здесь происходит усвоение детьми логики развития бытового сюжета, под нашим руководством дети выполняютпоследовательные игровые действия, учатся правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку.Главным моментом в обучении играм является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений («Больница» ситуация «На приёме у врача с больной куклой Машей»). Для проведения каждой игры требуется подготовка детей: формирование представлений о профессиях, затем подготавливаются атрибуты игры, основное внимание мы уделяем обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения игры важно провести беседу: во что они играли? Кто кем был? Что делал?Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным для  детей с ОВЗ, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, игра «Доктор» сначала делают укол, а потом спрашивают что болит. Часто забывают, что следует делать и ждут нашей подсказки. Характерным для детей коррекционной группы является выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом они овладевают речевым содержанием, без которого протекание сюжетно-ролевой игры усложняется. Ролевое общение в процессе игры проходит с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане является показателем, насколько сохранён интеллект ребёнка, поэтому принятие роли у детей сОВЗпроисходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развёртывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, но и сам принимает участие в игре.Обучение сюжетно-ролевой игре, занимает важное место в коррекционно-развивающей работе, и мы считаем, что нельзя считать время потерянным, если ребёнок не научился играть самостоятельно и нуждается в помощи взрослого.ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ (по Д.Б.Эльконину)1 этап: Сюжеты бытовые Содержание игры – действия с предметом. Игровые действия разнообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. Взаимодействия со сверстником в игре нет. Охотно играют со взрослым. По форме игра рядом или одиночная. Игрушка является стимулом к игре. Длительность игры незначительная. Игры кратковременные.2 этап: Сюжеты бытовые.Содержание игры – действия с игрушками, предметами. Действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Роли обозначены словом. Взаимодействие со сверстником есть, но кратковременны. Возникают на основе использования общей игрушки. В игре объединяются 2-3 человека. Длительность игры незначительная, но одна и та же игра повторяется многократно. Игрушки заранее не подбираются.3 этап: Сюжеты разнообразны: быт, труд взрослых, яркие общественные явления.Содержание игры – действия с предметами, направленные на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Игровые действия  определены ролью. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Взаимодействие со сверстниками есть, регулируются правилами, устанавливаемыми самими участниками игры. Игра протекает как совместная, хотя взаимодействия часто перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Игрушки и предметы подбираются по ходу игры в соответствии с ролью.Длительность игры увеличивается.4 этап: Сюжеты (темы) игр разнообразны. Определяются не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей.Содержание игры – отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Роли четко выделены, распределены до начала игры. Взаимодействие в игре. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы, строятся на интересе детей к игре или на основе личных симпатий и привязанностей. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до 5 – 6 человек. Длительность игры существенно увеличивается. Игры повторяются, развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время. Подготовительный этап к игре четко выделен (распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и изготовление игрушек - самоделок).Отношения детей к правилам игры становится очень требовательное: требования соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников.С целью побуждения к дальнейшему развитию игровых действий есть алгоритм постепенного вовлечения детей в игру. АлгоритмБеседы о …, Рассматривание иллюстраций, Экскурсии на места, Беседа (Впечатления детей), Рисунки детей, Изготовление и приобретение необходимой атрибутики, Игра с помощью воспитателя,, Самостоятельная игровая деятельность. Игра помогает в решении задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. В игре активно обогащается и развивается словарь у детей с ОВЗ, формируется правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира; систематизируются и углубляются знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности; игра помогает детям приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности.Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности детей с ОВЗ является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка с ОВЗ форма познания мира. Взаимодействуя с ребенком посредством игры, мы учим детей с ОВЗ не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.