Публикации
Дополнительная общеразвивающая программа "Лепка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа "Лепка"
Автор: Елена Евгеньевна Лебединская
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа "Лепка"
Автор: Елена Евгеньевна Лебединская
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгодонская детская хореографическая школа Дополнительная общеразвивающая программа“Группа раннего эстетического развития детей”Учебный предмет: «Лепка»Срок реализации: 2 года. Составитель: Преподаватель высшей квалификационной категории Лебединская Е.Е.2023Пояснительная записка. Изобразительная деятельность людей очень многогранна. С её различными сторонами дети знакомятся на протяжении всей жизни - в быту, в дошкольных учреждениях, в школе, в системе дополнительного образования. Один из видов изобразительной деятельности, доступный и интересный детям - лепка из пластилина. Художественная лепка позволяет решить широкий круг образовательных, воспитательных, развивающих задач. В процессе этой деятельности дети овладевают приемами, техникам работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе созидательной деятельности своё видение окружающего мира. Вместе с тем известно, что занятия по изобразительной лепке способны развивать познавательный кругозор, развивать наглядно-образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, стремление принести пользу людям, желание овладеть профессией и достичь высоких результатов в работе). Лепка позволяет ребенку оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластилин в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет ребенку уже в раннем возрасте создавать настоящие шедевры. Работа с пластилином позволяет в каждом ребенке воспитывать уверенность в своих силах. Программа предназначена для занятий в подготовительных классах ДХШ. В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках стимулирует фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Подготовка ребёнка к освоению более сложного вида изобразительной деятельности – скульптуре. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.Практическая значимость.Занятия лепкой развивают у детей чувство красоты, пластики, гармонии, образное мышление; воспитывают творческое восприятие предметов и явлений окружающей жизни, наблюдательность и зрительную память, понимание материалов и их возможностей. Сроки реализации образовательной программы: 1 год обучения – 1 час в неделю –35 учебных часов в год; 2 год обучения – 1 час в неделю – 35 учебных часов в год. Цель:развить интерес к предмету, раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка.Задачи: Обучающие: - научить методам работы с мягким пластичным материалом (пластилином); - формировать систему знаний по объемной и плоскостной лепке; Развивающие: - развивать любознательность и наблюдательность, внимательность; - развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха). - развивать эмоциональную сферу ребенка; - развивать наглядно – образное мышление, репродуктивное воображение; - развивать мотивации к творческому поиску.Воспитательные: - воспитание чувства ответственности за свою работу; аккуратность и усидчивость; - прививать настойчивость в достижении поставленных задач и преодолении трудностей; - воспитывать уверенность в собственных силах.Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов: 1) По источнику передачи и восприятия знаний: словесные (рассказ, беседа), наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов), практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы) 2) По характеру познавательной деятельности:репродуктивные (воспроизводящий) частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества); творческие (творческие задания по видам деятельности). 3) По степени самостоятельности: работа под непосредственным руководством педагога; совместная работа; самостоятельная работа. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.Основной формой работы являются учебные занятия. Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы от 7 лет.Критерии оценокПо результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», « удовлетворительно».Оценка 5 «отлично»- ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.Оценка 4 «хорошо»- ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.Оценка 3 «удовлетворительно»- ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.Первый год обучения. Тема 1. Вводная беседа. Задачи: знакомство с предметом, с оборудованием и материалами, дать первоначальное понятие о композиции.Тема 2. Петушок. Задачи : изучение основных приемов лепки объемной фигурки, применение декора, учить подбирать гармоничные цвета. Материалы: пластилин, стеки, бисер для украшения.Тема 3. Гусеница. Задачи: развитие у детей интереса к предмету, развитие навыков работы на картоне (рельеф), развитие мелкой моторики рук. Материалы: пластилин, картон.Тема 4.Черепашка. Задачи: развитие образного мышления и фантазии, развитие мелкой моторики рук , воспитание аккуратности в работе. Материалы: пластилин, бисер, бусины.Тема 5. Мои любимые фрукты. Задачи : развитие мелкой моторики пальцев рук , изучение приемов пластилиновой живописи. Материалы: пластилин, картон, карандаш.Тема 6. Улитка. Задачи : развитие образного мышления, выполнение фигурки улитки из валика переменной толщины. Материалы: пластилин.Тема 7. Мышка. Задачи: освоение приемов лепки из целого куска, приобретение навыков работы со скульптурными инструментами. Материалы: пластилин, стеки.Тема 8. Поросенок. Задачи : закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа. Материалы: пластилин, стеки.Тема 9. Лягушонок. Задачи : закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа, развитие фантазии. Материалы: пластилин, стеки.Тема 10. Дерево. Задачи : знакомство с рельефом, создать декоративное изображение из жгутиков. Материалы: пластилин.Тема 11. Декоративный сосуд. Задачи: познакомить с произведениями гончарных народных промыслов, закрепление приемов лепки . Материалы: пластилин.Тема 12. Игрушка. Задачи: познакомить с народной глиняной игрушкой, показать последовательность работы. Задание: выполнить фигурку птички. Материалы: пластилин.Тема 13. Композиция «Чипполино» (итоговая работа). Задачи: выявление связи фигур, развитие умения передавать характеры персонажей, добиваться завершенности . Материалы : пластилин.Тема 14. Подведение итогов года. Подведение итогов года, просмотр контрольного задания и анализ детских работ. Ожидаемый результат. По окончании учащийся должен знать :- правила техники безопасности;- требования к организации рабочего места; - инструменты и приспособления; - свойства пластилина и способы работы с ним. Уметь:- правильно обращаться с инструментами и приспособлениями; - создавать объемные и плоские модели; - вносить изменения в конструкцию модели; - выполнять работу самостоятельно. По окончании курса у ребенка должен быть сформирован интерес к обучению. Методические рекомендации.В процессе реализации курса рекомендуются коллективные, групповые и индивидуальные формы организации работы. Объяснение последовательности работы над изделием даётся всей группе. Преобладающими методами обучения являются словесные методы (объяснение, инструктаж, беседа, рассказ), наглядный (демонстрация), практический метод (упражнения). Кроме того, в образовательном процессе используется метод аналогий с животным и растительным миром (использование известных образов, типичных поз, двигательных повадок и т.д.). Кроме указанных методов, в работе по курсу важное место занимает цветотерапия, которая подразумевает работу с пластилином определённой цветовой гаммы а также театрализация , позволяющая сделать работу более яркой, творческой и связать лепку с другими видами искусств. 2 год обучения. Тема 1. Вводное занятие. Задачи: повторение знаний, полученных ранее. Совушка-сова (объемная декоративная фигурка). Материалы: пластилин.Тема 2. Спящая кошка. Задачи: закрепление приемов лепки из куска и работы со стеками, создать образ, сохранив форму шара. Материалы: пластилин.Тема 3. Пенек с грибами. Рельеф. Задачи: попытаться передать в рельефе плановость, закрепление приемов работы со стеками. Материалы: пластилин.Тема 4. Сказочное дерево. Рельеф. Задачи: применение различного декора, развитие умения гармонично подбирать цвета. Материалы: пластилин.Тема 5. Рыбка. Рельеф. Задачи: применение различного декора, развитие фантазии, воспитание аккуратности. Материалы: пластилин.Тема 6. Хитрая лиса. Задачи: развитие образного мышления, передача эмоционального состояния хитрой лисы. Материалы: пластилин, стеки.Тема 7. Дед Мороз и Снегурочка. Задачи: развитие образного мышления, способности передать характер сказочного героя пластическими средствами. Материалы: пластилин.Тема 8. Корзинка с фруктами. Задачи: развитие наблюдательности и зрительной памяти, закрепление полученных ранее знаний. Материалы: пластилин.Тема 9. Волшебная птица. Задачи: изображение птицы на картоне, декорирование, подбор цветовой гармонии. Материалы: пластилин.Тема 10. Овечка и баранчик. Задачи: развитие образного мышления, усвоение художественных приемов декора, развитие мелкой моторики рук. Материалы: пластилин, стеки.Тема 11. Рельеф на тему "Волшебный замок". Задачи: закрепление полученных ранее знаний, ритмическое расположение масс, выделение главного. Материалы: пластилин.Тема 12. Птичий двор. Коллективная работа. Задачи: передача взаимосвязи персонажей, развитие навыков коллективной работы. Материалы: пластилин.Тема 13. Рельеф "Цветущая веточка". Задачи: закрепление полученных ранее знаний, ритмическое расположение масс, выделение главного. Материалы: пластилин.Тема 14. Итоговая работа. Задачи: выявление качества полученных знаний, умений и навыков. Выполнить композицию на свободную тему. Материалы: пластилин. Ожидаемый результат.По окончании второго года обучения учащиеся должны знать :- приемы и способы лепки; -понятие пропорции;- технику безопасности работы с материалами и инструментами.Уметь:- создавать игрушки, сувениры по образцу, аккуратно выполнять работу, работать с разными материалами;- лепить фигуру человека, животного, птицы;- использовать различные приемы лепки, уметь декорировать свои работы по мере необходимости;-участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах; -самостоятельно решать творческие задачи. Методические рекомендации.Лепка – это процесс создания образа из мягкого пластического материала путем добавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, заглаживания и пр. Физические усилия в наращивании объема, стремление придать ему характерную форму способствуют развитию мелкой моторики рук, глазомера. На занятиях лепкой дети приобретают умения и навыки работы с различными инструментами и материалами, учатся аккуратности и внимательности, развивают усидчивость, настойчивость в достижении поставленных целей, воспитывают в себе терпение. В целом, занятия способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности ребенка, раскрытию его творческих способностей. Формы контроля знаний, умений. Активность участия, аккуратность выполнения работы, творческий подход к решению поставленных задач и т.д. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений. Критерии и система оценки творческой работы: Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Качество выполнения работы. Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957. Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» - М., 2009 г. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - М., 2006 г. Евстратова Е. Скульптура. – М., 2001. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина». – М., 2009 г. Лыкова Л.А.«Слепи свой остров». – М., 2006 г. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - М., 2007 г. Дьюн К. «Научитесь лепить животных» - Минск, 2002 г. Ляукина М.В., Чаянова Г.Н. «Подарки своими руками» - М., 2007 г. Михайлова И. Лепим из соленого теста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004 Морозова О.А. «Волшебный пластилин» - М., 2003 г. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982. Рогов А.П. Кладовая радости. – М., «Просвещение», 1982. Рубцова Е.С. «Фантазии из глины» - М., 2007 г. Румянцева Е.А. «Простые поделки из пластилина». – М.. 2008 г. Салабай Е. «Лепим из пластилина» - Смоленск, 2002 г. Скребцова Т.О. «Мини-картины из соленого теста» - Ростов-на-Дону, 2008 г. Хессенберг К. «Скульптура для начинающих» - М., 2006 г. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М., 2007 г. Шпикалова Т.Я. «Художественный труд» - М., 2006 г. Чаварра Х. «Ручная лепка» - М., 2006 г. Чибрикова О. «Нескучный дом» - М., 2008 г. .