Публикации Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов. (из опыта работы)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов. (из опыта работы)
Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Смирнова Н.Н., учитель МБОУ СОШ №105 горонежа Воронежской области Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классовВ настоящее время одной из ключевых проблем современного образования выступает проблема здоровья детей и его сохранения. А почему?К сожалению, за последние годы состояние здоровья детей и подростков в нашей стране сильно ухудшилось. По данным всемирной организации здравоохранения, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в школу приходит все больше детей, имеющих те или иные заболевания:
  • не более 15 % детей рождаются физиологически зрелыми,
  • 26–37 % первоклассников имеются физические недостатки,
  • у 41 % детей встречается различного рода хроническая патология,
  • 72 % детей имеют нервно-психические заболевания.
  • 10% - абсолютно здоровых детей (2023г)
  • Как сохранить здоровье детей и научить укреплять его самостоятельно?Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.В погоне за знаниями  важно не потерять самое дорогое, что есть у человека – здоровье. Поэтому  одной из главных моих задач, как учителя, является комплексная забота о здоровье младших школьников во время образовательного процесса:Таблица Просто рассказывать детям о важности здорового образа жизни – дело неблагодарное и малоэффективное. Дети нас не слышат, они нас видят. Этот гениальный афоризм показывает механизм воспитания растущего человека. И этот механизм – личный пример взрослого: учителя и родителей.Поэтому учителю самому важно дружить с активными методиками сохранения своего здоровья.Моё советское активное детство прошло в далёком уральском посёлке, поэтому вхождение в состав школьной команды по баскетболу, пример брата, занимавшегося биатлоном, регулярные Дни лыжника, 16 километровые лыжные пробежки по зимнему лесу с папой по выходным сформировали мой характер и положительное отношение к здоровому образу жизни самой, а в последующем и в своей педагогической практике.Мои ученики – дети начальной школы. Для них свойственна подвижность и динамичность. Поэтому я способствую организации двигательной активности на уроках и во время внеклассных мероприятий. Основные критерии оптимальной организации урока закреплены в санитарно-эпидемиологических требованиях к школе и образовательному процессу, в новых ФГОС НОО:- позитивный эмоциональный настрой на урок- психологический комфорт на уроке,- частая смена деятельности на уроке (4-7 видов через 7-10 минут),- активные методы обучения, системно-деятельностный подход- соблюдение норм СанПин- дозировка домашнего задания- горячее питание и получение пастеризованного молока организованы в школе,- оборудовать парты уголком для наклона тетради и подставкой под учебники помогли родители школьников,- Физминутки:- музыкальные физминутки, - Пальчиковая гимнастика особенно актуальна в 1-2 классах, когда рука не привыкла к письму,- Дыхательная гимнастика - Точечный массаж грудной клетки в период обострения осенних и зимних вирусных заболеваний для профилактики лёгочных заболеваний,- Разнообразные формы уроков:- Уроки-праздники, уроки состязания («Масленица пришла» - по ОПК, конкурс чтецов, ), уроки доброты (У.Д. Николая Угодника – по ОПК), урок-конференция,- Уроки ИЗО на свободную тему под музыку,- Праздник или День здоровья- Психологическая разрядка на уроке (построение Солнечной системы из детей с масками планет; посылка от почтальона Печкина, черный ящик).- Музейная педагогика (уроки ИЗО и окружающего мира можно провести в музее или после его посещения),Физминутку для глаз по методике В.Ф Базарного провожу стоя, чтобы снять статическое напряжение, и с лазерной указкой, чтобы стены класса не были перегружены яркой наглядностью и не отвлекали детей от урока. В свою практику ввела зрительно-поисковые и цветовые модели изученного материала при повторении. Это снимает нервное напряжение с ребёнка, забывшего правило, и сокращает процесс повторения (цветные таблички с правилами нахождения компонентов при разных действиях).Модели таких правил можно прикреплять на разных стенах кабинета (в условленном месте), что тоже помогает снять статическое напряжение с шейного отдела позвоночника.Здоровьесберегающие приёмы и методы во время организации внеклассной работы тоже имеют свои особенности:- ведение Уроков здоровья и правильного питания по региональной программе и/или классных часов здоровья и ПДД,- конкурсы и выставки рисунков разного уровня- коллективный творческий проект по ИЗО: «Моё безопасное лето» (набор рисунков по безопасности в период летних каникул, который передали в пришкольный лагерь),- анкетирование детей и родителей,- организация сезонных экскурсий, уроков ИЗО на пленере,- Дни весенних, летних и осенних именинников организую в виде шуточных состязаний на открытом воздухе,- с 4го класса активисты класса сами готовили Дни именинников для одноклассников, разрабатывая их как творческий проект,- участие детей в благотворительных акциях «Добро», «Белый цветок», «Рождественская открытка», «Пасхальная радость», «Своих не бросаем» учат детей сопереживанию, умению проявлять эмоции и заботу о ближнем,- театрализацию на уроках ввожу уже на уроках обучения грамоте, а потом и на уроках литературного чтения. Это раскрепощает ребенка, учит коммуникации, социализирует в обществе и многое другое.Результатом такой неравнодушной работы стали:
  • Сплочённость детского коллектива, умение в нём взаимодействовать,
  • 1е место в 3 и 4 классе на общешкольном смотре строя и песни,
  • 1е место в общешкольных состязаниях «Лучший класс ГТО»,
  • 27 лет я была руководителем школьного детского театра «Буратино» в младших классах. Сначала это был театр кукол, а позже перешли на театр живого актёра. Всем хотелось быть артистами, поэтому приходилось одновременно репетировать две пьесы в двух составах. Костюмы для маленьких артистов мастерили родители. В копилке наших наград были бурные аплодисменты малышей детского сада, школьников и взрослых зрителей, приглашение на театрализованное рождественское выступление в местный храм Преображения Господня, победы на школьных конкурсах декламации стихотворений о войне, на районных театральных фестивалях самодеятельных театров, районном ежегодном фестивале С.Я.Маршака, на региональном конкурсе видеопоздравлений и всероссийском конкурсе видеосюжетов театрализованных постановок. Все дети моего кружка с удовольствием посещали эти занятия и получали удовольствие от выступлений на школьной и профессиональной сцене. Такие занятия отлично прокачивают коммуникативные навыки, творческое мышление, артистизм, способность к созидательной деятельности, ребёнок учится контролировать свои эмоции, проходит боязнь сцены и ответа у доски или на конференции.Бесспорно, основы здорового образа жизни закладываются изначально всё-таки в семье. Поэтому я убеждена, что именно в сотрудничестве с семьей можно добиться результатов в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни. С этой целью с родителями своего класса я провожу не только собрания, составляю буклеты на разные темы здоровьесбережения, но и совместные занятия, социальные акции («Открытка ветерану», «Поздравь ветерана», «Детское кресло. ПДД»), творческие проекты («Родословное древо моей семьи», «Реликвия моей семьи», «Мой прадед – герой»), семейные конкурсы («Самая лучшая мама на свете», «Папа, мама и я – спортивная семья», «Газета здоровья»), папы приглашаются в жюри патриотических и спортивных конкурсов и состязаний. А во время пандемии при записи выполненных физминуток родители выступали в роли режиссёров и видеооператоров.Всё это способствует сплочению семей и укрепляет связь поколений.Как видите, уважаемые коллеги, мой подход к сохранению и укреплению здоровья воспитанников является комплексным и имеет свои результаты, потому что работа ведется систематически и в разных направлениях. Такую же работу мы с коллегами ведём в пришкольном оздоровительном лагере. Она позволяет сформировать предметные знания, умения и навыки с позиций здоровьесбережения, укрепить здоровье школьников, а так же более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, а учителю – эффективно проводить профилактику асоциального поведения школьников.