Публикации Технологическая карта урока "Фразеологизмы" (5 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока "Фразеологизмы" (5 класс)
Автор: Семенищева Ирина Богдановна

ФИО Семенищева И. Б.
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: изучение нового материала
Технологическая карта изучения темы
Тема
Фразеологизмы
Цели
Образовательные: подвести к пониманию того, что такое фразеологизм; формировать умение опознавать фразеологизмы по их признакам, уместно употреблять их в речи.
Воспитывать: воспитывать культуру поведения на уроке, интерес к изучению русского языка.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: определять общие для всех правила поведения; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; осуществлять контроль и самоконтроль; отличать верно выполненное задание от неверного; высказывать свое предположение; давать оценку деятельности на уроке.
- Коммуникативные УУД: точно и полно выражать свои мысли; слушать и понимать собеседника.
- Познавательные УУД: проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, используя критерии сравнения; развивать культуру речи, самостоятельность мышления.
Планируемый результат
Предметные:
Знать: определение понятия фразеологизм, лексическое значение фразеологизмов.
Уметь: распознавать фразеологизмы, использовать в устной и письменной речи.
Личностные: уметь определять общие для всех правила поведения; уметь устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом; уметь устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; осуществлять контроль и самоконтроль; отличать верно выполненное задание от неверного; высказывать свое предположение; давать оценку деятельности на уроке; точно и полно выражать свои мысли; слушать и понимать собеседника; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, используя критерии сравнения; развивать культуру речи, самостоятельность мышления.
УМК
Русский язык. 5 класс. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова.
Основные понятия
Фразеологизм, фразеологический оборот.
Межпредметные связи
Русский язык, литература.
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник, презентация, школьный фразеологический словарь русского языка, листы самоконтроля.
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре.
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I. Организационный этап. Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке
Обучающиеся проверяют организацию рабочего места.
- Здравствуйте, ребята! Прозвенел сейчас звонок, начинается урок. Быстренько проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Посмотрите, все в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Осуществлять самоконтроль (регулятивные)
II. Актуализация опорных знаний и умений.
Цель: активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Обучающиеся по лексическому значению определяют и записывают термины. По завершении работа в паре: обмениваются тетрадями, проверяют ответы и оценивают (ответы и критерии оценивания на слайде № 1 презентации).
Учитель читает лексическое значение терминов.
Терминологический диктант (термины из раздела Лексикология)
Знать определения основных лексических понятий.
Осуществлять контроль, отличать верно выполненное задание от неверного (регулятивные);
точно и полно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника (коммуникативные)
III. Постановка учебной проблемы. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Списывают словосочетания, объясняют правописание слов с пропущенными буквами. Выразительно читают отрывки из произведений русских писателей. Отвечают на вопросы.
Организует работу по учебнику.
Постановка учебной проблемы:
- Можно понимать записанные словосочетания буквально?
- Как называются такие словосочетания?
Выполнение орфографического практикума в 33, упражнение 257.
Различать свободные словосочетания и несвободные словосочетания.
Точно и полно выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника (коммуникативные);
проводить анализ учебного материала (познавательные);
высказывать свое предположение (регулятивные)
IV. Формулирование темы урока, постановка цели.
Цель: создание условий для формулирования темы и цели урока.
Обучающиеся формулируют тему и цель урока.
- Что сегодня на уроке вы будете изучать?
- Для чего нам нужно изучать фразеологизмы?
Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностные);
Определять и формулировать тему урока, определять и формулировать цель деятельности на уроке (регулятивные)
V. Изучение нового материала.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний об изучаемом понятии.
Обучающиеся самостоятельно формулируют определение нового понятия, сравнивают свое определение с определением в учебнике. Делают вывод.
Словарная работа: фразеологизм, фразеологический оборот (слайд № 2 презентации).
Знакомит со школьным фразеологическим словарем русского языка
В. П. Жукова.
Знать значение новых слов и их правописание.
Слушать и понимать собеседника (коммуникативные);
Проводить сравнение (познавательные)
VI. Закрепление нового материала.
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Обучающиеся выполняют задания.
Организует выполнение заданий.
Игра Третье лишнее (слайд № 3)
Физминутка.
Упражнения 259, 260.
Распознавать фразеологизмы, объяснять их значение самостоятельно и со словарем, использовать в устной и письменной речи.
Отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять самоконтроль (регулятивные);
Слушать и понимать собеседника (коммуникативные);
Развивать культуру речи, самостоятельность мышления (познавательные)
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание. Цели: анализ и оценка успешности достижения цели.
Сильные обучающиеся самостоятельно продолжают фразы (письменно).
Слабые обучающиеся учителю рассказывают.
Заполняют индивидуальный лист самоконтроля.
- Какую учебную цель вы ставили перед собой?
- Оцените успешность достижения учебной цели.
Продолжите фразы (слайд № 4):
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
- Но нужно еще поработать над…
Лист самоконтроля.
Домашнее задание. 33, упражнение 261 (1 вариант – задание А, 2 вариант – задание Б).
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (личностные);
Давать оценку деятельности на уроке (регулятивные);
Точно и полно выражать свои мысли (коммуникативные).
ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ
На каждом этапе оцени свою деятельность, нарисуй веселый или грустный смайлик.
Этап
Учебная деятельность
Получилось
Не получилось
1
Проверить организацию рабочего места
2
Проверить и оценить работу соседа по парте
3
Высказать предположение о том, как называются словосочетания из орфографического практикума
4
Определить и сформулировать тему, цель урока
5
Сравнить свое определение фразеологизма с определением в учебнике
6
Самостоятельно выполнить задания
6
Понять ошибки в выполненных заданиях
6
Слушать и понимать одноклассника
7
Оценить свою деятельность на уроке