Публикации Рабочая программа

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа
Автор: Сескутов Денис Викторович

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГАпо учебному предмету «подготовка младшего обслуживающего персонала»8 класс(вариант 1)Рассмотрено на заседании педагогического советапротокол № 1 от « 25 » августа 2023 г.
  • - 2024 учебный год
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по подготовке младшего обслуживающего персонала в 8 классе разработана на основе:
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 39, ст. 6541).
  • Федерального государственного образовательного образования обучающихся с умственнойотсталостью(интеллектуальными нарушениями), утвержденныйприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный N 35850).
  • Адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО ГБОУ СО «Школа- интернат АОП с.Широкий Буерак», разработанной на основании Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года №1026.
  • Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», зарегистрированные в Минюсте РФ 18.12.2020 года, регистрационный № 61573.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрированные в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993.
  • Устава ГБОУ СО «Школа- интернат АОП с.Широкий Буерак».
  • Программы развития ГБОУ СО «Школа- интернат АОП с.Широкий Буерак».
  • Учебного плана ГБОУ СО «Школа- интернат АОП с.Широкий Буерак», реализующий АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023 - 2024 учебный год .
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”
  • Годового учебного графика на 2023-2024учебный год
  • Обучение по программе «Подготовка младшего обслуживающего персонала» в 8 классе предусматривает сообщение обучающимся специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства, а также подготовку обучающихся к профессиям обслуживающего труда, основным содержанием которых является уборка помещений различного назначения, уборка уличных территорий, работа в сфере общественного питания и оказание других услуг населению.Программный материал составлен с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Основной базой обучения служит специально оборудованный кабинет (имеющий учебную зону, рабочие столы, уборочный инвентарь, предметы санитарного оборудования), школьные помещения. Основными формами и методами обучения являются беседы, практические работы. При обучении по данной программе следует использовать специфические для коррекционной школы методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, дидактическими играми. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.Практическая и коррекционная направленность обучения предмету обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.Темы опираются на такие школьные дисциплины, как русский язык и литература (навыки общения), естествознание (правила безопасности при работе), труд (изготовление специальных материалов для исследуемой деятельности).Программа строится по концентрическому принципу, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников.Обязательным при обучении обслуживающему труду является изучение и соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при работе на всех рабочих местах, при проведении практических работ. Особое значение придается развитию коммуникативных навыков поведения в общественных местах. Подготовка к работе уборщицей, дворником, прачкой, рабочим по кухне и др. предусматривает также необходимость формирования навыков правильного поведения с различным контингентом; этичного и культурного поведения вообще, так как при выполнении своих функциональных обязанностей работники обслуживающего труда вступают в личный контакт с незнакомыми людьми. Для этого большое значение имеют разнообразные сюжетно-ролевые игры.Цели и задачи учебного предметаГлавная цель предмета «Подготовка младшего обслуживающего персонала» подготовка ребенка с ограниченными возможностями здоровья к условиям самостоятельной жизни, коррекция личности умственно отсталого ребенка; формирование социального опыта и поведения; практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.Задачи предмета:
  • повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
  • подготовка учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больнице и поликлиниках;
  • овладение учащимися трудовыми знаниями, умениями, навыками, достаточными для работы на производстве;
  • коррекция недостатков трудовой деятельности;
  • воспитание положительного отношения к труду;
  • создание условий для социальной адаптации.
  • Программа по подготовке младшего обслуживающего персонала определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по АОП. Она способствует социальной адаптации учащихся, которые в силу особенностей своих дефектов не могут заниматься производительным трудом. Занятия по труду предполагают коррекцию личности умственно отсталого ребёнка, практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду; формирование знаний, умений и навыков, способствующих обслуживанию себя и других.Учебно-методический комплект «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала» для 8 класса включает рабочую программу, учебник и рабочую тетрадь, методическое пособие для учителя и обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего развития, направленных на формирование общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного освоения профессиональных образовательных программ.Материал рабочей программы и учебника сгруппирован в модули:
  • Гигиена ближайшего окружения
  • Сохранение и поддержка здоровья.
  • Работа на территории.
  • Уборка помещений.
  • Уход за одеждой
  • Проверь себя.
  • Адаптированная программа содержит сведения по технологии работ. Она усилена дифференцированным подходом к обучению, коррекционно-развивающими занятиями, а также технологическими картами. Особенности детей с нарушениями интеллекта затрудняют в овладении общетрудовыми умениями, как ориентировка в деталях, планирование работы и самоконтроль. Поэтому при обучении на уроках даются подробные объяснения заданий, осуществляется практический показ приемов работы и ее рациональной последовательности, предлагаются образцы для подражания. При обучении следует использовать специфические методы: опираться на наглядные примеры, включать в подготовительную деятельность предметные действия, проговаривание вслух, работать с демонстрационными технологическими картами, использовать наглядные средства обучения, дидактический материал, дидактические игры. Особое внимание уделяется повторению учебного материала.Важно приучать учащихся продумывать план предстоящей работы, оценивать выполненную работу на уроке. Необходимо правильно организовать предварительную ориентировку в задании и планирование с опорой на наглядное пособие, инструкционную или технологическую карту. Работа по развитию речи осуществляется при планировании работы, устном отчёте о выполненной работе.Для контроля знаний, умений и навыков Используются тесты, кроссворды, опорные таблицы – алгоритмы, операционные карты, самостоятельные, контрольные работы, фронтальный опрос. Так же со стороны учителя ведется наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием учащихся; непосредственный контроль правильности выполнения алгоритма действий в практической деятельности учащихся; проведение устного опроса для развития диалогической речи.Обязательным при обучении является изучение правил техники безопасности при работе на всех рабочих местах и строгое их соблюдениеОсновные направления коррекционной работы:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • Основные типы учебных занятий:
  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления и применения знаний;
  • урок обобщающего повторения и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.
  • комбинированный урок.
  • Формы организации учебного процесса:
  • индивидуальные,
  • групповые,
  • индивидуально-групповые, фронтальные.
  • практические занятия;
  • тренинг;
  • консультация;
  • дидактические и игры
  • игровые разминки.
  • Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 40 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся: - после изучения наиболее значимых тем программы, - в конце учебной четвертиДля оценки знаний и умений обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся 2-12 классов ГБОУ СО «Школа-интернат АОП с. Широкий Буерак». Инструментарием для оценивания результатов обучения являются:
  • контрольные работы,
  • самостоятельные работы,
  • проверочная работа (индивидуальные задания в рабочей тетради, тестовые задания, дидактическая игра);
  • тестовые задания;
  • Показателем усвоения являются оценки «5-отлично», «4-хорошо», «3-удовлетворительно».ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В соответствии с учебным планом адаптированная рабочая программа по подготовке младшего обслуживающего персонала в 7 классе рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).В соответствии с производственным календарем Саратовской области на 2023 и 2024 год, кроме каникулярных дней, не учебными днями считаются следующие праздничные дни:4 ноября- День Народного единства,23 февраля –День защитника Отечества,8 марта – Международный женский день,1 мая-Праздник весны и Труда,9 мая – День Победы,14 мая-Радоница.Перенос выходных дней:6 января на 10 мая,27 апреля на 29 апреля,2 ноября на 30 апреля. В связи с вышесказанным возможно объединение нескольких тем уроков и сокращение общего количества часов в год по предмету, а так же увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от погодных условий.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕГО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТАЛичностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.Личностные результаты освоения АООП должны отражать:
  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни.
  • уважение к труду и человеку труда, целеустремлённость и настойчивость.
  • Личностные результаты освоения программы по подготовке младшего обслуживающего персонала  в 8 классе  включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
  • проявление учебной мотивации при изучении математики, положительное отношение к обучению в целом.
  • умение организовать собственную деятельность по выполнению заданий в соответствии с данным образцом, с использованием инструкции учителя и с соблюдением усвоенного алгоритма операции.
  • умение использовать терминологию в устной речи при воспроизведении алгоритма выполнения практических операций  в виде отчета о выполненной деятельности и плана предстоящей деятельности.
  • умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических действий сравнения, аналогии, обобщения, установления причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием терминологии.
  • навыки позитивного, бесконфликтного межличностного взаимодействия на уроке с учителем и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания.
  • элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении задания и принять ее.
  • умение корригировать собственную деятельность на уроке в соответствии с высказанными учителем и одноклассниками замечаниями (мнением), а также в результате элементарных навыков самоконтроля.
  • понимание связи предмета с жизненными и профессионально-трудовыми ситуациями; умение применять полученные знания для решения доступных жизненных задач.
  • элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе, семейных ценностях,  гражданской идентичности.
  • ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАИз материально – технического обеспечения имеется в наличии: отдельный кабинет (спортивный зал), в котором есть:мячи, маты, скакалки, обручи, кеглиБаскетбольные кольцаГимнастическая стенкаГимнастическая скамейкаЛыжные ботинки, лыжные палки. Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет, в котором проходит обучение соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3648-2 (от 28 сентября 2020г. N 61573)
  • Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка.
  • При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния .
  • Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению .
  • В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор .Программа обеспечивается УМК:Демострационные пособия Компьютерные программы и пособия, презентации к темам урока таблицы, карточки, ребусы, гербарии, микроскоп.Учебные пособия для обучающихся и учителя:Преподавание курса подготовка младшего обслуживающего персонала ведется по учебнику Подготовка младшего обслуживающего персонала: учебник для 8 класса для уч-ся с ОВЗ, обуч. По АОП /А.Г.Галле, Е.Ю. Головинская Современные образовательные технологии Самара 2019г., рабочая тетрадь Подготовка младшего обслуживающего персонала /Е.Ю Головинская, методическое пособие для учителя к учебно- методическому комплекту для обуч. С ОВЗ Подготвка младшего обслуживающего персонала/ Е.Ю. Головинская. Используемая методическая литература:Основная литература:
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2011
  • Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 7 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2020.
  • Дополнительная литература:
  • Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 5 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2020.
  • Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 6 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ А.Г. Галле, Е.Ю.Головинская - Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2020.
  • Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала: Учебник для 8 класса для обучающихся с ОВЗ, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ А.И.Галина, Е.Ю.Головинская - Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2020.
  • Рабочая тетрадь: к учебнику «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 8 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам/ Галле А.Г., Головинская Е.Ю.- Самара: Современные образовательные технологии, М.: Русское слово – учебник, 2020.
  • Методическое пособие: к учебнику «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 8 класс / Е.Ю. Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2020.
  • Методическое пособие: к учебник «Технология. Подготовка младшего обслуживающего персонала». 7 класс А.Г. Галле, Е.Ю. Головинской - Самара: Современные образовательные технологии, 2014.
  • Технология. Сельско- хозяйственный труд: Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Е.А.Ковалева: Москва «Просвещение» 2006г
  • Интернет-ресурсы1. Федеральный портал Российское образование: 2. Российский общеобразовательный портал: 3. Министерство образования и науки РФ: 4. Федеральное агентство по образованию РФ": 5. Российская Государственная Библиотека: 6. Государственная публичная научно-техническая библиотека: 7. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского: 8. Дизайн как стиль жизни: история, теория, практика дизайна: 9. Ландшафтный дизайн: 10. Электронный ресурс по трудовому обучению /11. Интернет-журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»: