Публикации Формирование читательской грамотности у детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской грамотности у детей с ОВЗ
Автор: Анастасия Сергеевнав Гаврина

Формирование читательской грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья«Чтение – это окошко, через которое Дети видят и познают мир и самих себя»В.А.СухомлинскийС каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, в том числе количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ испытывают ряд трудностей в усвоении учебной программы, особенно при освоении навыка чтения, страдает как техническая, так и смысловая сторона чтения. Отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связь между эпизодами, пересказать текст, ответить на вопросы, что существенно влияет на их успеваемость.Нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков, поэтому они оказываются не в состоянии без помощи педагога и специальных коррекционных приёмов овладеть навыком читательской грамотности.Читательская грамотность — это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять над их содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Улучшить результаты каждого ребенка в освоении смысловым чтением, скорректировать уровень читательской грамотности и умение работать с информацией помогут предлагаемые ниже приёмы и упражнения, которые возможно использовать, как на различных уроках, так и во внеурочное время, для обучающихся с разным уровнем развития. Материал преподносится небольшими частями, с использованием интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности. Использование иллюстративного материала поможет внести оживление в сложный процесс чтения.В своей профессиональной деятельности, я использую следующие приемы для развития технической и смысловой стороны чтения: во-первых, эта работа над правильным речевым дыханием, развитие связной речи напрямую связано постановкой правильного речевого дыхания, во – вторых, это систематическое применение на занятиях скороговорок и чистоговорок, которые помогают развивать анализ речи на слух и восприятие звукового ряда.Для осмысленного чтения использую упражнения: деформированные тексты, тексты с «хвостами», нарисовать прочитанное, деление текста на абзацы. Составление диафильма/презентации (ученики делят текст на части, каждую часть иллюстрируют и подписывают, после этого пересказывают текст по картинкам), прогнозирование дальнейших событий (по ходу чтения можно останавливаться, задавать вопросы "Как вы думаете, что будет дальше?", "Как вам кажется, к чему это приведет?").Опыт использования данных приёмов позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые приёмы способствуют эффективному изучению художественного текста на различных уроках и формированию функциональной грамотности.Учитель –логопед Гаврина А.С.