Публикации Рабочая программа «Этика и психология профессиональной деятельности»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа «Этика и психология профессиональной деятельности»
Автор: Симакова Лилия Равхатовна


СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………4
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ТРЕБОВАНИЯ К………………………………………6
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ………………….6
4. Структура учебной дисциплины……………………………………………………….7
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ПРОГРАММНЫЙ МИНИМУМ, ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ)…………………………….10
6. условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины…………………………………18
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ………………………………..20
8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ…………………………………………….. 21
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….23
10. Лист переутверждения рабочей программы дисциплины
(профессионального модуля)………………………………………………………………………..26
11. ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ……. 27
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Область применения программы
Рабочая программа раздела Этика и психология профессиональной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.03 Библиотековедение, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1357. углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности по специальности 51.02.03 Библиотековедение библиотекарь, специалист по информационным ресурсам готовится к следующим видам деятельности:
1. Технологическая деятельность (классификация библиотечных документов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение; применение прикладного программного обеспечения, Интернета; информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек).
2. Организационно-управленческая деятельность (планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек; ведение учетной документации и контроль за качеством предоставляемых услуг населению; прием управленческих решений, руководство коллективом библиотеки).
3. Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной функции библиотеки, организация досуговых мероприятий; обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки; приобщение к национальным и региональным традициям).
4. Информационно-аналитическая деятельность (использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности; применение мультимедийных технологий; оценивание результативности различных этапов информатизации библиотеки; анализ деятельность отдельных подсистем автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) и формулировка требований к их дальнейшему развитию; использование внешних баз данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем).
Общие и профессиональные компетенции
Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам должен обладать ОБЩИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам должен обладать ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
Технологическая деятельность:
ПК 1.3 Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
ПК 1.4 Использовать формы и методы научно-методической деятельности.
Организационно-управленческая деятельность:
ПК 2.3 Осуществлять контроль за библиотечными технологическими процессами.
ПК 2.4 Выявлять и внедрять инновационные технологии, способность применять знание принципов организации труда в работе библиотеки.
ПК 2.5 Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.
ПК 2.7 Ведение документации в управленческой деятельности библиотеки.
Культурно-досуговая деятельность:
ПК 3.2. Обеспечивать дифференцированное библиотечное обслуживание пользователей библиотеки.
ПК 3.4 Приобщать пользователей библиотек к национальным и региональным традициям.
ПК 3.5Создавать комфортную информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным категориям пользователей.
ПК 3.6 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Информационно-аналитическая деятельность:
ПК 4.1 Использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 4.2 Использовать прикладное программное обеспечение в формировании библиотечных фондов.
ПК 4.3 Создавать и использовать базы данных в профессиональной деятельности.
ПК 4.4 Использовать информационные ресурсы и авторитетные файлы корпоративных информационных систем.
ПК 4.5 Использовать программные средства повышения информационной безопасности.
Рабочая программа курса Этика и психология профессиональной деятельности может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:
-Область профессиональной деятельности выпускников: организация работы библиотек всех видов, библиотечных систем, библиотечно-информационных центров, ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов.
- Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
государственные, региональные, муниципальные библиотеки и информационные центры;
библиотеки учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
документные и информационные фонды;
библиотечно-информационные ресурсы и программное обеспечение;
пользователи библиотек всех видов.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебный курс Этика и психология профессиональной деятельности в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к Междисциплинарному курсу Менеджмент библиотечного дела.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения учебной дисциплины является:
-- подготовка специалистов, владеющих этическими аспектами профессии библиотекаря.
Задачами изучения учебной дисциплины являются:
- изучение психологических основ библиотечного общения, норм библиотечной этики, риторики библиотекаря, этики слушания;
- приобретение навыков подготовки и проведения публичного выступления, анализа поведения собеседников в разных ситуациях.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения курса обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- подготовки и проведения публичного выступления;
- разрешения различных конфликтных ситуаций;
- анализировать спорные ситуации с точки зрения действующего законодательства;
уметь:
- анализировать поведение собеседников в той или иной ситуации с учетом норм библиотечного этикета;
- предотвращать конфликтные ситуации на разных уровнях деятельности;
знать:
- нормы библиотечной этики;
- основы управленческой этики;
- составляющие организационной культуры;
- библиотечный этикет;
- основы риторики.
Рабочая программа составлена в соответствии с Рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы (
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется с использованием средств электронного обучения, с применением дистанционных образовательных технологий.
тестирующие системы (НЭШ)
информационно-справочные системы
электронные учебники (ЭБС Лань)
электронные энциклопедии (библиотека колледжа: электронный читальный зал Президентскойбиблиотекиимени Б.Н.Ельцина)
справочники (библиотека колледжа: электронный читальный зал Президентскойбиблиотекиимени Б.Н.Ельцина)
электронные дидактические материалы
образовательные видеофильмы
фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры, фотоизображения окружающего мира (природы и общества) и т.п.
аудиофрагменты
ноты, партитуры
презентации
В зависимости от целей занятий могут использоваться электронная почта, социальные сети, мессенджеры
4. Структура учебной дисциплины
Объем времени, выделяемый на МДК, дисциплины
В соответствии с учебным планом обязательная учебная нагрузка по разделу Этика и психология профессиональной деятельности на специальности 51.02.03 Библиотековедение - 32 часов, 16 часов отводится на самостоятельную работу студентов, максимальная нагрузка - 48 часа.
Изучение курса Этика и психология профессиональной деятельности проходит в 5 семестре (3 курс обучения), по 2 часа в неделю.
Форма итогового контроля – зачет.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность: 51.02.03 Библиотековедение
Форма обучения: очная
Наименование разделов и тем
Макс. учеб. нагрузка
Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения (в том числе по программе воспитания)
Сам. Раб.
Всего часов
Теор.
Практ.
Инд.
Введение в предмет. Теоретические основы профессиональной этики
2
2
2
Раздел 1. Этические аспекты профессионализма библиотекаря
1.1. Этика общения в библиотеке
2
2
2
1.2. Риторика библиотекаря
4
4
4
1.3. Этика слушания
2
2
2
1.4. Библиотечный этикет
2
2
2
Раздел 2. Нормы библиотечной этики
2.1. Свободный доступ к информации
2
2
2
2.2. Недоступность цензуры в библиотеке
2
2
2
2.3. Конфиденциальность чтения
2
2
2
2.4. Приоритетное библиотечное обслуживание
2
2
2
Раздел 3. Организационная культура библиотечного коллектива
3.1 Организационная культура
2
2
2
3.2. Этика руководителя библиотеки
2
2
2
3.3. Конфликты в библиотеке
18
2
2
16
Раздел 4. Библиотечная профессиология в разработке модели личности специалиста
4
4
4
Раздел 5. Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря
2
2
2
Всего часов:
48
32
32
16
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ
ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность: 51.02.03 Библиотековедение
Форма обучения: заочная
Наименование разделов и тем
Макс. учеб. нагрузка
Количество аудиторных часов
Всего часов
Обзорных
Практ.
Инд.
Сам. Раб.
Введение в предмет. Теоретические основы профессиональной этики
1
1
1
Раздел 1. Этические аспекты профессионализма библиотекаря
1.1. Этика общения в библиотеке
4
1
1
3
1.2. Риторика библиотекаря
10
10
1.3. Этика слушания
Библиотечный этикет
1
1
1
Раздел 2. Нормы библиотечной этики
2.1. Свободный доступ к информации
Недоступность цензуры в библиотеке
1
1
1
2.2. Конфиденциальность чтения
Приоритетное обслуживание
1
1
1
Раздел 3. Организационная культура библиотечного коллектива
3.1 Организационная культура
6
6
3.2. Этика руководителя библиотеки
1
1
1
3.3. Конфликты в библиотеке
8
8
Раздел 4. Библиотечная профессиология в разработке модели личности специалиста
10
10
Раздел 5. Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря
8
8
Всего часов:
51
6
6
45
Распределение учебной нагрузки по семестрам
Специальность: 51.02.03 Библиотековедение
Форма обучения – очная (для студентов, поступивших в 2020-2021 гг.)
Вид учебной работы
Всего
Номер семестра
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия:
- теоретические занятия: (лекции);
- практические занятия: (семинары);
- самостоятельная работа
32
16
32
16
ВСЕГО:
48
48
Вид итогового контроля
Зачет
Зач.
Форма обучения – очная (для студентов, поступивших в 2022-2023 гг.)
Вид учебной работы
Всего
Номер семестра
8
Аудиторные занятия:
- теоретические занятия: (лекции);
- практические занятия: (семинары);
- самостоятельная работа
32
16
32
16
ВСЕГО:
48
48
Вид итогового контроля
Зачет
Зачет
Распределение учебной нагрузки по семестрам
Специальность: 51.02.03 Библиотековедение
Форма обучение – заочная
Вид учебной работы
Всего
Номер семестра
6
Аудиторные занятия:
- теоретические занятия: (лекции);
- практические занятия: (семинары);
-самостоятельная работа
6
45
6
45
ВСЕГО:
51
51
Вид итогового контроля
Зачет
Зач.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ПРОГРАММНЫЙ МИНИМУМ, ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ).
5.1 Содержание учебной дисциплины
Требования к знаниям:
- психологические основы библиотечного общения, нормы библиотечной этики, риторики библиотекаря, этики слушания;
- приобретение навыков подготовки и проведения публичного выступления, анализа поведения собеседников в разных ситуациях.
- основы управленческой этики;
- основные составляющие организационной культуры;
- основы библиотечного этикета;
- высокая культура обслуживания потребителей в соответствии с современными требованиями.
Введение в предмет. Теоретические основы профессиональной этики.
Студент должен знать:
- задачи, значение, структура курса Этика и психология профессиональной деятельности,
- теоретические основы профессиональной этики,
- межпредметные связи курса со специальными библиотечными дисциплинами,
- предмет и назначение этики как науки.
Студент должен уметь:
- определять коммуникативный, информационный, гуманистический аспекты этики библиотекаря,
- ориентироваться в потоке информации по курсу.
Раздел 1.
Тема 1.1. Этика общения в библиотеке.
Студент должен знать:
- средства общения: языковые (вербальные) и неязыковые (невербальные),
- цели, нормы и правила общения,
- изучение собеседниками друг друга как начало любого общения,
- психологические типы собеседников: по типу реакции (мобильный и регидный собеседник), по способности к саморегуляции, по типу психологической направленности (экстраверт и интроверт), по стилю взаимодействия (доминантный в общении, недоменантный в общении)
Студент должен уметь:
- определять характеристики типов собеседников.
Тема 1.2. Риторика библиотекаря.
Студент должен знать:
- роль речевого общения в индивидуальных, групповых и фронтальных формах обслуживания пользователей библиотеки,
- этапы подготовки публичного выступления библиотекаря: определение цели выступления, оценка аудитории, сбор и анализ информации для выступления, определение структуры выступления, оформление выступления, использование средств воздействия на аудиторию, репетиция выступления,
- способы преодоления волнения перед публичным выступлением,
- типы оратора (избегающий, сопротивляющийся, соглашающийся, ищущий тип).
Должен уметь:
- подготовить публичное выступление, используя основные этапы подготовки.
Тема 1.3. Этика слушания.
Студент должен знать:
- уровни восприятия услышанного: уровень автоматической реакции, повторение нескольких последних слов, способность ответить на вопросы, способность пересказать услышанное, способность научить кого-нибудь,
- виды слушания: нерефлексивное (пассивное) и рефлексивное (активное),
должен уметь:
- использовать на практике элементы рефлексивного слушания: поддержка, выяснение, парафраз, отражение чувств, резюмирование.
Тема 1.4. Библиотечный этикет.
Студент должен знать:
- связь между этикой и этикетом,
- этикетные требования к библиотекарю: предупредительность, тактичность, деликатность, точность и обязательность, пунктуальность,
- правила этикета в практике работы библиотеки: обращение к пользователям, телефонные разговоры, деловая переписка, соблюдение межличностного пространства, внешний вид, манера поведения и др.
Должен уметь:
- использовать на практике этикетные требования к библиотекарю.
Раздел 2. Нормы библиотечной этики.
Тема 2.1. Свободный доступ к информации.
Студент должен знать:
- документы, подтверждающие права граждан на свободный доступ к информации (ФЗ РФ О библиотечном деле, ФЗ РФ Об информации, информатизации и защите информации, Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря, Уставы библиотек и др.),
- этические вопросы предоставления информации и ее практического применения,
должен уметь:
- анализировать спорные ситуации с точки зрения действующего законодательства и норм библиотечной этики.
Тема 2.2. Недопустимость цензуры в библиотеке.
Студент должен знать:
- краткую историю цензуры в российских библиотеках,
- Федеральный Закон РФ О библиотечном деле о недопустимости цензуры в библиотеках,
- формы проявления цензуры в библиотеках (при комплектовании фондов библиотек, при выдаче изданий детям и подросткам, при использовании ресурсов Интернет и др.).
должен уметь:
- анализировать спорные ситуации с точки зрения действующего законодательства и норм библиотечной этики.
Тема 2.3. Конфиденциальность чтения.
Студент должен знать:
- о сохранении государственной, коммерческой и личной тайны чтения (конфиденциальности).
- ФЗ РФ О библиотечном деле об использовании сведений о пользователях библиотек, читательских запросах,
- зарубежный опыт политики конфиденциальности чтения,
- случаи использования сведений о пользователях библиотек, их читательских запросах, предпочтениях в чтении.
должен уметь:
- использовать на практике спорные ситуации.
Тема 2.4. Приоритетное библиотечное обслуживание.
Студент должен знать:
- ФЗ РФ О библиотечном деле о группах читателей, которые пользуются особыми правами в обслуживании (пользователи библиотек детского и юношеского возраста, пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, национальные меньшинства, слепые и слабовидящие),
- библиотечные сервисные услуги для отдельных категорий пользователей: ученых, предпринимателей, работников органов местного самоуправления и др.
должен уметь:
- анализировать спорные ситуации с точки зрения действующего законодательства и норм библиотечной этики.
Раздел 3. Организационная культура библиотечного коллектива.
Тема 3.1. Организационная культура.
Студент должен знать:
- понятие организационная культура,
- основные элементы, типы организационной культуры,
- позитивные и негативные ценности библиотеки,
- факторы формирования организационной культуры,
- методы поддержания организационной культуры, формирование команды, единомышленников, распределение ролей,
должен уметь:
- практически определять типы организационной культуры.
Тема 3.2. Этика руководителя библиотеки.
Студент должен знать:
- стили руководства библиотекой (пассивный, агрессивный, позитивный),
- черты эффективного руководителя,
- приемы успешного руководителя (умение слушать, четкая формулировка задания, внимание на реальную проблему, раскрытие творческого потенциала работников, объяснение особенностей сложившейся ситуации, умение идти на компромиссы и др.).
Должен уметь:
- подготовить сообщение по теме урока.
Тема 3.3. Конфликты в библиотеке.
Студент должен знать:
- группировку конфликтов (деловые и личностные; конструктивные и деструктивные; открытые и скрытые; скоротечные и затяжные),
- стратегии поведения в конфликте (избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество),
- конфликты между руководителями и сотрудниками библиотеки (роли в конфликте, причины возникновения конфликтов),
- межличностные и межгрупповые конфликты в библиотечном коллективе,
- конфликты при общении с пользователями библиотеки (причины возникновения конфликтов, пути выхода из типичных конфликтных ситуаций).
Должен уметь:
- анализировать конфликтные ситуации.
Самостоятельная работа.
Раздел 4. Библиотечная профессиология в разработке модели личности специалиста.
Студент должен знать:
- современные требования к личности библиотечного специалиста (профессиональная компетентность, моральные, деловые качества личности и др.)
- теоретическая (идеальная) и эмпирическая (реальная) модели личности профессионала (по материалам социологических исследований в российских и зарубежных библиотеках),
- изменения требований к профессиональным качествам библиотекарей
- комплекс профессиональных качеств библиотекаря на современном этапе: профессиональные знания, умения, навыки; компьютерная грамотность; языковая культура; общая культура; моральные и деловые качества личности.
Студент должен уметь:
- составить портрет идеального библиотекаря, работающего в том или ином отделе библиотеки.
Раздел 5. Законодательные основы профессиональной этики библиотекаря
Студент должен знать:
- законодательную базу профессиональной этики библиотекаря,
- Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря (принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации 1999 г., 2011 г.)
- вопросы, рассматриваемые в кодексах профессиональной этики библиотекарей разных стран: цели и задачи библиотек, принципы взаимоотношений с пользователями и коллегами, с вышестоящими организациями, отношение к культурному наследию и формирующимся информационным потокам и др.
Студент должен уметь:
- делать сравнительный анализ кодексов профессиональной этики библиотекарей разных стран.
5.2. Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
Формы контроля (контрольная работа, зачёт, экзамен)
Содержание текущего, промежуточного или итогового контроля
Обоснование степени
сложности
курс
семестр
III
V
Зачет
Письменно ответить
Степень сложности
определяется тртретребованиями
требованиями
программы
на теоретические
определяется
определяется тртретребованиями
требованиями
программы
вопросы по всему курсу
требованиями
Этика и психология профессион
программы
профессиональной
деятельности
Контрольно-диагностические материалы
Пояснительная записка.
Контроль знаний и умений студентов по предмету Этика и психология профессиональной деятельности входит в цикл Общепрофессиональные дисциплины, обеспечивающих профессиональное обучение библиотечных работников.
Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения по предмету Этика и психология профессиональной деятельности проверочную, обучающую, развивающую и воспитательную функции. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате учения.
Контроль дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, субъективных самооценочных суждений, развитие потребности в самоконтроле.
Контроль охватывает весь объем содержания учебного курса: 48 часов по специальности 51.02.03 Библиотековедение (очная и заочная форма обучения).
Программа контроля включает знания:
- государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования;
- целей, задач, содержания и структуры предмета;
- основ библиотечной этики.
Программа включает умения:
- применение полученных теоретических знаний по предмету;.
- использование современных инновационных технологий в обслуживании читателей библиотек.
Программа контроля помогает проследить реализацию требований к уровню общей образованности выпускника:
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;
- умеет использовать полученные знания и методы по Этике и психологии профессиональной деятельности в профессиональной и иной деятельности;
- готов к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; с пользователями библиотеки;
- обладает устойчивым стремлением к самосовершенствованию, стремится к творческой самореализации.
Знания проверяются на всех уровнях усвоения: репродуктивном, преобразующем, творческом.
Программа контроля включает в себя итоговый контроль.
Оценка знаний и умений студентов отвечает следующим требованиям:
- объективности;
- индивидуального характера.
- гласности;
- обоснованности.
III курс V семестр.
Итоговый контроль охватывает 48 часов содержания учебной дисциплины, форма – письменная контрольная работа.
Студент должен знать:
- этические аспекты библиотечной профессии;
- нормы библиотечной этики;
Студент должен уметь:
- Овладеть теоретическими знаниями по предмету;
- Практически использовать полученные знания;.
- Из предложенных вопросов правильно выбрать ответ;
- Грамотно оформить ответы на тест.
Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке (по пятибалльной системе).
Критерии оценки:
5 - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, за умение связывать теорию с практикой. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение в письменной форме.
4 - если студент ответил на поставленные вопросы, но имеет отдельные неточности по содержанию и форме ответа.
3 - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно , допускает неточности.
2 - если студент имеет бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, неуверенно излагает материал.
Оценка выполнения заданий в тестовой форме – дихотомическая: один правильный ответ – один балл, неправильный ответ – ноль баллов.
100-90 % правильных ответов – 5
90-75 % правильных ответов – 4
75-50% правильных ответов – 3
менее 50% - 2
Тест по дисциплине Этика и психология профессиональной деятельности
1. В библиотеке мы можем наблюдать разные формы общения: вербальные и невербальные. К вербальным средствам общения относится (укажите верное утверждение):
А) общение с помощью слов,
Б) общение с помощью жестов,
В) общение с помощью мимики.
2. По типу реакции собеседники могут быть мобильные и ригидные. Для мобильного собеседника характерны следующие черты (укажите верные утверждения):
А) легко переключается на общение с разными собеседниками,
Б) ему требуется некоторое время, чтобы втянуться в беседу,
В) слушает внимательно, говорит неспешно, вдумчиво,
Г) речь быстра, непроизвольно торопит ответы собеседника,
Д) в конце разговора обязательно подведет итог сказанному,
Е) длинные беседы для него невыносимы.
3. По стилю взаимодействия собеседники могут быть доминантные и недоминантные в общении. Доминантный в общении собеседник ведет себя следующим образом (укажите верные утверждения):
А) обращаясь к собеседнику, он чувствует себя просителем,
Б) его не волнуют соображения типа уместно ли…, не помешает ли…,
В) деликатен, отзывчив, предупредителен,
Г) при любом общении настроен оставить впечатление превосходства,
Д) легко перебивает сам, не дает перебивать себя другим,
Е) уступчив, нерешителен, терпелив,
Ж) склонен перекладывать решение проблем на собеседника,
З) жесткий, напористый, решительный.
4. С какими барьерами при общении могут столкнуться библиотекари при проведении поэтического вечера для взрослых в читальном зале библиотеки (укажите верные утверждения):
А) с возрастным барьером,
Б) гендерным барьером,
В) культурным барьером,
Д) пространственным барьером,
Е) психологическим барьером.
5. По мнению специалистов в публичной речи больше всего запоминается (укажите верные утверждения):
А) яркое впечатление от первых слов выступающего,
Б) логически построенная основная часть выступления,
В) заключительная фраза выступающего.
6. В психологии общения выделяются два вида слушания (укажите верные утверждения):
А) активное слушание,
Б) автоматическое слушание,
В) пассивное слушание,
Г) внимательное слушание.
7. Правила этикета предписывают входящему в помещение человеку здороваться первым. Как должен вести себя библиотекарь, если читатель не поздоровался с ним, входя в библиотеку (укажите правильное утверждение):
А) дожидаться, когда читатель первым поздоровается,
Б) поприветствовать читателя первым,
В) демонстративно не обращать на читателя внимание.
8. При телефонном разговоре библиотекарь должен (укажите верные утверждения):
А) поздороваться,
Б) назвать наименование библиотеки,
В) молча выслушать говорящего по телефону.
9. Правом приоритетного обслуживания в публичных библиотеках пользуются (укажите верные утверждения):
А) предприниматели,
Б) люди преклонного возраста,
В) читатели детского и юношеского возраста,
Г) инвалиды,
Д) научные работники.
10. Все читатели имеют право на свободный доступ к информации. Какие издания недопустимы в публичных библиотеках (укажите верные утверждения):
А) издания, содержащие информацию, представляющую угрозу национальной безопасности,
Б) издания непристойного содержания, пропагандирующие насилие, порнографию,
В) издания, содержащие информацию об изготовлении оружия, наркотиков,
Г) издания эротического содержания,
Д) издания детективного жанра.
Правильные ответы:
1 – а
2 – а, г, е
3 – б, г, д, з
4 – в, д
5 – а, в
6 – а, в
7 – б
8 – а, б
9 – б, в, г
10 – а, б, в
6.условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины
6.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Карта учебно-методического обеспечения
Учебный раздел Этика и психология профессиональной деятельности
1. Форма обучения – очная, всего часов –48 ч., из них уроки –32 ч.
Специальность – 51.02.03 Библиотековедение
Таблица 1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)
Таблица №1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание издания
Вид занятия, в котором используется
Число обеспечиваемых часов
Количество экземпляров
Библиотека колледжа
1
2
3
4
Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для высш. и сред. профес. уч. зав. культ. и иск-в / Г.А.Алтухова. – М.: Изд-во МГУКИ; ИПО Профиздат, 2000. – 112 с. – (Серия Современная библиотека. Вып.3).
Лекции
20
1
Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря: учебное пособие/ Г.А.Алтухова.- М.Литера, 2008.- 168с. (Современная библиотека. Вып.39)
Лекции
6
1
Библиотечная этика в странах мира: сборник кодексов. – СПб: Изд-во РНБ, 2002. – 156 с.
Лекции
2
1
Бородина,В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-метод. пос. /В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 166с. – (Серия Библиотекарь и время. Вып.7).
Лекции
Самост.
работа №1
3
2
1
1
Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение /А.Н.Ванеев. – СПб.: Профессия, 2002. – 128 с. – (Библиотечный практикум).
Лекции
Самост.
работа
3
2
1
1
Справочник библиотекаря /Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., пер. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 495 с.
Лекции
6
1
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)
Библиографическое описание издания
Вид занятия, в котором используется
Число обеспечиваемых часов
Количество экземпляров
Библиотека колледжа
1
2
3
4
Сукиасян, Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб. статей и докладов. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 448 с.
Лекции
10
1
Библиотекарь и читатель: проблемы общения. Вып.2. Выбор оптимальных способов общения с читателями в условиях муниципальной библиотеки. - СПб.: РНБ, 2000. – 99 с.
Лекции
6
1
Библиотечная этика в странах мира: сборник кодексов. – СПб: Изд-во РНБ, 2002. – 156 с.
Лекции
2
1
Томсон, П. Самоучитель общения. – СПб.: Питер, 2000. – 256 с.: ил. – (Сам себе психолог).
Лекции
3
2
1
1
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению
Наименование и описание средств обучения
Вид занятия,
в котором используется
Число обеспечиваемых часов
Кол-во экземпляров
1. Компьютер
Лекции
Практич.работа
Самост.работа
144
1
2. Документы на разных носителях
Лекции
Практич.работа
Самост.раб.
144
2000
3. Принтер
Самост.раб.
144
1
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета библиотековедения
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Урок по теме Этика общения в библиотеке
Форма урока: лекция
Цель урока: изучить особенности общения в профессии библиотекаря.
Задачи:
- изучить составные элементы культуры общения,
- качества библиотекаря, необходимые для профессионального общения,
- цели общения,
- средства общения (вербальные, невербальные),
- познакомиться с психологическими типами собеседников.
Ход урока.
1. Вербальные средства общения.
2. Невербальные средства общения.
3.Основные элементы культуры общения.
4. Качества, необходимые библиотекарю для профессионального общения, для успешной работы по обслуживанию читателей.
5. Цели общения.
6. Психологические типы собеседников: по типу реакции, по способности к саморегуляции, по типу психологической направленности, по стилю взаимодействия.
Задание. Подготовить сообщение о невербальных средствах общения.
8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это активные формы индивидуальной деятельности надавленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи, творческое осмысление пройденного материала.
Целью разрабатываемой системы самостоятельных работ по разделу Этика и психология профессиональной деятельности является развитие познавательной самостоятельности студентов, систематизации, закрепления и углубление теоретических знаний, формирование умений использовать различные источники информации, самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, развития исследовательских умений.
Задания являются конкретизацией лекционного материала и соответствуют основным его темам.
В данных методических рекомендациях описаны виды внеаудиторной самостоятельной работы.
Изучение курса Этика и психология профессиональной деятельности предполагает выполнение следующих работ:
- поиск источников информации по заданной теме;
- изучение литературы по проблемам курса;
- составление плана текста, конспектирование;
- подготовку сообщений для выступления на занятиях.(Основными формами контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине являются опросы).
Важнейшую роль играет подготовка самостоятельных сообщений для выступления на занятиях с целью отработки навыков публичных выступлений, умений грамотно излагать материал, рассуждать, дискутировать.
Основные требования к результатам работы:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие выполненного задания предлагаемой теме;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнениипрактических задач;
- оригинальность предлагаемых решений;
- качество оформления материала
Каждый вид самостоятельной работы оценивается по 5-ти бальной системе. Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на консультациях и занятиях.
Критерии оценки:
Оценка отлично ставится студенту, если:
- работа написана аккуратно, без помарок, разборчивым почерком;
- ответы конкретные, лаконичные;
- задания выполнены правильно.
Оценка хорошо ставится студенту, если:
-ответы конкретные и лаконичные, но могут быть незначительныенеточности;
Оценка удовлетворительно ставится, если:
- не выполнено до конца одно из заданий;
- ответы содержат некоторые неточности;
Оценка неудовлетворительно ставится, если:
- работа оформлена небрежно;
- вопросы раскрыты поверхностно.
Таблица Соотношение видов самостоятельной работы по дисциплине Этика и психология профессиональной деятельности.
Наименование тем
Перечень заданий
Содержание заданий
Часы
9 кл.
11 кл.
Раздел 3. Организационная культура библиотечного коллектива
Тема 3.3. Конфликты в библиотеке
Письменно описать и проанализировать конфликтную ситуацию по схеме
Ответить на вопросы по схеме
16
Тема 1.1. Конфликты в библиотеке.
1. Студент должен знать:
- группировки конфликтов,
- стратегию поведения в конфликте,
- причины возникновения конфликтов.
Студент дожжет уметь:
- анализировать конфликтные ситуации.
Содержание задания:
Задание:
Описать и проанализировать конфликтную ситуацию, свидетелем или участником которой был студент в библиотеке по следующей схеме:
Полное название библиотеки.
Тип библиотеки.
Место, где произошел конфликт (на абонементе при выдаче книг, в читальном зале у каталогов и др.).
Характеристика библиотекаря, участвовавшего в конфликте: социально-демографические данные, черты характера.
Характеристика читателя, участвовавшего в конфликте: социально-демографические данные, черты характера.
Тип конфликта (деловые и личностные; конструктивные и деструктивные; открытые и скрытые; скоротечные и затяжные)
Содержание и суть конфликтной ситуации.
Причины конфликта (правовые, психологические, технологические).
Инициатор конфликта.
Как разрешился конфликт.
Оптимальный вариант общения библиотекаря и читателя в данной конфликтной ситуации.
Самостоятельная работа рассчитана на 16 часов
Требования к оформлению работы:
- Сообщение должно быть представлено на уроке.
- Оформлено в произвольной форме в письменном виде.
Литература:
1. Ванеев, А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение /А.Н.Ванеев. – СПб.: Профессия, 2002. – 128 с. – (Библиотечный практикум).
2. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно - метод. пос. /В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 166с. – (Серия Библиотекарь и время. Вып.7).
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература, включая электронные ресурсы
1. Алтухова, Г.А. Профессиональная этика библиотекаря: учеб. пособие для высш. и сред. профес. уч. зав. культ. и иск-в / Г.А.Алтухова. – М.: Изд-во МГУКИ; ИПО Профиздат, 2000. – 112 с. – (Серия Современная библиотека. Вып.3).
2. Алтухова, Г.А. Основы культуры речи библиотекаря: учебное пособие/ Г.А.Алтухова.- М.Литера, 2008.- 168с. (Современная библиотека. Вып.39)
3. Библиотекарь и читатель: проблемы общения. Вып.2. Выбор оптимальных способов общения с читателями в условиях муниципальной библиотеки. - СПб.: РНБ, 2000. – 99 с.
4. Библиотечная этика в странах мира: сборник кодексов. – СПб: Изд-во РНБ, 2012. – 156 с.
5. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно - метод. пос. /В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2004. – 166с. – (Серия Библиотекарь и время. Вып.7).
6. Ванеев А.Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение /А. Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2002. – 128 с. – (Библиотечный практикум).
7. Езова, С.А. Культура общения библиотекарей. Вып.11: учеб.- метод. пособие /С. А. Езова. – М.: Либерея, 2004. – 144 с. – (Библиотекарь и время.XXI век).
8. Леонов, Н.И.Психология общения: учебное пособие для среднего профессионального образования/ Н.И.Леонов.— 4-е изд., перераб. и доп.— Москва: Издательство Юрайт, 2023.— 193с.— (Профессиональное образование).— ISBN978-5-534-10454-7. — Текст: электронный// Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:(дата обращения: 18.10.2022).
9. Паршукова, Г.Б. Технологии современного менеджмента в библиотечной деятельности: учеб. пос./Г. В. Паршукова. – Новосибирск: СО РАН; ГПНТБ, 2004. – С. 65-104.
10. Пашин, А.И. Библиотека как социально-культурная система: вопросы управления. Вып.25: учеб. - мет. пособие. /А. И. Пашин. – М.: Либерея, 2005. – 96 с. – (Библиотекарь и время.XXI век).
11. Справочник библиотекаря /Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3-е изд., пер. и доп. – СПб.: Профессия, 2005. – 495 с.
12. Стефановская, Н.А. Профессиональная этика. Опыт составления этического портрета детского библиотекаря / Н. А. Стефановская //Справочник руководителя учреждения культуры. – 2005. - № 1. – С.59-68.
13. Сукиасян, Э.Р. Библиотечная профессия. Кадры. Непрерывное образование: сб. статей и докладов. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 448 с.
14. Томсон, П. Самоучитель общения. – СПб.: Питер, 2000. – 256 с.: ил. – (Сам себе психолог).
Дополнительный список литературы, включая электронные ресурсы
1. Алтухова, Г. Беседы об этике и имидже / Г. Алтухова // Библиотека. – 2012. - № 2. – С.39-41.
2. Воробьева, С. Корпоративная культура - условие развития всех и каждого / С.Воробьева //Библиотека.-2019.- №5.- С.46-47
3. Библиотечная этика: методические рекомендации / ГБУК РХ Хакасская РДБ; [сост. Е.В. Кравцова]. – Абакан, 2022. – 24 с.
4. Гриханов, Ю. Кодекс этики - это душа профессии! /Ю.Гриханов // Библиотека.- 2015.- №12.- С.4-6
5. Гусева, А.С. Искусство общения – это и труд, и талант, и творчество /А. С. Гусева. //Мир библиотек сегодня: научно - информ. сборник. Вып.4. – М.,1998. – С.59-76.
6. Дворкина, М. И этика, и этикет / М. Дворкина, Ю. Мелентьева //Библиотека. – 2016. - № 3. – С.33-34.
7. Езова, С.А. Кодекс в контексте этикета /С.А. Езова // Библиотека.- 2014.- №2.- С.36-38
8. Езова, С.А. Коммуникативная среда обитания / С. Езова // Библиотека.- 2011.- №1.- С.17-19
9. Езова, С.А. О значимости общения и страхе публичного выступления / С.А.Езова // Библиотека.- 2009.- №6.- С. 42-43
10. Езова, С.А. По одежке встречают /С.А.Езова // Библиотека.-2011.- №11.- С.13-14
11. Збаровская, Н. Деловая игра как способ составления профессиограммы /Н. Збаровская //Библиотека. – 2011. - № 8. – С. 50 – 52.
12. Перепелица, В.В. Артистизм как профессиональная и личностная характеристика библиотекаря / В.В.Перепелица В.В.//Библиотековедение.- 2011.- № 3.- С.121-126
13. Рязанцева, Л. Искусство публичного выступления: как я говорю? / Л. Рязанцева //Библиотека. – 2005. - № 7. – С.42-46.
14. Сукиасян, Э. Тренируйте свою память / Э. Сукиасян //Библиотека. – 2006. - №1. – С.38 – 40.
15. Тихомирова, И. Таинство улыбок и интонаций / И.Тихомирова //Библиотека.- 2009.- №9.- С.52-55
17. Трушина, И. Еще раз о профессиональной этике /И. Трушина, В. Фирсов //Библиотека. – 2002. - № 11. – С. 68-72.
18. Шанченко, Н.В. К вопросу профессиональной этики в национальных библиотеках /Н. В. Шанченко //Научные и технические библиотеки. – 2004. - № 8. – С. 93-95.
Лист переутверждения рабочей программы
дисциплины (профессионального модуля)
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
(подпись)(Инициалы и фамилия)
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
(подпись)(Инициалы и фамилия)
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Номер изменения
Номер листа
Дата внесения изменения
ФИО ответственного за внесение изменения
Подпись
ответственного за внесение изменения
4