Публикации Конспект НОД по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте «Огонь и человек»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте «Огонь и человек»
Автор: Герц Елена Геннадьевна

Конспект НОД по пожарной безопасности
в старшем дошкольном возрасте
Огонь и человек
Цель. Формировать представление об окружающем мире, навыки безопасного поведения. Знакомить с историей использования огня в быту.
Средства. Свеча, спички. Иллюстрации по теме.
Ход НОД.
Воспитатель. Давайте поговорим о том, что помогает нам в жизни. Попробуйте отгадать, что это?
Он и греет, он и жжёт.
Он живой, но не живёт.
Он и светит, и слепит,
Он и добр, и сердит,
Живёт рядом с нами,
Требует внимания.
(Огонь.)
Дети отгадывают загадку, обосновывая каждое утверждение.
Воспитатель (зажигает свечу, соблюдая условия безопасностии объясняя их). Зимний вечер притих за окном. Он хмур и холоден. А мы зажжём свечку и будем смотреть на огонь. Медленно стекают капли воска. Тонкий лепесток пламени дрожит на сквозняке. Он живой. Видите, он двигается. Почему нам нравится смотреть на огонь? Наверное, потому, что в нём таится могучая сила. Он помнит о том, о чёмуже забыли люди: помнит о самом первом огне, у которого согрелись первобытные люди, когда молния зажгласухое дерево. В те далёкие времена люди не умели добывать огонь. Они бережно хранили угольки в ямах, ведь ветер или ливень могли огонь потушить. ( Показывает картинку.)
Пламя свечи помнит и о первом огне. зажжённом самим человеком. Тот огонь родился из искры, высеченной при ударе одним камнем о другой. (Показывает картинку.) Со временем у людей появилось огниво. Ещё его называли кресалом. Ударяли железной пластинкой о кремень, высекая искру, и пожигали сухой мох, шерсть или паклю. Кресало носили в кожаном мешочке на поясе. ( Показывает картинку.)
Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца, пропуская его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стёкла. Так они пленили свет. (Показывает картинку.)
Позже появилось приспособление, которым мы пользуемся до сих пор. Именно им зажжена наша свеча. Что это? (Спички.) Спички появились чуть больше 150 лет назад и были поначалу стеклянными, с головками из белого фосфора. В наши дни спички делают из дерева или картона. Они бывают разными. Есть спички, которые не гаснут на самом сильном ветру, в дождь и метель. Они нужны охотникам, геологам и морякам. Есть сигнальные спички, которые горят очень ярким разноцветным пламенем. Самые "горючие"- спички-запалы. Они не гаснут даже в воде.
Разминка.
Здесь мы учимся недаром:
(Глядят себя по голове.)
Не допустим мы пожара.
(Поднимают руки вверх, имитируют движение языков пламени.)
Спички уберём на полку,
(Имитируют действия.)
Не зажжём костёр без толку.
(Грозят пальцем.)
Будем помнить день за днём:
Осторожен будь с огнём!
(Маршируют.)
Пальчиковая гимнастика "Свеча".
На столе свеча большая
(Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой.)
Стоит стройная, прямая.
Загорелся огонёк,
(Наклоняют ладони вправо-влево.)
Заметался как зверёк.
(Оставив основания ладоней соединёнными, разводят пальцы.)
Огонёк нас освещает,
(Постукивают кончиками пальцев один о другой.)
А свеча всё тает, тает.
(Локти разводят в стороны, кладут руки на стол.)
Догорела, замигала.
(Сжимают кулаки.)
Огонь потух. Свечи не стало.
(Кладут ладони тыльной стороной на стол.)
Дидактическая игра "Самый лучший".
Дети выбирают из иллюстраций с изображением разных предметов те, которые, на их взгляд, лучше всего подходят для разжигания пламени, и объясняют свой выбор.
Воспитатель. Как вы думаете, почему люди постоянно изобретают всё более совершенные приспособления для зажигания огня? (Они стараются сделать их более удобными и безопасными.) Во все времена люди знали, каким разным бывает огонь: то добрым другом и помощником, то грозной стихией, уничтожающей всё на своём пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал её. Его уважали и боялись, любили и почитали. А какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на пламя?
Выслушивает ответы детей.
Воспитатель. Сейчас я расскажу вас сказку, которая называется "Два огня".
Зажглись на одном дворе два огня и стали между собоф разговаривать.
-Ох, брат, и погуляю я на той неделе, - говорит один огонь. - Весь дом пожгу и двор пожгу, ничего не оставлю.
-Чего это ты надумал своих хозяев обижать? - удивился второй.
-Того и надумал, что они сами меня обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затапливают, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают - опять бранятся. А я ссор не терплю. Я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: никогда "спасибо" не скажет, в печь не спрячет, до утра не укроет.
-Ну гуляй, коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо ежит. Так уж ты его не трогай! А то мои хозяева хорошие - и зажгут меня с молитвой, и погасят с добрым словом.
Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом со всем добром. Только в том доме нашли после пожара соседское деревянное колесо - лежало оно целым-целёхонькое. Вот так.
С детьми проводится беседа по вопросам.
Воспитатель.
-Как вы думаете, почему в одном доме произошёл пожар, а в других нет?
-В каких предметах может жить огонь?
-Как надо вести себя, чтобы огонь был другом, а не врагом?
Дидактическая игра "Хорошо-плохо".
Дети поочерёдно называют положительные и отрицательные свойства огня. (Хорошо, что на огне можно приготовить пищу, но плохо, что еда может подгореть. Хорошо, что у огня можно согреться, но плохо, что об него можно обжечься. И т.д.)
Воспитатель. Да, огонь бывает разным. Огонь добрый нас согревает и кормит. Попробуйте съесть сырую картошку. Невкусно? А жареная, с румяной корочкой - совсем другое дело. Её нам приготовил славный огонь-кормилец. Как вы думаете, огонь нашей свечи добрый или злой? (Ответы детей.) Наша горящая свеча - это огонь, дающий свет, Он делает всё в комнате таинственным и красивым. Но есть и другой огонь - злой и жадный. Он приносит людям беды, несчастья и разрушения. Поэтому к огню надо относиться с осторожностью: стараться использовать его полезные свойства и избегать опасных. (Гасит свечу.)
Что вас больше всего заинтересовало на занятии? (Ответы детей.)
Дома вместе с родителями прочитайте марийскую народную сказку "Как огонь с человеком подружился".