Публикации Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Автор: Мещарикова Анна Владимировна

Научная статьяОбязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.Compulsory insurance of civil liability of vehicle ownersАвтор: Мещарикова Анна ВладимировнаАннотация на русском языке: В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств на сегодняшний день является обязательной формой страхования во многих странах. Практика функционирования ОСАГО на протяжении более 10 лет выявила новые аспекты развития данного вида страхования, изменения, вносимые в законопроект, которые требуют более детальной научной проработки, что и обусловливает актуальность данной работы.The summary in English: The article discusses issues related to the problems of compulsory insurance of civil liability of vehicle owners. Insurance of civil liability of vehicle owners is currently a mandatory form of insurance in many countries. The practice of CTP functioning for more than 10 years has revealed new aspects of the development of this type of insurance, changes to the draft law that require more detailed scientific study, which determines the relevance of this work.Ключевые слова: страхование, убыток, риск, дорожное происшествие, ущерб, компенсация, такси.Key words: insurance, loss, risk, traffic accident, damage, compensation, taxi.ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, а по сути — страховой полис. Если случится ДТП, он покроет ущерб, нанесенный виновником ДТП другим автомобилям или иному имуществу, а также здоровью людей. Пострадавшему не придется требовать с виновного средства на ремонт машины или лечение: все это сделают страховые компании.Само по себе обязательное страхование автогражданской ответственности подразумевает страхование ответственности перед третьими лицами, закрепленное в ст. 931 ГК РФ [1].Страхование ввиду современных реалий имеет важнейшее значение в жизнедеятельности людей, создавая эффективное средство защиты личных и имущественных интересов граждан, а также организаций. Страховой рынок в экономических отношениях подвержен различным рискам, из-за которых страховые компании, принимающие на страхование заинтересованных лиц, не способны осуществлять свою деятельность по причине нерентабельности. Также судебная практика изобилует множеством споров между страхователями и страховщиками.Самым актуальным вопросом, связанным с ОСАГО в текущее время, является направление на ремонт на СТОА, как способ урегулирования страхового случая. С 2017 года в России начал работать закон «Об ОСАГО», в котором говорится, что пострадавшим в аварии страховщики в первую очередь предлагают ремонт авто на СТО. Эта норма прописана в п. 15.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» [2].Ремонт, как было сказано выше, – приоритетный способ возмещения ущерба потерпевшей в аварии стороне. Действуя в рамках Закона «Об ОСАГО», страховые компании обязаны восстанавливать поврежденные в дорожно-транспортных происшествиях авто.Ремонтные работы производятся в условиях СТОА, с которыми страховщики сотрудничают по договору, или у дилеров, если машине не больше двух лет. СТОА должна располагаться в радиусе 50 километрах от места жительства страхователя. Если требование не соблюдается, собственник авто может потребовать денежную выплату или направление на ремонт к официальному дилеру, даже если у страховой не заключен с ним договор.Но сегодня такая компенсация не всегда выгодна страховым компаниям. Так как многие иностранные бренды ушли с российского рынка и поставки запчастей нередко задерживаются, из-за затягивания сроков восстановления машин страховщики несут убытки в виде неустойки.В 2022 году сфера страхования испытала на себе все введенные против РФ санкции. После серьезного расширения санкций и запрета работать с перестраховщиками из так называемых «недружественных стран» вопрос о том, как искать замену, стал крайне актуальным. Потребность в замещении международной емкости составляет 105 млрд рублей, то есть почти 2 миллиарда долларов. Путь решения данной задачи выстраивается следующим образом. Во-первых, происходит перераспределение и рост стоимости перестраховочной защиты, поиск новых емкостей, сокращение входящего перестрахования (в первую очередь, из-за текущего рейтинга Российской Федерации и отзыва международных кредитных рейтингов у российских компаний). Во-вторых, отыскиваются новые регионы для сотрудничества, в ходе которых рассматриваются встречный входящий перестраховочный бизнес [3].Стоимость восстановительного ремонта по полису ОСАГО рассчитывают согласно Положению Банка России №755-П. Средняя цена деталей с 2021 года установлена отдельно для каждого российского региона, каждые три месяца она обновляется.При этом для определения стоимости комплектующих страховщик обращается к справочникам средней стоимости автозапчастей, которые формирует РСА. Сведения о ценах разных комплектующих периодически обновляются, чтобы соответствовать актуальным значениям. С недавнего времени в справочниках учитываются цены на детали от сторонних производителей, если на рынке отсутствуют оригинальные запчасти.Тема ОСАГО для такси всегда была острой. Водители таких машин намного чаще других эксплуатируют свои ТС. Причем, не всегда делают это аккуратно и с соблюдением ПДД. Как итог — большой процент аварийности в этом сегменте и высокая цена страховки, которая вызывает протесты водителей. Кроме того, многие таксисты сталкивались с трудностями покупки полиса, особенно, если вспоминали о необходимости продлить страховку в последний момент. Так на дорогах появлялись незастрахованные водители такси, с которых в случае ДТП было очень сложно получить сумму для компенсации ущерба пострадавшей стороне. Теперь эту проблему взялись решать и таксопарки, и законодатели. Им удалось договориться относительно формата взаимодействия. Некоторые представители такси уверены, что стоимость полиса в данном сегменте будет год от года снижаться, а уровень безопасности пассажиров — неуклонно расти. Для этого сейчас создаются все условия.С 1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон о такси, которые потребуют от таксистов иметь не только полис ОСАГО, но и полис обязательного страхования ответственности перевозчика (ОСГОП). Такую страховку в обязательном порядке приобретают владельцы автобусов. Такая страховка работает для пассажиров поездов, электричек, самолетов и прочего общественного транспорта, за исключением метро и такси. Метро само возмещает ущерб пассажирам в случае происшествий в том же объеме, который предусмотрен законом об ОСГОП. А таксисты до сих пор оставались вне действия этого закона, хотя, по сути, это такой же общественный транспорт [4].Но у некоторых экспертов есть опасения, что с 1 сентября на линию в такси не выйдет большинство таксистов. Поскольку приобрести полисы ОСГОП они просто не смогут. Ведь закон вступит в силу с 1 сентября. И только с этой даты такие полисы будут продаваться.Сейчас, по статистике, 40 процентов таксистов не страхуются даже по ОСАГО. Так что кто застрахуется по новому виду страхования, даже предположить сложноНа самом деле это не коснется тех таксистов, которые уже имеют такие разрешения. Они смогут оформить договор ОСГОП в течение 60 суток с момента вступления в силу закона.Возникнут сложности у тех, кто решит работать таксистом после 1 сентября. Дело в том, что закон о такси предусматривает несколько важных моментов. Первый - получение разрешения от региональных властей на работу в качестве перевозчика. Именно этот документ подтверждает право человека быть перевозчиком. И именно на основании наличии этого документа страховщик может заключить с водителем договор о страховании по ОСГОП.Прошлой осенью также ужесточили требования для таксистов. Тогда из ряда водителей исключили тех, чей стаж меньше трех лет. Запретили работать также имеющим медицинские противопоказания, лишенным прав, подвергавшимся аресту за нарушение ПДД два и более раз за год, имеющим судимость за тяжкое преступление. Запрет коснулся даже тех, у кого более трех неоплаченных штрафов за нарушение ПДД. Водителей обязали оформлять ИП, стать самозанятым или заключить договор с юрлицом. Эти ограничения привели к повышению цен на перевозки.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.01. 1996, № 5 ст.410.2. Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 N 40-ФЗ // Собрание законодательства РФ», 06.05.2002, N 18, ст. 1720.3. Сейдалиев, Г. Д. Страхование автогражданской ответственности в условиях кризиса / Г. Д. Сейдалиев, И. Н. Ткаченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 553-555. — URL: (дата обращения: 09.09.2024).4.