Публикации Методическая разработка "Физическое развитие дошкольников через подвижные игры"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "Физическое развитие дошкольников через подвижные игры"
Автор: Солодкая Ирина Павловна

Физическое развитие дошкольников через подвижные игрыДвигательная активность на фоне положительных эмоций позволяет шире задействовать костно-мышечную, дыхательную, сердечно-сосудистую системы ребёнка, что улучшает обмен веществ детского организма и благотворно сказывается на здоровье.В игре ребёнок осуществляет многие движения из специальных занятий, однако, присутствие интересной подачи, инициативы, фантазии, непринуждённости, эмоциональности происходящего выгодно отличает игру от упражнений.Подвижные игры помогают совершенствовать двигательные умения и навыки ориентировки в пространстве, развивать ловкость, меткость, быстроту, внимание и скорость реакции, учат действовать одному и совместно с коллективом, вырабатывают волю к победе. Организация и проведение подвижных игр в детском саду При организации подвижных игр в детском саду необходим учёт важных моментов: Возрастная категория и физическая подготовка детей Как известно, в дошкольном возрасте выделяют младший (4-5 лет), средний (5-6 лет), старший (6-7 лет) возраст. Для каждого субпериода есть свои подвижные игры в зависимости от сложности. Темпераментный тип детей Одни дети всегда активны, быстро усваивают суть, не умеют или не любят ждать, уступать, точно соблюдать правила, стараются показать себя и могут не замечать других. В работе с ними необходимо делать особый акцент на соблюдении правил. Поначалу можно объединять таких детей для отдельных игр – с более сложными действиями. Хорошо подойдут и такие игры, где результат зависит от качества выполнения задания, а не только от быстроты.Другие дети стеснительны, медленнее усваивают правила либо же просто боятся проиграть, поэтому в игру вступают с неохотой, неуверенно. Лучше не давать им сразу командные роли, пусть они подключатся к игре вместе с другими – и постепенно сами начнут проявлять инициативу! Важно одобрение даже малых успехов, а вот принуждение к игре, наоборот, запрещено. Подойдут подвижные игры с простыми действиями, где необходимо проявить внимание, ловкость, аккуратность.Встречаются и дети, несколько отстающие в развитии от сверстников и не способные наравне с ними усваивать правила, включаться в игру, а также чрезмерно замкнутые и пассивные. Пусть они сначала поиграют в небольшом отдельном кругу (2-3 ребёнка). Не забывайте сопровождать и поддерживать их. Со временем можно подключать к ним более активных детей, а затем приглашать их в общие подвижные игры. Погодные условия Целесообразнее проводить подвижные игры на свежем воздухе, например, на прогулке. В помещение же их переносят преимущественно в холодное время года (зима, конец осени, начало весны) или в дни с плохой погодой. Оборудование игровой площадки Для проведения подвижных игр требуется достаточная площадь игрового пространства, отсутствие опасных либо способных помешать игре факторов, наличие всего необходимого реквизита и снаряжения. Правила игры Подвижные игры обязательно сопровождаются правилами; Объяснять правила игры следует чётко, лаконично; при этом нельзя переключаться на другие темы. В конце следует обязательно уточнить, все ли дети поняли правила, а в процессе игры следить за их соблюдением. Распределение ролей Используйте жеребьевки и считалочки – их применение поможет избежать разногласий и сделает игру увлекательней. Руководство Педагог сопровождает, поддерживает и направляет игру. Дети должны усвоить, что нужно стараться никого не ударить, не сталкиваться с другими;  в игре «Салки» – легонько касаться рукой, а не бить и не хватать за одежду, если кто-то упал – не смеяться над ним, а помочь подняться. Восприятие победы и поражения Можно организовать беседу в кругу детей. Объясните, что в игре бывает по-разному: один раз проиграл, другой раз выиграл. Если кто-то выиграл, не надо дразнить других. Если кто-то проиграл, не нужно обижаться или огорчаться, всё получится! Анализ игры После игры нужно подвести итог – и только в положительном ключе! Старайтесь подчеркнуть конкретные заслуги и достижения, пусть и небольшие. Негативные моменты тоже можно отметить, но с выражением надежды, что в следующий раз будет лучше, после чего похвалить всех детей. Подвижные игры в группе детского сада При организации подвижных игр в группе: освободите по возможности больше пространства;позаботьтесь о наличии всей необходимой атрибутики и реквизита;подберите подвижные игры, подходящие для условий группы. Лучше подойдут подвижные игры индивидуального и подгруппового характера, игры с перестраиванием детей или действиями по одному. В гимнастическом зале и на улице можно свободно проводить командные подвижные игры, использовать бег врассыпную, метание, эстафеты. Игры, включаемые в состав физкультурного занятия, должны быть с действиями небольшой интенсивности, поскольку являются дополнительной нагрузкой к упражнениям. Подвижные игры на улице Участие свежего воздуха делает подвижные игры, проводимые на улице, наиболее полезными и значимыми. При этом площадка должна быть свободна от всего, что может помешать игре, вызвать огорчение детей или травмы. В прохладную погоду рекомендуется использовать подвижные игры с активными движениями, а в жаркие дни – с более спокойным содержанием, чтобы дети не испытывали перегрева и утомления. В дни, когда есть физкультурное, логоритмическое, музыкальное занятие, подвижные игры проводятся в середине или в конце прогулки.При правильном подходе подвижные игры научат детей играть честно, быть внимательными и организованными, ловкими и быстрыми, помогут развитию речевых умений, покажут, как правильно выигрывать и проигрывать, сформируют дружеские взаимоотношения, командный дух, подарят здоровье, радость и много-много отличного настроения!