Публикации Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение»
Автор: Вовнейко Наталия Николаевна


СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………………………4
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ТРЕБОВАНИЯ К……………………………………..6
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ………………..6
4. Структура учебной дисциплины………………………………………………………7
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ПРОГРАММНЫЙ МИНИМУМ, ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ)…………………………….9
6. условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины………………………………….15
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ………………………………..17
8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ………………………………………………18
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………20
10. Лист переутверждения рабочей программы дисциплины
(профессионального модуля)………………………………………………………………………..22
11.ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ …….23
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Краеведение является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 51.02.03 Библиотековедение, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. N 1357. углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности по специальности 51.02.03 Библиотековедение библиотекарь, специалист по информационным ресурсам готовится к следующим видам деятельности:
1. Технологическая деятельность (классификация библиотечных документов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение; применение прикладного программного обеспечения, Интернета; информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек).
2. Организационно-управленческая деятельность (планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотек; ведение учетной документации и контроль за качеством предоставляемых услуг населению; прием управленческих решений, руководство коллективом библиотеки).
3. Культурно-досуговая деятельность (реализация досуговой и воспитательной функции библиотеки, организация досуговых мероприятий; обеспечение дифференцированного библиотечного обслуживания пользователей библиотеки; приобщение к национальным и региональным традициям).
4. Информационно-аналитическая деятельность (использование коммуникативных и информационных технологий в профессиональной деятельности; применение мультимедийных технологий; оценивание результативности различных этапов информатизации библиотеки; анализ деятельность отдельных подсистем автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС) и формулировка требований к их дальнейшему развитию; использование внешних баз данных и корпоративных ресурсов библиотечно-информационных систем).
Общие и профессиональные компетенции
Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам должен обладать ОБЩИМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам должен обладать ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ:
Технологическая деятельность:
ПК 1.3 Обслуживать пользователей библиотек, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий.
ПК 1.4 Использовать формы и методы научно-методической деятельности.
Организационно-управленческая деятельность:
ПК 2.3 Осуществлять контроль за библиотечными технологическими процессами.
ПК 2.4 Выявлять и внедрять инновационные технологии, способность применять знание принципов организации труда в работе библиотеки.
ПК 2.5 Соблюдать этические и правовые нормы в сфере профессиональной деятельности.
ПК 2.7 Ведение документации в управленческой деятельности библиотеки.
Культурно-досуговая деятельность:
ПК 3.4 Приобщать пользователей библиотек к национальным и региональным традициям.
ПК 3.5Создавать комфортную информационную среду, обеспечивающую дифференцированный подход к различным категориям пользователей.
ПК 3.6 Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.
Информационно-аналитическая деятельность:
ПК 4.1 Использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ПК 4.2 Использовать прикладное программное обеспечение в формировании библиотечных фондов.
ПК 4.3 Создавать и использовать базы данных в профессиональной деятельности.
ПК 4.4 Использовать информационные ресурсы и авторитетные файлы корпоративных информационных систем.
ПК 4.5 Использовать программные средства повышения информационной безопасности.
Рабочая программа дисциплины Документоведение может быть использована в следующих областях профессиональной деятельности выпускников:
-Область профессиональной деятельности выпускников: организация работы библиотек всех видов, библиотечных систем, библиотечно-информационных центров, ведение библиотечно-библиографических и информационных процессов.
- Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
государственные, региональные, муниципальные библиотеки и информационные центры;
библиотеки учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм;
документные и информационные фонды;
библиотечно-информационные ресурсы и программное обеспечение;
пользователи библиотек всех видов.
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина Краеведение в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к П.М.01 Технологическая деятельность.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ - ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения учебной дисциплины является:
- подготовка специалистов, владеющих технологией организацией краеведческой деятельности библиотеки.
Задачами изучения учебной дисциплины являются:
- изучение краеведческих документных массивов библиотек по разным признакам, процессов формирования и учета;
- выработка умений ориентироваться в краеведческих документах, имеющихся в фондах библиотек;
- приобретение навыков аналитико-синтетической переработки документов и индексирования с использованием информационных технологий;
- изучение форм и методов работы с краеведческими документами .
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения курса обучающийся должен:
иметь практический опыт:
- овладения практическими навыками работы с документами разных видов;
- составления библиографической записи различных видов краеведческих документов для традиционных и автоматизированных поисковых систем (ИПС);
- составления краеведческих библиографических пособий;
уметь:
- моделировать, комплектовать, учитывать и хранить краеведческий библиотечный фонд;
- анализировать краеведческий документ для составления библиографической записи;
- выполнять библиографические справки;
знать:
- виды и формы краеведческих каталогов и картотек, баз данных;
- технологию краеведческого библиографического обслуживания.
Рабочая программа составлена в соответствии с Рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы (
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется с использованием средств электронного обучения, с применением дистанционных образовательных технологий.
тестирующие системы (НЭШ)
информационно-справочные системы
электронные учебники (ЭБС Лань)
электронные энциклопедии (библиотека колледжа: электронный читальный зал Президентскойбиблиотекиимени Б.Н.Ельцина)
справочники (библиотека колледжа: электронный читальный зал Президентскойбиблиотекиимени Б.Н.Ельцина)
электронные дидактические материалы
образовательные видеофильмы
фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры, фотоизображения окружающего мира (природы и общества) и т.п.
аудиофрагменты
ноты, партитуры
презентации
В зависимости от целей занятий могут использоваться электронная почта, социальные сети, мессенджеры
4. Структура учебной дисциплины
Объем времени, выделяемый на МДК, дисциплины
В соответствии с учебным планом обязательная учебная нагрузка по дисциплине Краеведение на специальности 51.02.03 - Библиотековедение - 104 часов, 52 часа отводится на самостоятельную работу студентов, максимальная нагрузка - 156 часов.
Изучение дисциплины Краеведения проходит в 5 семестре по 2 часа в неделю, в 6 семестре по 4 часа в неделю.
Форма итогового контроля – экзамен.
Тематический план
Специальность 51.02.03 Библиотековедение
Форма обучения – очная
Наименование
разделов и тем
Макс. учебная
нагрузка
Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения (в том числе по программе воспитания)
Сам.
раб.
Всего часов
Теор.
Практ.
Раздел 1. Библиотековедение
Введение в курс
2
2
2
Тема 1.1. История развития краеведения в России. Библиотечное краеведение на современном этапе
4
4
4
Тема 1.2. Основные категории пользователей краеведческой литературы и индивидуальная работа с ними
4
4
2
2
Тема 1.3. Организация массовой работы с краеведческой литературой в краевых, областных библиотеках, ЦБС
18
4
4
14
Тема 1.4. Устные, наглядные формы массовой работы, комплексные формы работы с краеведческой литературой
19
2
4
15
Тема 1.5. Основные направления краеведческой работы в библиотеках В.Новгорода
4
4
4
Раздел 2. Краеведческие фонды и каталоги
Тема 2.1. Краеведческий фонд как основа краеведческой деятельности. Состав краеведческого фонда
8
8
4
4
Тема 2.2. Источники выявления и приобретения документов
8
4
4
4
Тема 2.3. Отбор документов для краеведческого фонда
4
4
4
Тема 2.4. Организация краеведческого фонда
6
6
6
Тема 2.5. Особенности библиографической записи отдельных видов краеведческих документов
8
8
4
4
Тема 2.6. Система классификации краеведческих документов. Таблицы ББК для краеведческих каталогов библиотек, их структура
6
2
2
2
2
Тема 2.7. Особенности систематизации краеведческих документов
8
8
2
6
Тема 2.8. Организация краеведческого каталога. Сводный каталог
7
4
4
3
Раздел 3. Краеведческая библиография
Тема 3.1. Виды краеведческих изданий
8
4
2
2
4
Тема 3.2. Система библиографических указателей по краеведению. Пособия, составленные библиотеками Новгородской области
6
6
4
2
Тема 3.3. Технология краеведческого библиографического обслуживания в библиотеках
12
12
4
8
Тема 3.4. Технология составления краеведческих библиографических пособий.
14
12
4
8
2
Тема 3.5. Заключительный итоговый урок (проведение массового мероприятия)
10
2
2
8
ВСЕГО ПО ПРЕДМЕТУ:
156
104
64
40
52
Тематический план
Специальность 51.02.03 Библиотековедение
Форма обучения – заочная
Наименование
разделов и тем
Макс. учебная
нагрузка
Кол-во аудиторных часов при очной форме обучения (в том числе по программе воспитания)
Сам.
раб.
Всего часов
Теор.
Практ.
Раздел 1. Библиотековедение
Тема 1.1. Библиотечное краеведение, проблемы и перспективы развития
8
2
2
6
Тема 1.2. Организация краеведческой работы библиотек с читателями
14
4
2
2
10
Тема 1.3. Основные направления краеведческой деятельности библиотек
22
2
2
20
Раздел 2. Краеведческие фонды и каталоги
Тема 2.1. Формирование краеведческого фонда
12
2
2
10
Тема 2.2. Особенности систематизации краеведческих документов
24
4
2
2
20
Тема 2.3. Особенности описания краеведческих документов
22
2
2
20
Раздел 3. Краеведческая библиография
Тема 3.1. Виды краеведческих изданий
8
8
Тема 3.2. Система библиографических указателей по краеведению.
12
2
2
10
Тема 3.3. Краеведческий справочно-библиографический аппарат
8
2
2
6
Тема 3.4. Краеведческое справочно-библиографическое обслуживание
26
2
2
24
ВСЕГО ПО ПРЕДМЕТУ:
156
22
10
12
134
Распределение учебной нагрузки по семестрам
Специальность – 51.02.03 "Библиотековедение"
Форма обучения - очная
Вид учебной работы
Всего
Номер семестра
5
6
Аудиторные занятия:
- теоретические занятия: (лекции);
64
16
48
- практические занятия: (семинары);
40
16
24
Самостоятельная работа
52
16
36
ВСЕГО:
156
48
108
Вид итогового контроля
Экзамен
Диф. зачет
Экз.
Форма обучения- заочная
Вид учебной работы
Всего
Номер семестра
5
6
Аудиторные занятия:
- теоретические занятия: (лекции);
12
6
6
- практические занятия: (семинары);
10
4
6
Самостоятельная работа
134
67
67
ВСЕГО:
156
77
79
Вид итогового контроля
Экзамен
К.р.
Экз.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ И СОДЕРЖАНИЮ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО, ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ (ПРОГРАММНЫЙ МИНИМУМ, ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ).
5.1 Содержание учебной дисциплины
Требования к знаниям:
Раскрыть специфику формирования и организации краеведческого фонда с учетом краеведческой деятельности местных библиотек.
Овладение практическими навыками работы с краеведческими документами разных видов.
Выработка умений и практических навыков ориентировки в краеведческих документах, имеющихся в фондах библиотек, практической работы с книгами и периодическими изданиями.
Высокая культура обслуживания потребителей краеведческой информации в соответствии с современными требованиями.
Раздел 1. Библиотековедение.
Тема 1.1. История развития краеведения в России. Библиотечное краеведение на современном этапе.
Студент должен знать:
- возникновение краеведения в России,
- библиотечное краеведение в современных библиотеках.
Студент должен уметь:
- понимать проблемы и перспективы краеведения в библиотеках.
Тема 1.2. Основные категории пользователей краеведческой литературы и индивидуальная работа с ними.
Студент должен знать:
- группы пользователей краеведческой литературы.
Студент должен уметь:
- организовывать индивидуальные формы работы с краеведческой литературой.
Практическая работа. Индивидуальная информация, индивидуальная беседа.
Тема 1.3. Организация массовой работы с краеведческой литературой в краевых, областных библиотеках, ЦБС.
Студент должен знать:
- формы и методы массовой работы с краеведческой литературой.
Студент должен уметь:
- организовывать массовое мероприятие по краеведению в библиотеке.
Самостоятельная работа. Разработка сценария массового мероприятия.
Тема 1.4. Устные, наглядные формы массовой работы, комплексные формы работы с краеведческой литературой.
Студент должен знать:
- устные, наглядные формы обслуживания пользователей.
Студент должен уметь:
- разработать макет библиотечной выставки по краеведению.
Самостоятельная работа. Разработка и оформление книжной выставки на краеведческую тему.
Тема 1.5. Основные направления краеведческой работы в библиотеках В.Новгорода.
Студент должен знать:
- направления краеведческой деятельности библиотек В.Новгорода.
Студент должен уметь:
- изучить опыт краеведческой работы одной из библиотек В.Новгорода и подготовить сообщение.
Раздел 2. Краеведческие фонды и каталоги.
Тема 2.1 Краеведческий фонд как основа краеведческой деятельности. Состав краеведческого фонда.
Студент должен знать:
- понятия краеведческий фонд, краеведческий документ,
- взаимодействие библиотек с другими организациями и учреждениями по линии создания единого краеведческого фонда.
Студент должен уметь:
- определять классификацию краеведческих документов по разным признакам.
Практическая работа.
Экскурсия в архив или музейную библиотеку.
Тема 2.2. Источники выявления и приобретения документов.
Студент должен знать:
- основные источники выявления и приобретения краеведческих документов.
Студент должен уметь:
- выявлять и приобретать новые издания;
- выявлять и приобретать издания прошлых лет (ретроспективные).
Самостоятельная работа.
Работа с тематическими планами издательств.
Тема 2.3. Отбор документов для краеведческого фонда.
Студент должен знать:
- основные критерии отбора документов для краеведческого фонда.
Студент должен уметь:
- понимать особенности отбора краеведческих документов в ЦБС между ЦБ и филиалами.
Тема 2.4. Организация краеведческого фонда.
Студент должен знать:
- основные процессы организации краеведческого фонда: обработка, учет, размещение, расстановка и обеспечение сохранности.
Студент должен уметь:
- понимать организацию фонда взрослой библиотеки и особенности организации краеведческого фонда детской библиотеки.
Тема 2.5. Особенности библиографической записи отдельных видов краеведческих документов.
Студент должен знать:
- одноуровневое библиографическое описание и аналитическое описание документов.
Студент должен уметь:
- описывать краеведческие документы.
Практическая работа. Описание краеведческих документов.
Тема 2.6. Система классификации краеведческих документов. Таблицы ББК для краеведческих каталогов библиотек.
Студент должен знать:
- систему классификации краеведческих документов по таблицам ББК.
Студент должен уметь:
- понимать структуру таблиц ББК.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Тема 2.7. Особенности систематизации краеведческих документов.
Студент должен знать:
- правила и методы систематизации.
Студент должен уметь:
- систематизировать краеведческие документы.
Практическая работа. Систематизация документов.
Тема 2.8. Организация систематического краеведческого каталога. Сводный каталог.
Студент должен знать:
- организацию и оформление КСК.
Студент должен уметь:
- понимать особенности отбора литературы для СКС.
Самостоятельная работа.
Раздел 3.Краеведческая библиография.
Тема 3.1. Виды краеведческих изданий.
Студент должен знать:
- виды изданий по целевому и читательскому назначению,
- художественную литературу о крае и местные периодические издания.
Студент должен уметь:
- определять виды изданий по целевому и читательскому назначению.
Практическая работа. Определение видов изданий по целевому и читательскому назначению.
Самостоятельная работа. На практике познакомиться с видами изданий по краеведению.
Тема. 3.2. Система библиографических указателей по краеведению. Пособия, составленные библиотеками В.Новгорода.
Студент должен знать:
- систему библиографических пособий по краеведению,
- библиографические пособия, выпускаемые библиотеками В.Новгорода.
Студент должен уметь:
- анализировать научно-вспомогательные и рекомендательные краеведческие пособия.
Практическая работа. Характеристика указателя Литература о Новгородской области
Тема 3.3. Технология краеведческого библиографического обслуживания в библиотеках.
Студент должен знать:
- организацию справочно-библиографического обслуживания по краеведению,
- типы справок и методику из выполнения.
Студент должен уметь:
- выполнять краеведческие справки разных типов.
Практическая работа. Выполнение библиографических краеведческих справок.
Тема 3.4. Технология составления краеведческих библиографических пособий.
Студент должен знать:
- алгоритм составления краеведческого библиографического пособия.
Студент должен уметь:
- разработать программу рекомендательного краеведческого пособия.
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Тема 3.5. Заключительный итоговый урок.
Студент должен уметь:
- подготовить и провести массовое мероприятие.
Практическая работа. Проведение массового мероприятия.
Самостоятельная работа. Организация проведения массового мероприятия.
5.2. Требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля
курс
семестр
Формы контроля
(контрольная работа, зачет, экзамен)
Содержание текущего, промежуточного или итогового контроля
Обоснование степени сложности
III
V
Контрольная работа
Письменно ответить на вопросы: основные направления работы библиотек по краеведению и формированию краеведческого фонда
Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы
III
VI
Экзамен
Письменно ответить на теоретические и практические вопросы по краеведению
Степень сложности определяется индивидуальными способностями учащегося и требованиями программы
Контрольно-диагностические материалы
Пояснительная записка.
Контроль знаний и умений студентов по предмету Краеведение входит в цикл Общепрофессиональные дисциплины, обеспечивающих профессиональное обучение библиотечных работников.
Благодаря контролю между преподавателем и студентами устанавливается обратная связь, которая позволяет оценивать динамику усвоения учебного материала, действительный уровень владения системой знаний, умений и навыков и на основе анализа вносить соответствующие коррективы в организацию учебного процесса.
Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения по предмету Документоведение проверочную, обучающую, развивающую и воспитательную функции. Показатели контроля служат главным основанием для суждения о результате учения.
Контроль дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, субъективных самооценочных суждений, развитие потребности в самоконтроле.
Контроль охватывает весь объем содержания учебной дисциплины: 156 часов по специальности 51.02.03 Библиотековедение (очная и заочная форма обучения).
Программа контроля включает знания:
- целей, задач, содержания предмета и структуры Краеведения;
- особенностей работы с краеведческой литературой;
- научно-методических основ библиографической работы библиотеки.
Программа включает умения:
- применение полученных теоретических знаний по краеведению,
- использование современных инновационных технологий в краеведении.
Программа контроля помогает проследить реализацию требований к уровню общей образованности выпускника:
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;
- умеет использовать полученные знания и методы по Краеведению в профессиональной и иной деятельности;
- готов к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами; с пользователями библиотеки;
- обладает устойчивым стремлением к самосовершенствованию, стремится к творческой самореализации.
Знания проверяются на всех уровнях усвоения: репродуктивном, преобразующем, творческом.
Программа контроля включает в себя следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый контроль.
Оценка знаний и умений студентов отвечает следующим требованиям:
- объективности;
- индивидуального характера.
- гласности;
- обоснованности.
III курс V семестр.
Рубежный контроль охватывает 48 часов содержания учебной дисциплины, форма – письменная контрольная работа.
Студент должен знать:
- понятия краеведческий документ, краеведческие фонды;
- выявление и источники комплектования краеведческой литературы;
- формы и методы обслуживания пользователей;
- библиографическую работу по краеведению.
Студент должен уметь:
- Овладеть теоретическими знаниями по краеведению;
- использовать на практике полученные знания.
Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке (по пятибалльной системе).
Критерии оценки:
5 - за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, за умение связывать теорию с практикой. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение в письменной форме.
4 - если студент ответил на поставленные вопросы, но имеет отдельные неточности по содержанию и форме ответа.
3 - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно , допускает неточности.
2 - если студент имеет бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, неуверенно излагает материал.
III курс VI семестр.
Итоговый контроль – экзамен в устной форме охватывает 104 часа.
Студент должен знать:
- Краеведческий документ как носитель и источник информации;
- Виды изданий по целевому и читательскому назначению;
- Историю развития краеведения в России;
Студент должен уметь:
- Систематизировать краеведческие документы;
- Классифицировать краеведческие библиографические пособия;
- Разрабатывать книжные выставки, массовые мероприятия по краеведению.
Каждый билет по Краеведению включает по два вопроса: теоретический и практический.
Теоретические вопросы:
Состав краеведческого фонда по разным признакам;
Библиотечное краеведение: проблемы и перспективы;
Выявление и приобретение краеведческих документов;
Основные направления краеведческой деятельности библиотек Великого Новгорода;
Технологи составления краеведческих библиографических пособий;
Структура таблиц ББК для краеведческого каталога;
Организация массовой работы и новые формы работы с литературой по краеведению;
Организация краеведческого фонда;
Справочно-библиографическое обслуживание по краеведению;
Основные категории пользователей краеведческой литературы и индивидуальная работа с ними.
Практические вопросы:
Систематизация краеведческих документов;
Выполнение справок краеведческого содержания;
Составить рекомендательную беседу по книге краеведческого содержания;
Составить примерный план подготовки и проведения Презентации краеведческого издания (книга, журнал);
Составить примерную программы Недели краеведении в библиотеке;
Результаты контроля знаний и умений студентов выражаются в оценке – (по пятибалльной системе).
Критерии оценки:
5 - за глубокий и полный, за умение связывать теорию с практикой. Грамотно, логично излагать теоретический и практический устные вопросы.
4 - если студент ориентируется в изученном материале, полно дает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности по теоретическому либо по практическому вопросам.
3 - если студент излагает материал неполно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач.
6.условия реализации ПРОГРАММЫ дисциплины
6.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Карта учебно-методического обеспечения
Раздел Краеведение
1. Форма обучения – очная, всего часов –156 ч., из них уроки –104 ч.
Специальность – 51.02.03 Библиотековедение
Таблица 1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)
Таблица №1. Обеспечение дисциплины учебными изданиями
Библиографическое описание
издания
Вид занятия,
в котором используется
Число обеспечи-ваемых часов
Кол-во экземпляров
Учебный кабинет
Библиотека колледжа
1. ГОСТ 7.60-90 Издания, основные
виды, термины и определения.
Лекция,
Практич. работа,
Самост.работа
60
6
6
2. Диомидова, Г.Н. Библиография:
Общий курс: учебник для библ. тех-
никумов и училищ культуры.- М.,2002
Лекция,
Практич. работа,
Самост.работа
20
5
10
Зиганшин, И. И. Краеведение: учеб. пособие / И. И. Зиганшин, Б. Г. Кадыров ; КИУ им. В.Г. Тимирясова (г. Казань). – 3-е изд., доп. – Казань: Изд-во Познание, 2017. – 216 с.
Маслова, А. Н. Краеведение и библиотека: Избранные статьи. — СПб.: Профессия, 2010. — 368 с.
Никонова, М. А. Краеведение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. А. Никонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр Академия, 2012. – 192 с.
6. Справочник библиотекаря/под.ред.А.Н.Ванеева,В.А.Минкина.-Изд.3-е.исправ.и допол.-СПб.,2005.
Лекция, Самост.работа
20
2
1
7. Терминологический словарь/ЛГУКИ.-СПб.,2005.
Лекция, Самост.работа
60
2
1
8. Шмакова, Г. В. Краеведение : учеб. пособие для СПО / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 116 с. — (Серия : Профессиональное образование)
Лекция, Самост.работа
10
1
2
Таблица 2. Обеспечение дисциплины учебно-методическими материалами (разработками)
Библиографическое описание издания
Вид занятия, в котором используется
Число обеспечиваемых часов
Кол-во экземпляров
Учебный кабинет
Библиотека колледжа
1. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно - метод. пос. /В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2011. – 166с. – (Серия Библиотекарь и время. Вып.7).
Лекция
Самост.работа
10
1
1
3. Карташов, Н.С. Региональное библиотековедение:практическое пособие.-М.:Либерея, 2004.
Лекция
Самост.работа
10
1
1
4. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек: учебно - метод. пос. /Г.К. Олзоева . – М.: Либерея – Бибинформ, 2016. – 120 с. – (Серия Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 43.).
4. Справочник библиотекаря/под.ред.А.Н.Ванеева,В.А.Минкина.-Изд.3-е.исправ.и допол.-СПб.,2005.
Лекция
Самост.работа
10
1
1
5.Новгородская областная универсальная научная библиотека: официальный сайт:[Краеведение].-nounb.ru
6.2. Требования к материально-техническому обеспечению
Наименование и описание средств обучения
Вид занятия,
в котором используется
Число обеспечиваемых часов
Кол-во экземпляров
1. Компьютер
Лекции
Практич.работа
Самост.работа
144
1
2. Документы на разных носителях
Лекции
Практич.работа
Самост.раб.
144
2000
3. Принтер
Самост.раб.
144
1
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета библиотековедения
7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ
Урок по теме: Систематизация краеведческих документов.
Форма: КВН.
Цель: Познакомиться со структурой таблиц для краеведческих каталогов.
Задачи:
- освоить структуру ББК для систематизации краеведческих документов;
- определять индексы краеведческих документов.
Группа делится на две команды.
Конкурсы:
- Конкурс приветствия (название, девиз, эмблема, приветствие).
- Разминка (знания по разделу).
- Домашнее задание (реклама краеведческого катлога).
- Определение индекса для краеведческого издания.
- Поэтический (развлекательный). Сочинить стихи (библиотека, библиотекарь, библиография, книга, фонды, читатель, документ, мечтатель, индекс, ББК).
- Что, где, когда? (два участника, которые в течение 3- 5 минут найдут ответ на вопросы по справочным изданиям).
- Конкурс капитанов (домашнее задание: рассказ сказочного героя о том, что такое ББК).
Оценочный лист для жюри:
Названия команд
Конкурс капитанов
Конкурс приветствия
Разминка
Домашнее задание
Определение вида издания
Поэтический
Что,
где,
когда?
Высший балл 10
Высший
балл 10
1 балл за
правильный ответ
Высший балл 10
1 балл за
правильный
ответ
Высший балл 10
5 баллов
за правильный
ответ
8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Пояснительная записка
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это активные формы индивидуальной деятельности надавленные на закрепление пройденного материала, формирование умений и навыков быстро решать поставленные задачи, творческое осмысление пройденного материала.
Целью разрабатываемой системы самостоятельных работ по дисциплине Краевевдение является развитие познавательной самостоятельности студентов, систематизации, закрепления и углубление теоретических знаний, формирование умений использовать различные источники информации, самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, развития исследовательских умений.
Задания являются конкретизацией лекционного материала и соответствуют основным его темам.
В данных методических рекомендациях описаны виды внеаудиторной самостоятельной работы.
Изучение курса Краеведение предполагает выполнение следующих работ:
- поиск источников информации по заданной теме;
- изучение литературы по проблемам курса;
- составление плана текста, конспектирование;
- подготовку сообщений для выступления на занятиях.(Основными формами контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине являются опросы).
Важнейшую роль играет подготовка самостоятельных сообщений для выступления на занятиях с целью отработки навыков публичных выступлений, умений грамотно излагать материал, рассуждать, дискутировать.
Основные требования к результатам работы:
- уровень освоения студентом учебного материала;
- соответствие выполненного задания предлагаемой теме;
- умение студента использовать теоретические знания при выполнениипрактических задач;
- оригинальность предлагаемых решений;
- качество оформления материала
Каждый вид самостоятельной работы оценивается по 5-ти бальной системе. Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на консультациях и занятиях.
Критерии оценки:
Оценка отлично ставится студенту, если:
- работа написана аккуратно, без помарок, разборчивым почерком;
- ответы конкретные, лаконичные;
- задания выполнены правильно.
Оценка хорошо ставится студенту, если:
-ответы конкретные и лаконичные, но могут быть незначительныенеточности;
Оценка удовлетворительно ставится, если:
- не выполнено до конца одно из заданий;
- ответы содержат некоторые неточности;
Оценка неудовлетворительно ставится, если:
- работа оформлена небрежно;
- вопросы раскрыты поверхностно.
Таблица Соотношение видов самостоятельной работы по дисциплине Документоведение.
Наименование тем
Перечень заданий
Содержание заданий
Часы
9 кл.
11 кл.
Раздел 1. Общее
документоведение.
17
Тема 1.3. Организация массовой работы с краеведческой литературой в краевых, областных библиотеках, ЦБС
1. Познакомиться с опытом работы новгородских библиотек по краеведению
1. Оформить письменно.
14
Тема 1.4 Устные, наглядные формы массовой работы, комплексные формы работы с краеведческой литературой
1. Оформить план проведения массового мероприятия
1.Оформить письменно
15
Тема 2.2. Источники выявления и приобретения документов
1. Составить схему по теме урока
1. Оформить письменно.
4
Тема 2.6. Система классификации краеведческих документов. Таблицы ББК для краеведческих каталогов библиотек, их структура
1. Изучить классификацию краеведческих документов в библиотеке
1. Записать анализ в тетрадь.
2
Тема 2.8. Организация краеведческого каталога. Сводный каталог.
1. Разработать памятку пользования краеведческим каталогом
1. Оформить в тетрадь.
3
Тема 3.1. Виды краеведческих изданий
1. Изучить виды краеведческих изданий на практике в библиотеке
1. Записать
в тетрадь.
4
Тема 3.4. Технология составления краеведческих библиографических пособий.
1.Изучить технологию составления библиографического пособия
1.Записать в тетрадь
2
Тема 3.5. Заключительный итоговый урок (проведение массового мероприятия)
1.Подготовить и провести краеведческое массовое мероприятие (форма на выбор)
1. Оформить сценарий
8
9. Основная литература, включая электронные ресурсы
1. Федеральный закон о библиотечном деле: Принят Гос.думой 23.11.94 г.//Библиотека. – 1995. - № 3. – С. 41-56.
2. Федеральный закон Об обязательном экземпляре.
3. Областной закон О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Новгородской области: областной закон принят областной Думой 26 ноября 2008 года. .- Текс: электронный.
4. ГОСТ 7.6-90 Издания. Основные виды. Термины и определения: Введ. 01.01.91.- Москва: Изд.-во стандартов, 1990.- 29 с.
5 Диомидова, Г.Н. Библиография:Общий курс: учебник для библ. техникумов и училищ культуры.- М.,2002
6. Зиганшин, И. И. Краеведение: учеб. пособие / И. И. Зиганшин, Б. Г. Кадыров ; КИУ им. В.Г. Тимирясова (г. Казань). – 3-е изд., доп. – Казань: Изд-во Познание, 2017. – 216 с.
7. Карташов, Н.С. Региональное библиотековедение:практическое пособие.-М.:Либерея, 2004.
6. Маслова, А. Н. Краеведение и библиотека: Избранные статьи. — СПб.: Профессия, 2010. — 368 с.
7. Никонова, М. А. Краеведение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. А. Никонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр Академия, 2012.– 192 с.
8. Справочник библиотекаря/под.ред.А.Н.Ванеева,В.А.Минкина.-Изд.3-е.исправ.и допол.-СПб.,2005.
9. Терминологический словарь/ЛГУКИ.-СПб.,2005.
10. Шмакова, Г. В. Краеведение : учеб. пособие для СПО / Г. В. Шмакова. — 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 116 с. - (Серия Профессиональное образование).
Дополнительный список литературы, включая электронные ресурсы
Библиотечное дело: Терминологический словарь/РГБ.-3-е изд.-Москва,1997.
Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учебно - метод. пос. /В. А. Бородина. – М.: Либерея, 2011. – 166с. – (Серия Библиотекарь и время. Вып.7).
3. Бушуев, С.В. Энциклопедии для детей: Какую предпочесть//Мир библиографии.- 1998.-№ 1.-С. 68-71
4. Диомидова, Г.Н. Библиография: Общий курс: учебник для библ. техникумов и училищ культуры.- Москва,2020.- Текст:электронный.
5. Майстрович Т.В. Электронный документ в библиотеке: вып.71.-Санкт- Петербург, 2007.-(Серия Библиотекарь и время.XXI век)
6. Майстрович, Т.В. Энциклопедии на компакт-дисках//Мир библиографии.- 2008.-№ 4.-С.64- 70
7. О содержании понятия неопубликованные документы// Науч. и технические библиотеки.-2007.- № 5.-С.13- 17.
8. Сапунов, Б.В. Книга в России в XI- XIII вв./Б.В.Сапунов.,под ред. С.П.Луппова.-Ленинград :Наука, 2000
9. Соляник, А.А. Документоснабжение библиотечных фондов:Вып.66.-Спб.,2007.-(Серия Библиотекарь и время.XXI век)
10. Столяров, Ю.Н. Соотношение книги с иными видами документов// Книга: Исследование и материалы.- 2009.- Сб. 58.- С.5- 19
11.Новгородская областная универсальная научная библиотека: официальный сайт:[Краеведение].-nounb.ru
Лист переутверждения рабочей программы
дисциплины (профессионального модуля)
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
(подпись)(Инициалы и фамилия)
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
Рабочая программа: __________________________________________
___________________________________________________________
одобрена на 20__/20__ учебный год на заседании предметно-цикловой
комиссии_
от20г., протокол №
Председатель ПЦК
(подпись)(Инициалы и фамилия)
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
Номер изменения
Номер листа
Дата внесения изменения
ФИО ответственного за внесение изменения
Подпись
ответственного за внесение изменения
HYPER13PAGE HYPER15
2