Публикации Внеурочное занятие "Семейные ценности"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочное занятие "Семейные ценности"
Автор: Майорова Тамара Викторовна

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: Наша страна - Россия.
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме:
Наша страна – Россия. Кемерово - наша малая Родина
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия Родина, осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, плакат по теме классного часа, интерактивные задания, подключение к интернету.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и интерактивную игру.
Ход урока:
Вступление.
Ребята, здравствуйте. Я рада вас видеть сегодня в нашем классе и хочу поздравить с Днём Знаний. Подарите друг другу свои улыбки, а я вам желаю хорошего настроения и активности не только на протяжении всего занятия, но и всего учебного года.
II. Основная часть.
Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем говорить на очень важную для каждого из вас тему, а что это за тема, вы узнаете, отгадав загадку:
Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,
Живут в нём солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья,
Живёшь в том доме светлом ты и все твои друзья.
(Родина.)
И тема нашего классного часа звучит так: Наша страна -Россия.
2. Просмотр видеоролика.
(Просмотр видеоролика и прослушивания песни М. Бернеса С чего начинается Родина?)
Вам понравился ролик?
Какие кадры из этого ролика вы запомнили?
Понравилась ли вам песня?
Учитель: Как каждый из нас понимает слово Родина. Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова Родина и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали?
Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия родина (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.
1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Мы любим свой язык и свою родину... 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Учитель: Как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется малая Родина. А как вы думаете у вас есть малая Родина? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Великий Новгород.
Учитель: Ребята назовите пословицы о Родине, о малой Родине. (Ответы учеников)
Без корня и полынь не растет.
Без любви к человеку нет любви к родине.
В каком народе живешь, того обычая и держись.
В родном краю сокол, в чужом — ворона.
В своем болоте и лягушка поет, а на чужбине и соловей молчит.
Где родился, там и пригодился.
Учитель: Мы живем на берегу великой русской реки – Волга. Кто знает название песен или песни, где упоминается наша река? (Ответы учеников).
Волга в сердце впадает мое.
Течет река Волга
Песня о Волге
Учитель:Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. Проведем с вами виртуальную экскурсию по интересным и значимым местам Кузбасса
Учитель:Викторина. Я буду задавать вопросы, а вы должны будите отгадать, что это за место.
История Кузбасса
Сколько лет назад на территории современной Кемеровской области появился первобытный человек? (100-150 тыс. лет назад).
Назовите места древнейшего расселения первобытного человека на территории Кемеровской области. (Поселения Древнекаменного века у села Шестаково на берегу рекиКия. Томская писаница в Яшкинском районе – деревня Усть – Писанная.)
Как назывался город, который был единственным городом в уезде до 1918 года? (Кузнецк).
Кто покорил Сибирское Ханство в 1582 году? (Ермак)
Кто и в каком году открыл на территории Кемеровской области месторождения угля? (Михайло Волков в 1721 году.).
Где был найден первый Горючий камень? (В районе Горелой Горы, близ деревни Кемерово.).
Как назывался город Кемерово до 1943 года? (Щегловск.).
Назовите основные отрасли промышленности Кузбасса. (Угольная, черная и цветная металлургии, химическая, энергетика,машиностроение)
(И т.д. См. презентацию)
Ими гордится Кузбасс
Человек, вышедший первым в открытый Космос. (Алексей Архипович Леонов. Родился в деревне Листвянка Тисульского района.)
Гимнастка, победительница Олимпийских игр 1977 года. (Маша Филатова. 15 летняя воспитанница Ленинск – Кузнецкой гимнастической школы)
Один из первых космонавтов долгожителей станции Салют - 5 (Борис Валентинович Волынов, родом из Прокопьевска).
Героиня Великой Отечественной войны. (Вера Волошина. г. Кемерово)
Многократный чемпион мира по боксу среди профессионалов. (Юрий Арбачков).
Писатель Кузбасса. Заслуженный работник культуры РСФСР. (Виктор Баянов, Зинаида Чигарева.)
Атлет, первый чемпион мира и Европы на проходившем в Германии форуме тяжелоатлетов. (Александр Воронин).
Какие имена и в каком году были присвоены двум малым планетам - астероидам? (Кемерово и Волошина в 1982 году).
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру Передай сердечко и скажи словечко (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (Ответы детей:герб, флаг, гимн).
На доске плакаты с гербом и флагом Великого Новгорода.
Учитель:Посмотрите – это герб Кемерово. Что изображено на нем?
ГербКемеровоявляется частью истории города.
Геральдическое описание герба города Кемерово:
"В пересеченном червленом и черном поле - узкий золотой пояс в виде двух расходящихся и вписанных головок хлебных колосьев, из-за которого вниз выходит также золотое зубчатое колесо (о двух видимых косвенно спицах); посередине все накрыто серебряной ретортой с горлышком, наклоненным влево"1.
Фигуры герба города Кемерово символизируют исторически сложившиеся главные направления промышленного развития города:
- реторта - химическую промышленность;
- зубчатое колесо - машиностроение;
- колосья - плодородие земли, связанное с применением минеральных удобрений, вырабатываемых на химических предприятиях города.
Примененные в гербе цвета символизируют:
червлень (красный цвет) - труд, мужество, энергию и силу;
черный цвет - мудрость, а также основное богатство области, центром которой является город Кемерово, - каменный уголь;
серебро (белый цвет) - чистые помыслы, надежность и доброту;
золото (желтый цвет) - богатство и процветание
Если обратить внимание на фото герба Кемерово, можно заметить интересную композицию. Она указывает на то, что город славится высокоразвитой промышленностью. Классический геральдический щит поделен на 2 горизонтальные части. Верхняя имеет красный цвет. В центральной части символа изображена белая химическая реторта. Слева и справа от сосуда находятся пшеничные колосья. Внизу сосуда нарисована шестерня. Окантовка щита, колосья и шестеренка окрашены в золотой цвет. Название города написано сверху.
Учитель: Второй символ Кемерово – это флаг. Описание флага.
Описание флага города Кемерово:
"Прямоугольное двухстороннее полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры из герба города Кемерово, выполненные красным, черным, желтым и белым цветом".
Флаг города Кемерово составлен на основе герба города Кемерово и повторяет его символику.
Официальными символами Кемерово является флаг и герб. К ним относится и эмблема города. Это изображение мемориала Михаилу Войлокову. Кемеровчане считают его родоначальником города. День шахтера отмечают 23 августа. В него рудознатец и добыл уголь в 1968 г. Памятник стоит недалеко от месторождения полезного ископаемого.
Площадь, на которой находится мемориал, названа в честь Волкова. Памятник располагается на постаменте, похожем на скалу. Мемориал изображен возле треугольника. Он олицетворяет угольный террикон. Название населенного пункта находится слева. На треугольнике написан год основания 1918.
Однако первое упоминание о Кемерово встречается еще в 1701 г. Оно указано в “Хорографической чертежной книге” географа и топографа С.И. Ремезова.
После конца Октябрьской революции с 9 по 17 мая 1918 г. проходил съезд депутатов в Щеглове. Результатом стало преобразование села в уезд Щеглов. Потом территория была частью различных административных единиц России.
Только 27 марта 1937 г. населенный пункт переименовали в Кемерово. Город делают райцентром Кузбасса. А 26 января 1943 г. Кемерово стал административным центром.
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель:Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (Ответы детей: Гимн – это торжественная песня.).
Учитель: Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Учитель: Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте. Дети слушают и поют гимн Кемерово.
Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
Вам оно понравилось?
По какому городу мы путешествовали? (Кемерово).
Чем для нас является Кемерово? (Малой родиной).
Какие памятные места Кузбасса вы запомнили?
Какие символы Кемерово вы запомнили? (Герб, Флаг, Гимн).
Перспективный этап:
Учитель: Где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Кемерово, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать каким Кемерово был раньше.
4. Проверить свою работу по представленным критериям. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл. Полученные результаты соотнесите с таблицей интерпретации результатов.
Критерии оценивания:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания
Баллы
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу
1
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия
1
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия Разговоры о важном и содержит разработки:
1
- сценария
1
- интерактивных заданий для школьников
0
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)
0
- видеоролика
1
- методического описания
0
- презентации в формате ppt, pdf
1
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер
0
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся
1
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)
1
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна
1
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе
1
Итого
10
Интерпретация результатов:
0–4 балла
Разработанный региональный компонент требует серьезной доработки
5–9 баллов
Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям
10–14 баллов
Разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне
Вывод:Разработанный региональный компонент выполнен на должном дидактическом и методическом уровне