Публикации Краеведческий материал на уроках географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Краеведческий материал на уроках географии
Автор: Корбут Юрий Ильич

Краеведческий материал на уроках географии.Понятнее и доступнее всего изучать географию на примере родного края. Краеведение - одна из составляющих содержания образования учащихся, потому что Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает федеральный, национально-региональный и школьный компоненты среднего образования. В педагогическую литературу и школьную практику понятие "краеведческий подход" или "краеведческий принцип" вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.Чтобы понять и по достоинству оценить и по – настоящему полюбить свой родной край, нужно хорошо его знать. Как раз таким подходом по накоплению знаний и социального опыта в курсе «География» и является краеведческий материал. Он основывается на понятии «родной край». Краеведческий подход в географии – это особая форма общения и основа взаимодействия ученика с окружающим миром. Именно понятие «родной край» является главным звеном при реализации краеведческого подхода. «Родной край» - (Святое Белогорье) территория которая изучается при знакомстве с краеведческой литературой и топонимическими материалами, путём непосредственных наблюдений и исследований во время походов и экскурсий. «Своя местность» - (Святое Белогорье), где непосредственно проживают и учатся дети -территория, доступная наблюдению учащимися во время учебной и внеклассной работы в окрестностях школы при проведении учебных и внеклассных экскурсий. Обращаясь к краеведческому материалу, я стараюсь давать детям не только предметную подготовку, но и развивать у них способность жить в мире разнообразных социальных проблем, также учащиеся должны уметь находить необходимые ресурсы для их решения, оперативно применять полученные знания в разных жизненных ситуациях. Форма проведения краеведческих уроков и внеклассных мероприятий, на котором ребенок может заинтересоваться и раскрыться разнообразны. Можно сначала ввести какие-то элементы. Например: познакомить с каким-нибудь материалом, подготовить сообщения по темам. Затем предложить задания: нарисовать рисунки, сочинить стихотворения или загадки о родном крае, растениях и животных. Дети с удовольствием это делают. Особенно им интересно разгадывать кроссворды и ребусы о городах, реках и животных малой родины.В настоящее время на уроках становится возможным применение мультимедийной доски, проектора, ноутбуков. Использование фильмов, компьютерных презентаций позволяет шире использовать краеведческий материал по родному краю, более рационально организовывать урок, делать его красочным, наглядным, насыщенным, концентрирует внимание учеников. В сценарии таких уроков можно включать различные материалы, чередуя изображения с рассказом, цитированием и другого. На уроках с компьютерной поддержкой высвобождается время, которое можно использовать для дополнительных заданий. Конечно краеведение - это экскурсии по родному краю. В нашей школе это традиционные походы осенью и в начале лета. Дети готовятся заранее, изучают маршрут, собирают рюкзаки . Все эти «малые путешествия » проходят незабываемо. Ребята получают не только заряд бодрости и прекрасного настроения, но еще и учатся взаимовыручке, дружбе, пониманию. Ну и конечно в процессе путешествий изучают родной край по которому проходит маршрут путешествия. Особенно детям нравятся походы на Белгородскую засечную черту – памятник старины XVII века и в пойму реки Тихая Сосна. Собранный материал, фотографии затем обрабатывается, оформляются альбомы.Очень интересны детям задания на топонимику родного края. Эта область краеведения связывает между собой воедино три области знаний: географию, историю и лингвистику. Изучая топонимы дети лучше начинают понимать историю родного края, Ведь большинство топонимов и микротопонимов образованы от фамилий и имен жителей сел и деревень, а также от физико – географических особенностей местности. Названия тесно связаны с общественной жизнью народов, населяющих ту или иную местность. Менялись исторические условия, а значит, менялись и географические названия.Так бывший город крепость Усёрд (1637 г.), когда отпала необходимость защиты южных окраин государства от набегов Крымских и Ногайских татар распался на три поселения. Стрельцы основали на месте города Усёрд село Стрелецкое, казаки – село Казацкое, а пушкари- село Малобыково. Названия отражают историю региона, мудрость народа. Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. – Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна – всё имеет свои имена».Итак, главная цель краеведения заключается в том, чтобы краеведческий материал умело обобщал, и вёл школьников в широкий мир, чтобы в местных фактах они учились видеть отражение общих закономерностей природы и человеческого общества, учились видеть далекое через близкое, общее через частное. В сложившихся в стране социально-экономических условиях выпускники дальнейшую жизнь связывают в большинстве случаев со своей Малой Родиной.Чтобы добиться успеха в обучении краеведению, необходимо, чтобы материал был для детей доступен. Тогда на уроках географии будет происходить развитие интереса к предмету. Краеведческий материал используется и во внеклассной работе, особенно на предметных неделях. Эти направления тесно связаны между собой, и дополняют друг друга. Внеклассные занятия обогащают и расширяют краеведческие знания учащихся и создают наилучшие предпосылки для применения краеведческого материала на уроках.На мой взгляд, если в процессе обучения повысится познавательная активность ученика, то повысится качество образования выпускника, его общественно – активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру своего края, своей страны. Список источников информации.И.И. Жиленкова, Топонимы Белгородской области. Учебное пособие по лингокраеведению.Изд.2-е Белгород, 2012Н.Ф..Д. Лисецкий, А.Н..Петин География Белгородской области. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 2006И.Г.Пархоменко. Белгородская губерния.Учебное пособие. Белгород, 2002