Публикации Путь к Экологическому человеку или, что нужно знать родителям об экологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путь к Экологическому человеку или, что нужно знать родителям об экологии
Автор: Шмелева Татьяна Ивановна

Путь к Экологическому ЧеловекуКак известно, есть «время разбрасывать камни» и есть «время собирать камни». И последнее уже приблизилось. Каких только экологий сейчас нет: и адиоэкология, и гелиоэкология, и экология души... А проблема не решается, наоборот: и с природой дело не улучшается, и человек не становится лучше, "Где же выход? Если исходить из позиции «собирания камней», то станет понятно: на самом деле должна быть одна-единственная Экология в прямом .смысле этого слова — знание о Доме, причем под Домом можно понимать различные масштабы среды обитания: от ближайшего окружения до Вселенной. Дomom может быть и сам человек — носитель своего внутреннего мира. Изменится ли к лучшему деятельность человека на планете, если у него не будет необходимых знаний о себе и о своем Доме для того, чтобы его жизнь в нем была мирной, здоровой, гармоничной и созидательной? Конечно, нет! Без этих знаний ничего не изменится. Гармоничная жизнедеятельность возникнет только из гуманного мировоззрения, из тонкого чувствования и восприятия мира, из любви ко всему миру. Если не будет этой любви как основы, сколько бы знаний человек ни приобрел, они не станут созидательными. Поэтому истинная Экология как наука должна быть знанием с большой буквы, -пронизанным любовью и гуманизмом. Такая же задача стоит и перед экологическим воспитанием и образованием дошкольников. Сколько бы ребенок ни запомнил названий растений, сколько бы ни посадил деревьев и цветов, если при этом не зажигается в нем любовь — все бесплодно. На самом деле, может быть, не надо было бы создавать отдельного экологического образования, если бы мы воспитывали по-настоящему знающего, нравственного и творческого Человека. Убеждена, такой человек был бы не способен разрушать, уничтожать. Такого человека, способного жить в гармонии со всем миром, хочется назвать Экологическим Человеком. Любое воспитание, как нам представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. Сердце есть исток человечности в человеке. Недаром древние греки говорили: «слушать сердцем», «смотреть глазами сердца», «думать сердцем». «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца»,— писал В. Сухомлинский. Так еще раз твердимся на том, что экологическое воспитание дошкольников без воспитания сердца невозможно. И срок для этого отпущен небольшой — семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.Что же способствует воспитанию сердца прежде всего? Любовь и Красота. Б них есть тот живой огонь, от которого зажигаются огоньки сердец. Мы же знаем: огонь возгорается от огня. Красота — это то, что возвышает одухотворяет, очищает, несет радость и просветление. Конечно, имеется в вид» настоящая, подлинная Красота. Об этом приходится говорить, потому что в последние годы происходят подмена ценностей, искажение понятий. За красоту выдают порой безобразие. Но чистое сердце всегда знает, где подлинное. Так дети, особенно в раннем возрасте, видят и откликаются на настоящее, на подлинное, на то, что несет свет. Потому, что в них самих есть еще этот свет.Где же мы можем найти Красоту, в чем она? Без сомнений, можно сказать: в Природе, в Искусстве, в Человеке. Природа — целый кладезь красоты. Любя природу, общаясь с ней, человек обогащается духовно, чувственно, заряжается энергией добра. Без общения с Природой трудно представить воспитание сердца. Необходимо дать детям эту возможность, сделать все возможное, чтобы они хотя бы периодически окунались в мир Природы, при этом давая им определенную свободу, возможность слиться, войти с ней в контакт. Память сердца надолго сохранит это общение. И пусть они не все запомнят из того, что хотелось бы нам, воспитателям,— главное не в этом. Если в их маленькие сердца войдут радость, любовь, сострадание — это будет самым главным Знанием.Мы должны помнить, что сами дети часто не замечают Красоту вообще, и в Природе в частности. В этом мы, взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, но через сердце, через свое восхищение, удивление, радость и любовь. Это не значит, что мы должны выплескивать все свои чувства наружу, но просто иметь их в себе и быть честными. Надо стараться избавиться от всякой нарочитости и формальности, в воспитании юных, нежных сердец этого быть не должно. Трудно, конечно, но необходимо. Российское воспитание этим, на мой взгляд, всегда отличалось, было человечным, искренним, сердечным.Вспоминаю одного из самых сердечных воспитателей Василия Александровича Сухомлинского и его книгу «Сердце отдаю детям», и сами собой возникают в памяти слова: «От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи». Красота Искусства, как и нерукотворная красота Природы, способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Дети должны слушать красивую музыку, видеть замечательные произведения живописи, прикладного искусства, слышать высокую поэзию, даже если порой она не полностью доступна их пониманию. Дети дошкольного возраста еще не в состоянии анализировать произведения Искусства, они воспринимают их сердцем, и поэтому все, что мы им даем, должно быть, как говорил Сухомлинский, «воплощено в ярких образах».Важно окружить детей красивыми образами. До семи лет дети особенно восприимчивы первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Великий Платон говорил: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни. А от красивой жизни к абсолютной красоте». Так люди уже две с половиной тысячи лет назад поняли первостепенное значение образов Красоты в продвижении человека к лучшей жизни, к человечности.Говоря о Красоте, нельзя не сказать об очень важном — о способности человека, ребенка воспринять эту Красоту. Без восприятия Красоты она останется сама по себе. Можно сколько угодно стоять перед самым прекрасным произведением Искусства и остаться равнодушным, ничего не почувствовать. Поэтому научить ребенка восприятию Красоты в первые годы детства есть очень важная задача. Делается это путем планомерного развития в детях внимания к окружающему миру, способности замечать, реагировать, думать и творить самостоятельно. Все это как бы «раскрывает каналы», по которым возникает связь с явлениями Красоты. Творческие занятия, в ходе которых мы помогаем детям достигать Красоты, этому способствуют так же, как наблюдения, размышления, любование и вслушивание в музыку, Природу, в картины и многое другое, что несет в себе Добро и Красоту. Дети с ранних лет получают возможность расширить свое сознание, свое восприятие. Им не всегда в этом помогают, но, если помогают, эта способность к саморазвитию остается на всю жизнь.Красота Человека — неотъемлемая часть триады Красоты. Это красота человеческого духа, человеческих чувств, мыслей. Сколько таких прекрасных образов хранит человеческая история! Это и великие народные герои, и подвижники всех времен и народов. Их большие и благородные поступки, их жизнь могут служить примером для подражания. В древности люди воспитываясь на примере героев народного эпоса; былины, например, были для них живым контактом с чем-то совершенным. И нам, воспитателям нового поколения, надо представить тот идеал человека, к которому мы стремимся. Известный русский философ и педагог Н. В. Шелгунов писал: «В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства, настраивающие душу на подвиги любви и благородства. И разве история предоставляет мало примеров героев?» Конечно, маленьким детям более доступны герои народного эпоса, а детям старшего дошкольного возраста можно рассказать о жизни замечательных людей с использованием иллюстративного материала, который поможет создать образ времени и культуры той страны, в которой жил и творил герой. Это могло бы стать своеобразным введением детей в историю и культуру.Все, о чем говорилось выше, отражено в культурно-экологической программе «Семицветик», главной целью которой является воспитание более совершенного в нравственном, мировоззренческом, творческом плане Человека. Можно его назвать Экологическим Человеком, можно просто Человеком с большой буквы. Что касается темы Любви в воспитании такого Человека, то чем больше ее анализировать, тем очевидно меньше ее ощущаешь. Она либо есть, либо ее нет. Будем надеяться, что есть!Используемая литература:Культурно-экологическая программа «Самоцветик» подед. В.Ашикова,«О воспитании» В.А.Сухомлинский,«Создание условий для экологического воспитания детей» С.Н.Николаева