Публикации Путь к Экологическому человеку или, что нужно знать родителям об экологии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путь к Экологическому человеку или, что нужно знать родителям об экологии
Автор: Шмелева Татьяна Ивановна

Контрольные задания
для определения уровня сформированности экологических знаний у детей второй младшей группы
Проводится индивидуально с каждым ребенком
Задание № 1 Цель: Определить уровень знаний о растениях и представителях животного мира
Оборудование: три большие картинки, на которых изображены лес, луг, огород.
Фигурки животных (3-4 вида), птиц (3-4 вида), овощи (3-4 вида), фрукты (3-4 вида), насекомые (3-4 вида).
Вопросы:
Кто живет в лесу?
Кто сидит на ветке?
Расскажи, что выросло на грядке?
Кто сиди на цветочке?
Протокол уровня обследования

Фамилия и имя ребенка
Уровень развития
высокий
средний
ниже среднего
1.
Оля Б.

2.
Никита Н.

3.
Алеша С.

4.
Витя Ф.

5.
Катя М.

6.
Надя Е.

7.
Света И.

8.
Коля Д.

9.
Саша К..

10.
Марина У.

Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла) ребенок без особого труда отвечает на поставленные вопросы, знает характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к птицам, насекомым, животным, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Средний уровень (2 балла) ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении. знает характерные признаки, но иногда допускает незначительные ошибки, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к птицам, насекомым. животным, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Уровень ниже среднего (1 балл) ребенок часто допускает ошибки, затрудняется назвать характерные признаки, на поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то совсем не верно. Интереса не проявляет.
Задание № 2 Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира.
Проводится индивидуально с каждым ребенком
Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование: комнатные растения (3-4 вида), лейка, салфетка, поддон.
Вопросы:
Назови это растение (фикус).
На что оно похоже? (на дерево или травку)
Какие у него листья?
Покажи, как надо протирать листочки у растения?
А зачем надо протирать листочки?
Покажи, как надо поливать растение?
Для чего надо поливать растение?
Протокол уровня обследования

Фамилия и имя ребенка
Уровень развития
высокий
средний
ниже среднего
1.
Оля Б.

2.
Никита Н.

3.
Алеша С.

4.
Витя Ф.

5.
Катя М.

6.
Надя Е.

7.
Света И.

8.
Коля Д.

9.
Саша К..

10.
Марина У.

Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла) ребенок самостоятельно называет растения, рассказывает, как надо ухаживать за растениями, для чего, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям, насекомым, животным, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Средний уровень (2 балла) ребенок допускает ошибки в названии растений. Практические навыки и умения ухода за растениями сформированы недостаточно, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям, насекомым. животным, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Уровень ниже среднего (1 балл) ребенок затрудняется называть растения, навыки ухода за растениям не сформированы, в практической деятельности обращается за помощью к педагогу, не проявляет интерес и не выражает эмоционального отношения к растениям.
Контрольные задания
для определения уровня сформированности экологических знаний у детей средней группы
Проводится индивидуально с каждым ребенком
Задание № 1 Цель: Определить уровень знаний о растениях и представителях животного мира
Оборудование: картинки, на которых изображены лес, луг, огород.
Фигурки пресмыкающихся (2-3 вида), дикие животные (3-4 вида), домашние животные (3-4 вида), птиц (4-5 видов), овощи (3-4 вида), фрукты (3-4 вида), ягоды (3-4 вида).
Вопросы:
Ты любишь животных?
Педагог из представленных предлагает выбрать:
а) сначала пресмыкающихся;
б) диких животных;
г) домашних животных;
2. Чем они отличаются?
3. Как называется эта птица?
4. Назови, какие фрукты, овощи ты знаешь?
Протокол уровня обследования

Фамилия и имя ребенка
Уровень развития
высокий
средний
ниже среднего
1.
Оля Б.

2.
Никита Н.

3.
Алеша С.

4.
Витя Ф.

5.
Катя М.

6.
Надя Е.

7.
Света И.

8.
Коля Д.

9.
Саша К..

10.
Марина У.

Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла) ребенок без особого труда отвечает на поставленные вопросы, знает характерные признаки. Соотносит представление фауны со средой обитания. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к птицам, насекомым, животным, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Средний уровень (2 балла) ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении. знает характерные признаки, но иногда допускает незначительные ошибки, в основном соотносит представление фауны со средой обитания, проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к птицам, насекомым. животным, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Уровень ниже среднего (1 балл) ребенок часто допускает ошибки, не всегда соотносит представление фауны со средой обитания, затрудняется назвать характерные признаки, на поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то совсем не верно. Интереса не проявляет.
Проводится индивидуально с каждым ребенком
Задание № 1 Цель: Определение уровня знаний времен года
Оборудование: альбомный лист, цветные карандаши, фломастеры
Вопросы:
Какое сейчас время года?
Какое время года тебе больше всего нравится?
Нарисуй картинку, где будет изображено это время года?
Когда это бывает: свети яркое солнце, дети купаются на море? На деревьях снег, дети катаются на санках, тепло одеты? На деревьях распускаются почки, расцветают подснежники?
Протокол уровня обследования

Фамилия и имя ребенка
Уровень развития
высокий
средний
ниже среднего
1.
Оля Б.

2.
Никита Н.

3.
Алеша С.

4.
Витя Ф.

5.
Катя М.

6.
Надя Е.

7.
Света И.

8.
Коля Д.

9.
Саша К..

10.
Марина У.

Оценка результатов деятельности:
Высокий уровень (3 балла) ребенок правильно называет времена года, выделяет признаки, проявляет творчество и фантазию при ответе на вопрос: Какое время года тебе больше всего нравится?, комментирует свой рисунок, выражает эстетическое отношение к природе, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Средний уровень (2 балла) ребенок правильно называет времена года, иногда затрудняется называть их в определенной последовательности, допускает незначительные ошибки. На вопрос: Какое время года тебе больше всего нравится?, отвечает односложно, в рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года, выражает эстетическое отношение к природе, настроен на совместную деятельность с педагогом.
Уровень ниже среднего (1 балл) ребенок не всегда правильно называет времена года, не знает характерных признаков времен года, на вопрос: Какое время года тебе больше всего нравится?, называет только время года, в рисунке не может отразить характерные признаки времени года. Не выражает эстетического отношения к природе.
Контрольные задания
для определения уровня сформированности экологических знаний у детей младшей, средней и старшей группы
1.Компоненты мониторинга
Наличие и характер представлений об объектах природы.
Серия заданий – А.
Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная.
Методики - дидактическая игра Маленькие помощники
Дидактическая игра Что растёт в огороде?, викторина Природа - наш друг?, интеллектуальная игра Счастливый случай.
2.Изучение уровня отношения детей к окружающей природе.
Серия заданий – Б.
Возрастные группы: младшая, средняя, старшая, подготовительная.
Методики – дидактическая игра Маленькие помощники
Индивидуальная беседа Почему радуются и грустят растения, бабочка, птица?
Индивидуальная беседа Благодарит и сердится природа?
Наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.
Серия заданий – В.
3. изучение характера практической деятельности детей в природе.
Возрастные группы: средняя, старшая, подготовительная.
Организация педагогом практической деятельности Хотел бы ты помочь растению, или животному?
Методика проведения мониторинга
Серия А. Наличие и характер представлений об объектах природы.
Дидактическая игра Маленькие помощники
Цель: выявить характер представлений ребёнка об объектах неживой природы. Используется метод беседы.
Материал: игровой персонаж, карточки с изображением объектов неживой природы (вода, солнце, воздух, песок, камни, веточки)и предметами рукотворного мира (изделия из бумаги, металла , дерева, источники электрического освещения, воздушные шары, стакан с прозрачной и непрозрачной водой, сахар).
Дети помогают персонажу ответить на сложные для него вопросы:
- Где живёт вода? Какая она бывает?
-Покажи прозрачную (непрозрачную) воду.
-Как сделать воду непрозрачной, кислой, сладкой, тёплой, холодной?
-Где живёт воздух? Для чего он нужен? Как поймать воздух?
-Кому воздух помогает двигаться?
-Можно ли из сухого песка сделать пирожное для куклы?
Что может согреть землю, воду в реке, скамейку на улице, песок на пляже?
Что помогает видеть в темноте?
-Покажи лёгкие (тяжёлые) предметы.
-Какие предметы тонут в воде. Какие плавают?
Дидактическая игра Что растёт в огороде?
Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.
Используется метод беседы.
Материал.
Карточки с изображением овощей, семян овощей: помидор, огурец,
тыква, капуста, перец, кабачок, садово-огородного инвентаря,
природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.
-Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?
-Какие не любишь, почему?
-Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?
-Выложи карточки в следующем порядке: семена тыквы, огурца, помидора, перца.
-Хочешь ли ты сам вырастить овощи?
-Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется? Выложи карточки.
Какой водой и как нужно поливать овощи?
-Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?
-Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?
Викторина Природа – наш друг?
Цель: выявить характер представлений об объектах окружающей природы.
Игра проводится в парах. Дети отвечают на вопросы по очереди, дополняют ответ своего соперника, исправляют или соглашаются. За правильный ответ участнику викторины даётся фишка.
-На какие 2 условные части подразделяется окружающая нас природа?
-Что относится к неживой природе? К живой природе?
-Почему растения относят к живой природе?
-Какие виды растений есть на участке детского сада.
-Назови деревья, кустарники, цветы нашего участка.
-Как они появились здесь?
-Что мы делаем для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо?
-Какие птицы живут или прилетают на территорию участка детского сада?
-Каких насекомых ты знаешь? Кого из них встречал на участке детского сада?
-Что было бы, если бы живая природа исчезла?
Интеллектуальная игра Счастливый случай
Цель: выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости.
Дети делятся на две команды.
1-й раунд Объяснялки
Дерево-это…Кустарник-это…Птица-это…Насекомое-это…Цветок-это…
Семена-это…Почва-это…Цветник-это…Барометр-это…Термометр-это…
Браконьер-это… Лесничий-это…Эколог-это…Гидрометеоролог-это…
2-й раунд Догонялки
Назовите известные вам деревья, кустарники, лекарственные растения, растения-синоптики, многолетние растения, однолетние растения, культурные растения, дикорастущие растения.
3-й раунд Дуэль
Каждый участник команды задаёт любой вопрос о природе своему сопернику, сидящему напротив.
4-й раунд Заморочки из бочки
Педагог достаёт из бочонка карточки с изображением профессионального инвентаря для работы в природе и наблюдений за ней.
-Скажите, кто оставил в нашем бочонке эти вещи и зачем они ему.
Серия Б-изучение уровня отношения детей к окружающей природе.
Дидактическая игра Маленькие помощники
Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе и представления о правилах взаимодействия с нею.
Игра проводится в форме решения игровых проблемных ситуаций, в которые попадает игровой персонаж, а дети помогают ему.
Материал: большие карты (размер А4) с изображением проблемных ситуаций (поникшие от жары растения, капающая из крана вода, птицы зимой у пустой кормушки, мальчик, разоряющий птичье гнездо, девочка, поймавшая бабочку, и др.)
Индивидуальная беседа
Почему радуются и грустят растение, бабочка, птица?
Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе, представления о правилах взаимодействия с нею.
Материал: набор картинок с изображением проблемных ситуаций в природе. Педагог предлагает детям рассказать- почему грустят растение, бабочка, птица? Что надо сделать для того, чтобы они радовались? За что природа могла бы сказать нам спасибо?
Индивидуальная беседа Благодарит и сердится природа
Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе и представления о правилах взаимодействия с нею.
Беседа проводится после прогулки по экологической тропе.
Педагог предлагает ребёнку ответить на следующие вопросы:
- Расскажи, что тебя больше всего порадовало во время прогулки?
-Расскажи, что тебя больше всего огорчило во время прогулки?
-За что цветник (огород) детского сада мог бы сказать тебе спасибо?
-За что цветник (огород) детского сада мог бы рассердиться на тебя?
При анализе ответов рекомендуется обращать внимание на следующее:
что преобладает в детских ответах – перечисление норм и правил поведения
или примеры эколого - ориентированной деятельности.
Наблюдения педагога за отношением дошкольников к объектам живой природы.
Задание 1. Цель: выявить уровень отношения ребёнка к природе, человеку, его месту в природе, в естественных условиях.
Используются наблюдения за отношением детей к объектам живой и неживой природы в группе, на участке детского сада во время прогулок, экскурсий.
Задание 2. Цель: изучить особенности отношения дошкольников к объектам живой и неживой природы в специально созданных условиях.
Примерные вопросы:
-Как чувствует себя живой объект? Как ты это узнал? Как можно ему помочь?
-Хотел бы ты помочь животному или растению? Почему?
-Как продлить срок цветения растения?
-Как изменить цветники детского сада, чтобы стало красивее?
-Что надо устроить на территории, чтобы в жару воздух не был таким сухим?
-Что надо сделать, чтобы на территорию детского сада попадало, как можно меньше пыли и других вредных веществ?
Серия В. Изучение характера практической деятельности детей в природе.
Младший возраст.
Опытно – экспериментальная деятельность с объектами неживой природы.
Навыки, умения через игры с песком, водой, воздухом, светом.
Средний возраст.
Задание. Хотел бы ты помочь растению? Животному?
Цель: выявить умения ребёнка осуществить уход за живым объектом природы.
Ребёнку предлагается полить растение, удалить с него пыль (салфеткой или кисточкой, зависит от поверхности листа), подрыхлить почву.
Ребёнок должен сам подобрать необходимый инвентарь.
Ребёнку предлагается покормить хомячков, черепах. Он сам должен выбрать подходящий корм, помыть кормушку, насыпать корм.
Старший возраст.
Задание. Уход за растениями. Размножение растений. Уход за животными.
Цель: выявить умения ребёнка осуществлять уход за объектами живой природы и навыки созидательного отношения к ней.
Воспитатель поручает ребёнку самостоятельно выполнить задания , рассказать о последовательности выполнения каждого этапа работы.
Ответить, каким станет растение, животное, после ухода за ним.
Подобрать инвентарь. Выполнить необходимые действия по размножению растений (семена, лист, стебель)
Задание. Природоохранная и просветительская деятельность.
Цель: выявить уровень готовности к природоохранной деятельности.
Педагог предлагает детям во время прогулки объяснить правила поведения в природе младшим детям.
Нарисовать плакат или листовку природоохранного содержания.
Уровни подготовки детей к основам экологии и природопользования.
Высокий уровень.
Для детей характерна выраженная направленность отношения к природе.
Дошкольники предпочитают деятельность с природными объектами. С удовольствием, по собственной инициативе общаются с живыми существами, наблюдают за проявлениями их жизни.
Охотно откликаются на предложение взрослого помочь живому объекту, самостоятельно видят необходимость ухода за ним и качественно его выполняют, замечая экологические проблемы в детском саду и на его территории, пытаются их решить, привлечь внимание старших.
Умеют самостоятельно найти источник информации по той или иной проблеме. Испытывают удовольствие от помощи живому существу. Сформирован широкий круг представлений о природе. Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы.
Достаточно уверенно ориентируются в правилах поведения в природе, стараются их придерживаться. Мотивом бережного отношения животным и растениям выступает понимание ценности мира природы, стремление к совершению добрых поступков.
Средний уровень.
Дети в целом проявляют к природе положительное отношение избирательной направленности. Они заботятся о конкретных живых объектах, которые имеют непосредственное к ним отношение, привлекательны для них. С удовольствием, по собственной инициативе общаются преимущественно со знакомыми, приятными животными и растениями, интересуются проявлениями их жизни, состоянием.
У детей сложились некоторые существенные представления о живом. К живому они относят преимущественно животных. У конкретных животных и растений выделяют отдельные признаки живого (движение, питание).
Представление о нормах отношения к животным и растениям становится более дифференцированным. Дети выделяют отдельные правила взаимодействия с животными и растениями, применяют их при уходе за знакомым живым объектом. Замечают нарушения правил поведения в природе, мотивируют необходимость их соблюдения практической пользой и красотой.
У дошкольников сформированы некоторые умения ухода за живыми существами. Направленность труда по уходу за живыми существами до конца не осмыслена. Детей увлекает процесс выполнения трудовых действий, а не получение качественного результата, важного для жизни живого.
Уровень ниже среднего.
Для детей характерно неустойчивое отношение к животным и растениям без выраженной положительной направленности. Отношение ситуативное.
Дети наряду с отдельными позитивными действиями могут проявлять с объектами небрежность. Даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Характерно неприязненное отношение к внешне непривлекательным живым существам.
Дошкольники по собственной инициативе не проявляют желание общаться с живыми существами, отсутствует интерес к ним.
Представления о природных объектах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения.
Имеют представления о нормах отношения к животным и растениям. Дети в целом понимают, что нельзя наносить природным объектам вред, но не осознают почему. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что так надо.
Не выполняют правила гуманного взаимодействия с природой, не умеют ухаживать за живыми существами.