Публикации
Конспект образовательной деятельности "Юные экологии спасают природу" с детьми 6-7 лет
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект образовательной деятельности "Юные экологии спасают природу" с детьми 6-7 лет
Автор: Исаева Ольга Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект образовательной деятельности "Юные экологии спасают природу" с детьми 6-7 лет
Автор: Исаева Ольга Михайловна
КОНСПЕКТ образовательной деятельности «Юные экологи спасают природу»с детьми 6 - 7 лет Подготовила: Исаева Ольга Михайловна, воспитатель высшей квалификационной категории. Цель: развитие экологического образования детей через опытно -экспериментальную деятельность. Задачи: Обучающие: - Формировать знания детей о проблемах загрязнения окружающей среды;- Познакомить детей с разными способами очистки воды в бытовых условиях.- Учить дошкольников делать выводы по результатам опытно-экспериментальной деятельности.- Обогащать активный словарь детей новыми понятиями: «фильтрование», «фильтр», «лаборант», «лаборатория».-Закреплять правила безопасного поведения во время эксперимента.- Развивающие:- Способствовать развитию мышления, умению сравнивать и обобщать результаты деятельности.Воспитательные:- Воспитывать экологическую культуру у дошкольников. -Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.Предварительная работа: проведение опытов по изучению свойств воды, просмотр цикл мультфильмов «Приключения Нефтяши и его друзей», беседы о родном крае, дидактические игры о природе.Методы и приемы:-Игровой — Перемещение в лабораторию;-Словесный — рассказ воспитателя;-Метод моделирования — создание «аварийной ситуации»;-Художественное слово – чтение стихотворения;-Практические – эксперименты по очищению воды.Словарная работа: эколог, экологическая катастрофа, корабли – нефтесборщики, окружающая среда, боны.Материалы и оборудование:Видео запись «Новости Лениногорска», мультимедийный проектор, ноутбук, наборы для экспериментирования (одежда для детей — халаты, стаканы-непроливайки, контейнеры – 3 штуки, вода, масло растительное, бумажные и влажные салфетки, губки- 4 штуки, трубочки-4 штуки, подносы-3 штуки, ватные диски-4 штуки, скрученные жгутики, ложки, жидкость для удаления жира «Ферри», перья птиц, ситечки-4 штуки, ложки -4 штуки, воронки- 12 штук, пипетки-12 штук), эмблемы «Юный эколог» - 12 штук.Ход занятия1.Организационный момент.(Дети проходят в музыкальный зал, встают в круг)Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Дети. Здравствуйте! Исенмесез!(Звучит песня «Как прекрасен этот мир!»)2.Основная часть Воспитатель. Как вы думаете почему сегодня наше занятие началось именно с этой песни? Дети. Чтобы остановиться и оглядеться вокруг. Мир прекрасен вокруг! Чтобы любоваться красотой родной природы.Воспитатель. «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами, пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.Воспитатель. У каждого человека есть малая и большая Родина. Как называется большая Родина для нас?Дети. Это республика Татарстан.Воспитатель. А малая наша родина это?Дети. Наш город Лениногорск. Воспитатель. Лениногорск - маленький уютный городок, очень чистый и зелёный. Много достопримечательностей в нашем городе.-Лениногорск — город на юго-востоке Республики Татарстан в России. -Расположен в верхнем течении реки Степной Зай. -Лениногорск много получал премий как самый благоустроенный город не только Татарстана, но и всей России. -Лениногорск находится в окружении лесов- Много родников - Природа Лениногорска красивая, яркая. Воспитатель. Ребята, а чем славится наш город?Дети. НефтьюВоспитатель. А почему нефть называют «Чёрным золотом»Дети. Потому что из нее получают бензин, керосин, солярку. Используют при изготовлении одежды, обуви, игрушек.Воспитатель. Ой, ребята! Тише! Тише! Что-то странное я слышу! Срочные новости(Включается видео «Новости Лениногорска». Нефтяша сообщает, что на месте добычи нефти произошла авария, никто из людей не пострадал, но произошла экологическая катастрофа, нефтяные вещества попали в окружающую среду. Видео выключается)Воспитатель. Ребята, как вы понимаете «произошла экологическая катастрофа?»Дети. Это изменения в природе, которые губительно влияют на живые организмы на растения, животных, людей.Воспитатель. Что такое окружающая среда?Дети. Это то, что нас окружает, животный и растительный мир. Это все, с чем мы с вами взаимодействует. Человек тоже является частью окружающей среды).Воспитатель. Как вы думаете, по чьей вине происходят экологические катастрофы?Дети. По вине человека. В природе все взаимосвязано, сама природа не может нанести вред растительному миру и живым организмам.Воспитатель. Ребята, а чем страшен разлив нефти для окружающей среды? Дети. Рыбы и птицы пострадают, вода будет грязной…Воспитатель. Вижу в ваших глазах интерес и сочувствие, вы хотели бы помочь в этой ситуации?Дети. ДаВоспитатель. Предлагаю вам сегодня стать учеными-экологами, чтобы понять катастрофу, которая произошла. Чем занимаются люди этой особенной профессии?Дети. Изучают, исследуют, решают вопросы и проблемы, которые помогают сберечь, защитить и охранять природу. Пишут статьи, книги, научные трудыВоспитатель. Приглашаю вас пройти в лабораторию(Дети проходят в лабораторию, где предварительно подготовлены наборы для проведения эксперимента, их встречает научный руководитель)2. Основная часть(Моделирование экологической катастрофы)Руководитель. Здравствуйте, ребята. Разрешите представиться я являюсь научным руководителем лаборатории Анастасия Сергеевна, а вы будете моими ассистентами. Оденьте, пожалуйста, спецодежду. (Дети одевают беретки, жилеты,)Перед работой вспомним правила техники безопасности при проведении опытов.Правила при проведении опытов:МОЖНО: слушать, размышлять, аккуратно брать исследовательские приборы.НЕЛЬЗЯ: громко говорить, толкаться, разбрызгивать воду, пробовать незнакомые вещества на вкус, нюхать без разрешения взрослого.Научный руководитель. Уважаемые коллеги. Обратите внимание на смайлике, которые изображены на ваших жилетках. Найдите свое рабочее место с этим смайликом. Опыт №1 Руководитель. Итак, давайте представим, что емкость с водой – это река, а растительное масло – это нефть.1. Берем контейнер, наполовину наливаем воду2. Капните небольшое количество масла (оно имитирует нефть)3. Попробуйте перемешать.Руководитель. Что вы заметили?Дети. Масло плавает по воде. Образует плотную плёнку.Руководитель. Кому может навредить?Дети. Могут погибнуть подводные обитатели и растительность. Также насекомые, лягушки и птицы, которые прилетают на водоём. Руководитель. Ребята, давайте представим, что утки прилетели и опустились на воду реки в том месте, где образовалось нефтяное пятно.Опыт №2« Птицы и нефть».Материал: перышко, масло растительное, вода, контейнеры, окрашенные в чёрный цвет, салфетка, пипетка.Руководитель. Давайте с вами возьмем по перышку и подбросим его вверх и посмотрим, как перо летит?Дети. Легко, плавно, оно воздушное, невесомое.Воспитатель. А теперь обмакнем перо в нефть. И теперь снова его подбросим. Как оно летит?Дети.Быстро, камнем падает вниз, пушинки все слиплись между собой.Руководитель.Что происходит, когда птица садится на воду, покрытой нефтяной пленкой?Вывод: Перья загрязняются, слипаются и птица не может взлететь. Становится легкой добычей для хищников, может погибнуть от холода.Опыт №3Руководитель. Давайте попробуем убрать подручными средствами, которые у вас на столах. (1 группа – ложками, вторая-ситечками, третья -салфетками)Руководитель. Можно ли такими способами удалить нефть с поверхности воды?(Выводы делает каждая подгруппа)Первая группа Наша группа пробовала удалить нефть ложками – не получилосьВторая группа Наша группа применяла ситочки - тоже не получилосьТретья группа Мы использовали салфетки. У брать нефть тоже не получилось.Опыт №5Руководитель. Ребята, для того чтобы бороться с нефтяным пятном, применяют специальные сорбенты, которые помогают расщепить нефть на отдельные пятна.В емкость с масляным пятном капается специальная жидкость – сорбент (жидкость для удаления жира «Ферри»).Результат: масло расщепилось на множество мелких капель.Вывод: применение специальных сорбентов помогает расщепить нефть на отдельные пятна.Опыт №4Влажные салфетки, губки, пенопласт помещаются в емкость, где расщепилось масло.Результат: капельки масла притягиваются к ней.Руководитель. Специальные корабли — нефтесборщики собирают эти капли нефти специальными мусорными мешками-фильтрами или их еще называют бонами, у вас это влажные салфетки, губки. Масляные пятна притягиваются к ним, вода проходит сквозь них, как через сито, а нефть (масло) задерживается. Так очищается вода от нефти. С помощью бонов (скрученные жгутики), масляное пятно огораживается, чтобы не происходил дальнейший разлив нефти. Эти приспособления помогают перенести нефтяное пятно в любое безопасное для животных место). Опыт №5 «Очистка воды» Руководитель. Ребята, можно ли пить воду из-под крана?Дети. Нет, нельзя.Руководитель. Что нужно сделать?Дети. Фильтровать воду.Руководитель. У вас на столах находятся схемы и фильтры. Работать будем группами. Вам нужно будет договорится между собой: кто будет держать банку с воронкой, кто будет класть фильтр в воронку, кто наливать воду, а кто наблюдать за тем, как очистилась вода.Самостоятельная деятельность. (Звучит спокойная мелодия). Руководитель. Расскажите, какой фильтр вы использовали и, что получилось? (через салфетку, марлю, ткань)(Выходят по 1 человеку от команды со стаканчиком с водой)Ребёнок 1. Мы использовали бумажный фильтр. Бумага плохо пропускает воду, намокает, рвётся.Ребёнок 2. Мы использовали марлю, но вода осталась грязной, потому что марля сетчатый материал, пропускает мелкий мусор и грязь.Ребёнок 3. Мы фильтровали воду через плотную ткань.Руководитель. А теперь давайте попробуем определить в какой из 3 банок вода чище. Для этого поставим банки в ряд. Посмотрите ещё раз, какой вывод можно сделать? Вывод.Включается продолжение видео записи «Новости».Диктор продолжает репортаж: «Прибывшие на место аварии команда юных экологов, не дала разрастись нефтяному пятну по реке, они вовремя ликвидировали последствия катастрофы, вода в реку не попала не пострадала и жизни животным ничто не угрожает».Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали. Вам вручаются удостоверение «Юный эколог»Рефлексия (с использованием кубика Блума)Дети по очереди берут кубик, подбрасывают его, воспитатель читает вопрос:- Что на занятии понравилось тебе больше всего?-Пригодятся ли тебе новые знания? Будешь ли ты их использовать?-Что тебя удивило? О чём хочется рассказать другим?- Кто на занятии был самым активным? С кого можно брать пример?