Публикации «Использование обособленных членов предложения в произведениях А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование обособленных членов предложения в произведениях А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова»
Автор: Краснорудская Дарина Руслановна

XVI окружная (XIII межрегиональная) конференция-конкурсдостижений талантливой молодежи «БУДУЩЕЕ НАУКОГРАДА», посвященная 315-летию города Бийска«Использование обособленных членов предложения в произведениях А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова» Направление: языкознаниеРабота учащейся 8 класса Краснорудской Дарины РуслановныМуниципальное бюджетное образовательное учреждение «Фоминская общеобразовательная средняя школа имени Героя Советского Союза Михаила Борисовича Копытова»Научный руководитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «ФОСШ им. М. Б. Копытова» Назина Марина БорисовнаОглавлениеОглавление__________________________________________________________стр.2Пояснительная записка___________________________________________________3Введение_______________________________________________________________4Основная часть_________________________________________________________5-8
  • Термины «Обособление», «обособленные члены предложения»______________5
  • Из истории возникновения и изучения обособленных членов предложения____5
  • Функции, выполняемые обособленными определениями и обстоятельствами__5-6
  • А. С. Пушкин «Капитанская дочка»_____________________________________6-7
  • М. Ю. Лермонтов «Мцыри»____________________________________________7
  • Ф. М. Достоевский «Белые ночи»_______________________________________7-8
  • М. А. Булгаков «Собачье сердце»_______________________________________8
  • Заключение_____________________________________________________________9Список литературы______________________________________________________10-2-Пояснительная запискаДанное научное исследование посвящено функциям, которые помогают систематизировать использование обособленных членов предложения в произведениях художественной литературы различных русских писателей, живших в разное время. Я заинтересовалась обособленными членами предложения, благодаря которым речь наших классиков отличается мелодичностью, эмоциональностью. Получив интеллектуальное удовольствие после знакомства с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка», поэмой М. Ю. Лермонтова «Мцыри», романом Ф. М. Достоевского «Белые ночи», повестью М. А. Булгакова «Собачье сердце», я подумала, что огромное значение для интереса читателя к этим и другим классическим произведениям приобретает речь нащих великих предшественников. Позже, изучив тему «Обособленные члены предложения», я поняла, какое влияние они оказывают на язык художественной литературы, поэтому решила изучить функции, помогающие понять, почему и с какой целью авторы используют обособленные члены в своих произведениях на протяжение XIX-XX веков.Таким образом, я решила 1. изучить теорию по теме «Обособленные определения и обстоятельства» 2. выяснить, существуют ли закономерности, которые помогут объяснить их использование в произведениях классической литературы3. понять, с какой целью и периодичностью использовали указанные выше авторы в разное время обособленные члены в своих произведениях.-3-Введение.Проблема, поставленная в данной работе, следующая: изучив тему «Обособленные члены предложения и закономерности их использования в текстах писателей-классиков», понаблюдать, какие обособленные члены использует тот или иной автор, с какой целью и как часто в художественных произведениях наблюдаются данные члены предложения, также можно ли сделать вывод о том, влияет ли время, эпоха, в которой жил тот или иной писатель или поэт, на язык его произведения, конкретно использование обособленных членов предложения влияет ли на оригинальный стиль писателя, отличающий его от того или другого автора. Эту проблему я выбрала, потому что чтение книг писателей классиков, как уже было сказано выше, доставляет эмоциональное удовольствие, наслаждение, восхищение языком писателя, отражающим его мировосприятие, его нравственную позицию, показанную в оценке автором его героев. Большое значение в выполнении этой задачи приобретает использование обособленных членов предложения, которые оценил наш великий А. С. Пушкин: «Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя»Эта проблема в наш неспокойный век стала больше чем актуальной, так как язык современного общества не отличается изяществом, скорее, конкретикой, бледностью, использованием преимущественно существительных и глаголов; в такой речи практически нет места обособленным членам предложения.Цель работы:Функции, выполняемые обособленными членами предложения.Задачи работы:1. Использование обособленных определений в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, М. А. Булгакова.2.Причины использования обособленных определений3. Использование обособленных обстоятельств и причины их употребления.-4-Основная часть1.1 В начале работы следует объяснить сам термин «обособление», «обособленные определения» и «обособленные обстоятельства»Обособлением называется смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придания им некоторой синтаксической самостоятельности. Обособленные члены предложения выделяются на письме запятыми с двух сторон — обособляются. Как правило, их можно исключить или переставить в другое место предложения, а запятые помогают понять структуру предложения, выделяя графически его часть. Обособляться могут любые второстепенные члены. Их основная функция – уточнить мысль, придать тексту большую выразительность. В данной работе будет уделено внимание только обособленным определениям и обособленным обстоятельствам. Далее следует упомянуть об истории возникновения и изучения обособленных членов предложения.1.2 В русской грамматике вопрос об определении, в том числе обособленном, имеет длительную историю изучения и различные решения. В русском языке этот второстепенный член обособляется в том случае, если дополнительно поясняет характеристику предмета, т. е. определяемого слова. В истории синтаксиса долгое время существовал взгляд на обособленные члены как на сокращённые придаточные предложения. Например, Фёдор Иванович Буслаев писал в «Исторической грамматике русского языка», что придаточные предложения могут сокращаться «в имена существительные, прилагательные и наречия», иными словами превращаться «в какой-либо отдельный член предложения». Александр Афанасьевич Потебня в своей работе «Из записок по русской грамматике» доказал, что теория сокращения придаточных является исторически неверной. Термин «обособленные члены предложения» был введён в научный обиход Александром Матвеевичем Пешковским. В «Русской грамматике» Н. Ю. Шведовой определение трактуется как «второстепенный член предложения, относящийся к члену предложения – слову с предметным значением (существительному, местоименному существительному, количественному числительному) и характеризующий называемый этим словом предмет со стороны его качества, признака или свойства». Итак, на современном этапе обособленные определения рассматриваются в тесной связи с теорией текста.1.3 Теперь следует сказать о функциях, выполняемых в предложениях обособленными определениями и обстоятельствами.Обособленные определения выполняют следующие задачи:-5-1.Употребление причастий делает речь более точной, выразительной и динамичной.2.Причастие позволяет избежать повторов, а описанию придаёт образность, яркость, экспрессивность, (свойства прилагательного).Обособленные обстоятельства, которые чаще всего являются деепричастными оборотами выполняют следующие функции:1.дорисовывают движение2.помогают описывать более сложные действия3.позволяют сжать громоздкую фразу, сосредоточивая внимание на действии.Принимая во внимание основные функции обособленных определений и обстоятельств, я решила понаблюдать над языком А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, писателей и поэтов первой половины XIX века и понять: для каких целей эти авторы используют обособленные члены предложения, как часто употребляют их в речи своих героев. 1.4 Сначала проанализирую первую главу повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Выяснилось, что Пушкин использует гораздо чаще обособленные обстоятельства (в 14 примерах), чем обособленные определения (в 7 предложениях). Из 14 предложений Пушкин использует обособленные обстоятельства для дорисовывания движений. В данном предложении именно для этой цели использован деепричастный оборот: «Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса…»В следующем примере автор использует деепричастный оборот, чтобы сжать громоздкую фразу, подробно рассказывающую о том, как работал Бопре учителем, и сосредоточить внимание на действии: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова». А обособленное определение употребляется в следующем примере для того, чтобы сделать речь точной, выразительной, эмоциональной: «Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю». Но есть примеры, в которых мы наблюдаем и наличие обособленных, определений, и обособленных обстоятельств, и обособленных приложений: «Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье. обольстившего их неопытность». В данном примере обособленное определение «обольстившего их непытность» добавляет не только выразительность, но и юмор автора, так ярко изобразившего самых обычных, рядовых девушек-служанок. А обособленное обстоятельство используется с целью дорисовывания действия, так точно представшего ввоображении пытливого читателя. 1.5 Теперь обращусь к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри», в которой автор использует простые предложения, осложненные обособленными определениями, для того чтобы показать красивый кавказский пейзаж: «Пышные поля, холмы, покрытые венцомДерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой…»«Вдали я видел сквозь туман, В снегах, горящих, как алмаз,Седой незыблемый Кавказ.» Изменяют язык, обогащая его, делая речь точной, выразительной и динамичной, причастные обороты «покрытые венцом дерев», «разросшихся кругом», «шумящих свежею толпой». Когда же Лермонтов изображает поединок Мцыри с барсом, его речь изменяется: почти в каждой строке встречаются обособленные обстоятельства. Динамика показана необычайная, свидетелями каких сложных действий автор делает читателей:«И мы, сплетясь как пара змей, Обнявшись крепче двух друзей, упали разом, и во мглеБой продолжался на земле» «И в час ночной, ужасный час,Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле…»1.6 Теперь следует обратиться к произведению второй половины XIX века и к другому великому русскому писателю- Ф. М. Достоевскому, автору психологического романа «Белые ночи». Достоевский использует большей частью обособленные определения, выраженные причастными оборотами.На четыре страницы текста автор использует восемь причастных и один деепричастный оборот. В приведённых ниже примерах замечаем обособленные и необособленные определения, используемые для придания образности описанию. «…осматривал я…потолок, завешанный паутиной, которую с большим успехом разводила Матрена…»«…господин солидной наружности, нанимавший извозчика, тотчас же обращался в почтенного отца семейства…»-7-«…смотрел ли я на тяжело нагруженные домашней утварью лодки, скользившие по Неве иль Фонтанке, до Черной речки иль островов, - воза и лодки удесятерялись, усотерялись в глазах моих.»Значит, Достоевский тоже активно использует обособленные члены предложения вслед за Пушкиным и Лермонтовым для придания языку выразительности, динамичности.1.7 Выразительностью отличается стиль повествования ещё одного замечательного русского писателя М. А. Булгакова. Обратим внимание на примеры из повести «Собачье сердце», осложнённые обособленными определениями. «Запах омолодил меня,…жгучими волнами стеснил двое суток пустующий желудок, запах, победивший больницу, райский запах…»«…Шарик временами забывал о нем, поглощенный одною мыслью, как бы не утратить в сутолоке чудесного видения в шубе…»«На тяжелой доске кусок сыру в слезах, и в серебряной кадушке, обложенной снегом, - икра»«Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоседившемся у громадного резного дуба буфета, изгрызающего пучки стеклянного и серебряного света» «Глухой, смягченный потолками и коврами, хорал донесся откуда-то сверху и сбоку»Итак, во всех проанализированных произведениях используются обособленные члены предложения, благодаря которым язык классической литературы отличается особым звучанием. Специально мной был выбран такой вариант решения проблемы: из каждого произведения в качестве примеров были приведены предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, далее были указаны причины использования указанных членов предложения. Этот метод отличается эффективностью, повышающей интерес к изучению русского классического языка.-8-Заключение.Данная работа имеет значимость в плане изучения языка классической литературы. Во-первых, было проверено, какие обособленные члены использует преимущественно А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский, М. А. Булгаков и с какой целью. Далее были проанализированы функции, осуществлённые причастными или деепричастными оборотами в художественной литературе. Конечной целью, по моему мнению, является наблюдение за языком знаменитых писателей и поэтов, живших в разное время и обогативших русский язык не только с помощью обособленных членов предложения, но и с помощью любви к своему родному языку и Родине. Внимательно читая эти произведения и решая те задачи, которые были поставлены в начале работы, я получила не только интеллектуальное удовольствие от степени таланта, мастерства своих знаменитых предшественников, но и от их трепетного внимательного отношения к русскому языку. В наше время следует обращаться к примерам бережного отношения к языку, так как сегодня слишком легкомысленно обращаются люди к наследию наших предшественников. Следовательно, работу нужно продолжить, но продумав тему дальнейших исследований. -9-Список литературы.
  • Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю, Шведова. – Т. 2. – М.: - Наука, 1980. – С.238.
  • Л. В. Христолюбова Русский язык с основами языкознания. С. 38
  • И. Э. Ратникова «Обособленные члены предложения» С.4-7
  • В. В. Бабайцева, Л. Ю. Максимов «Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация: В 3 ч. М., Просвещение. 1981-ч 3 -с. 271
  • В. А. Белошапкова «Современный русский язык: Синтаксис» М., Высшая школа
  • -10-