Публикации Игровые технологии на уроках географии

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровые технологии на уроках географии
Автор: Корбут Юрий Ильич

Игровые технологии на уроках географии«Игра  это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».В.А.СухомлинскийВсе способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познавании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Включая игры в учебный процесс, я увидел, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. В игре воссоздается предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.Невозможно научить ученика, если ему неинтересно, если он не увлечен процессом познания. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны методы, с помощью которых обучающиеся вовлекаются в процесс познания, а также технологии проведения урока.Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение ее участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом). Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточнообширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра - это способ существования ребенка, но играют люди всех возрастов, национальностей и профессий. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В этом и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучениеИгра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.Моя профессиональная деятельность направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы), как новая технология обучения (например, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках).        Информационно-коммуникационные технологии дают возможность экономить время на уроке, повысить мотивацию в обучении, позволяют осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся. Игровые моменты можно использовать на разных этапах урока.Применение игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста. Китайская мудрость гласит - «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать самому и я пойму».  Поэтому в качестве творческих заданий я предлагаю обучающимся создать собственные презентации по темам, что позволяет закрепить полученные знания не только автору, но и всем остальным при демонстрации полученного материала. Например, презентации к уроку: «Страны мира», «Великие русские учёные – географы», составленные учениками включают в себя всю необходимую для урока наглядную и текстовую информацию. Игры, проводимые учителем на разных этапах урока, имеют различные цели. В начале урока игра нацелена на организацию и заинтересованность детей, стимуляцию их активности; в середине урока – на усвоение темы; в конце урока – на поисковый характер. По месту проведения игры могут быть урочными и внеурочными. По дидактической цели – игры, направленные на изучение нового материала, на проверку знаний и умений, закрепление и обобщение. По форме организации учебной деятельности индивидуальные и групповые. Внедрение разнообразных форм работы на уроке: индивидуальной, парной, групповой, коллективной способствует развитию у детей интереса к учению и формирует у школьников умение сотрудничать друг с другом.    Для более успешного проведения игры необходимо, чтобы ученики достаточно хорошо знали бы материал, на котором будет строиться игра. Иначе они просто не смогут  участвовать в ней или попытаются уйти от активного участия в пассивную деятельность.Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными.  Наиболее часто  я  использую  уроки,  стимулирующие познавательный интерес, такие как: урок – КВН, урок-игра, урок-викторина, урок-путешествие, урок-соревнование, деловая игра и другие. На уроке обобщения знаний в 7 классе по теме «Африка» ребята совершили увлекательное путешествие по различным географическим объектам этого материка. За это время они выполняли задания в игровой форме: описывали береговую линию материка, отвечали на вопросы викторины, проверяли знания географической номенклатуры по карте, отгадывали географические объекты по изображениям, находили географические ошибки в тексте. Урок в игровой форме имеет свои плюсы: обучающиеся учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное решение. Работа в группах создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут им с ответом. Каково же место игровых форм в курсе «География»?  Игру можно применять почти на каждом уроке, но необходимо помнить, что игровые моменты должны занимать примерно пятую часть, не вытесняя ценной практической деятельности. Выучить необходимый материал ученика можно либо заставить, либо заинтересовать его. Игра предполагает участие всех учеников в той мере, на какую они способны.Чем раньше  удивишь, заинтригуешь, поманишь неизведанной тайной, тем острее впечатление, тем более стойким оказывается интерес. Игра будет интересной тогда, когда позволит реализовать разнообразные игровые возможности самого ученика – «исследователя» Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;- в данной работе показана методологическая ценность применения игр на уроках географии, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований. Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.Таким образом, можно сказать, что география может быть не только сложной наукой, но и веселой, познавательной. Посредством игр на уроках географии мы можем активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению предмета, повысить мотивацию при освоении курса, расширить кругозор. «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». А.С. МакаренкоСписок источников информации.
  • Стрельникова, Т. Д. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО». – Режим доступа: 
  • Сергеева, М. Е. Игровые технологии на уроках географии 5-9 классы/ М. Е. Сергеева.- М. : Дрофа, 2007. – 135 с.