Публикации Мнемотехника как современная образовательная технология ДО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мнемотехника как современная образовательная технология ДО
Автор: Альбина Ралифовна Маннанова

Мнемотехника как современная образовательная технология ДОРечь является фундаментальным аспектом социального существования человека и необходимым условием для функционирования общества. Практически 70% своего бодрствующего времени человек проводит в разговорах, чтении, письме и слушании — это четыре ключевых вида речевой активности.Формирование речи у детей происходит под влиянием взрослых и в значительной степени зависит от достаточной практики и нормального речевого окружения. Важно отметить, что речь не является врожденным даром — она развивается параллельно с физическим и интеллектуальным ростом ребенка, что делает своевременное внимание к её развитию крайне важным.Среди распространенных проблем в речевом развитии можно выделить: использование простых предложений, трудности в построении грамматически правильных фраз, ограниченный словарный запас и невозможность формулировать вопросы и ответыПеред педагогами стоит задача научить детей излагать свои мысли последовательно и грамотно. Понятие мнемотехники, произошедшее от слова «mnemonikon», охватывает разнообразные методы улучшения памяти, используя как левое, так и правое полушария мозга, тем самым увеличивая эффективность обучения.Для решения проблем речевого развития педагогам необходимо применять разнообразные методики, основанные на игровых упражнениях и интерактивном обучении. Игра является мощным инструментом для стимула речевой активности у детей, позволяя им свободно выражать свои мысли и эмоции. С помощью ролевых игр, театрализации и диалогов дети учатся не только формулировать предложения, но и развивать взаимопонимание в общении.Мнемотехники могут быть интегрированы в уроки через использование ассоциаций, образных представлений и визуальных материалов. Например, создание ментальных карт помогает детям структурировать информацию и лучше запоминать новый словарный запас. Такие техники не только улучшают запоминание, но и способствуют развитию креативного мышления.Ключевым аспектом речевого обучения также является взаимодействие с окружающими — родителями, сверстниками и педагогами. Принципы активного слушания и конструктивной обратной связи важны для формирования у детей уверенности в своих речевых навыках. Регулярное общение, подразумевающее не только сказанное, но и услышанное, создает благоприятную среду для речевого роста.Заниматься мнемотехникой можно начать с раннего возраста, однако оптимально вводить её в обучение с 4-5 лет, когда дети уже имеют базовый словарный запас. Для малышей и детей младшего дошкольного возраста полезно использовать яркие мнемотаблицы, которые помогают быстрее закрепить в памяти отдельные образы: например, рыжая лиса, серая мышка и зелёная ёлочка. Как и в любой другой деятельности, мнемотехника строится по уровню сложности, начиная с простого и переходя к более сложным заданиям. Мнемотаблицы могут быть различных типов: предметные, предметно-схематические и схематические. Первым этапом для самых маленьких являются мнемоквадраты. Эти картинки представляют собой изображения, которые обозначают одно слово или словосочетание, такие как дом, дерево или цветок. Главная идея мнемосхемы заключается в том, что для каждого слова или словосочетания создаётся наглядное изображение; таким образом, весь текст представляется в виде схемы. Смотря на эти картинки, дети легче запоминают информацию.Мнемотаблицу можно создать вручную или собрать из изображений, оформленных в виде коллажа. На начальных этапах обучения рекомендуется рисовать компактные таблицы-ленты, вмещающие 3-4 картинки в одном ряду. Детям удобно и интересно раскрашивать эти изображения.Чтобы создать мнемотаблицу, необходимо:
  • Разделить рассказ на отдельные части, выделяя ключевые моменты (каждые 2-3 слова) и начертив лист бумаги в форме квадратов;
  • Для каждой из таких частей нарисовать соответствующую картинку, иллюстрируя существительные или прилагательные;
  • Непонятные слова (глаголы или вопросы) можно обозначить каким-либо образом или использовать знак «?», который нужно будет объяснить ребенку.
  • Мнемотаблицы особенно полезны при изучении стихотворений. Суть метода заключается в том, что для каждого слова или короткой фразы создается картинка; так всё стихотворение представляется визуально. После этого ребенок, опираясь на графические изображения, воспроизводит стихотворение по памяти. На первичном этапе предлагается готовая схема, а с прогрессом обучения ребенок все больше вовлекается в создание своей схемы.Работа по развитию связной речи у детей не ограничивается только мнемотаблицами. Эти таблицы представляют собой первую, важнейшую и высокоэффективную стадию, поскольку их использование облегчает восприятие и переработку визуальной информации детьми, а также способствует ее сохранению и воспроизведению. На фоне данной деятельности важно внедрять речевые игры и настольно-печатные игры, которые помогают малышам научиться классифицировать предметы, а также развивают их речь, зрительное восприятие, наблюдательность и интерес к окружающему миру, а также навыки самопроверки. Современные педагоги подчеркивают, что применение таких технологий способствует подготовке детей к школьному обучению, поскольку связная речь является важным индикатором умственных способностей ребенка и его готовности к учёбе.