Публикации Исследовательская работа по русскому языку и литературе как способ раскрытия научного потенциала студентов СПО и школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа по русскому языку и литературе как способ раскрытия научного потенциала студентов СПО и школьников
Автор: Терентьева Ольга Владимировна

Терентьева О.В.Исследовательская работа по русскому языку и литературе как способ раскрытия научного потенциала студентов СПО и школьников.Исследовательская работа - это одно из новых методологических направлений в деятельности преподавателя. Требования федерального государственного образовательного стандарта обусловили необходимость обучения школьников такой деятельности, которая была бы связана прежде всего с поиском решения различных задач. В данной работе под словосочетанием исследовательская работа мы подразумеваем главным образом написание проекта исследовательского характера. Написание исследовательской работы формирует в учениках очень важные личностные качества. Исследовательская деятельность помогает выявить и развить художественные и научные способности обучающихся, аналитическое и критическое мышление одаренных детей, познавательную активность, самостоятельность и нестандартность мышления, развить умение выступать перед аудиторией сверстников, обсуждать актуальные темы с использованием различных средств аргументации, выражать свои позицию и отстаивать свою точку зрения. Данный вид работы предполагает индивидуальный подход. В первую очередь требуется выявление интересов и способностей студентов и школьников, уровня их познавательного интереса, их психологических особенностей. Важен также уровень сформированности исследовательских умений и навыков. Как показывает практика, приступая к исследованию, многие обучающиеся, имеющие научный потенциал, не всегда готовы в силу разных причин работать над проектом и в дальнейшем выступить на конференциях разного уровня. Но при грамотном подходе, при поддержке студента или школьника преподаватель легко может повысить мотивацию, а первый опыт выступления с научным докладом практически ликвидирует данную проблему. Одним из важных и самых сложных моментов в работе над исследовательским проектом является выбор темы. Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с настоящим научным исследованием. Поэтому необходимо выбирать тему с оглядкой на ее новизну, чтобы избежать реферативного характера работы. А это значит, что перед определением темы нужно тщательным образом проработать имеющиеся исследования на сегодняшний день. То есть выбор темы требует участия преподавателя. Важно также, чтобы тема была связана с увлечениями обучающегося и была бы интересной окружающим. На научно-исследовательских конференциях видно, что одни темы учащиеся из других образовательных организаций слушают с увлечением, а о других даже не высказывают своего мнения. Преподавателю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые нужно исследовать в рамках намеченной тематики. Часто процесс написания учащимися исследовательской работы приводит к научным открытиям разной степени значимости. Возникшая ситуация успеха даёт возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, подстегивает интерес учеников к дальнейшим исследованиям, повышает уровень академической самооценки ученика (Академическая самооценка - это восприятие учеником своих способностей и умений в отношении какого-либо предмета). Наши наблюдения показывают, что при наличии 1-2 человек, начавших заниматься исследовательским проектом в классе с низкой учебной мотивацией, увеличивается количество учеников, заинтересованных данным видом деятельности – на следующий учебный год дети сами подходят и просят взять их под руководство для написания исследовательской работы. При поступлении в высшее учебное заведение обучающиеся часто продолжают интересоваться наукой, становятся членами студенческих научных обществ, выступают на студенческих конференциях. Важно отметить, что исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники, ученик может выбрать тему, вызывающую у него наибольший интерес, с увлечением тратить на нее свое свободное время и раскрыть свой научный потенциал. Хороших результатов на научном поприще в первую очередь достигают люди с нестандартным мышлением, такие люди могут не иметь высокой оценки по предмету. Преподавателю важно увидеть научный потенциал обучающихся, молодой преподаватель в данной ситуации может столкнуться со следующими сложностями: 1. В сильных классах или группах учащиеся, имеющие научный потенциал, могут быть не замечены. Часто ученики даже не имеют представления о наличии у них склонности к научной работе, не понимают сами, что хотят заниматься научной работой, не верят в свои силы. 2. В классах со слабой и средней успеваемостью сложно выявить способных детей, часто учащимся не хватает каких-то базовых знаний. Постепенно с приобретением преподавателем опыта работы приходит понимание способов решения данных проблем. Особенно важно работать над привлечением к научным исследованиям студентов СПО, так как считается, что для организаций СПО традиционна большая концентрация учащихся с низкой учебной мотивацией, многие обучающиеся имеют неуверенность в своих знаниях и возможности их применения, сомневаются в правильности выбора профессии. И здесь привлечение к научной работе дает возможность поверить в свои силы, раскрыться способностям студентов. Главная задача преподавателей гуманитарных дисциплин заключается в воспитании гармоничной, всесторонне развитой личности. И предметы русский язык и литература призваны обеспечить необходимость единства языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного, эстетического развития обучающихся. Особая сложность преподавания данных дисциплин в системе СПО технического профиля обуславливаются отсутствием интереса к гуманитарному знанию как таковому; студенты колледжа стремятся приобрести профессиональные навыки, освоить профессиональные компетенции, забывая при этом, что они прежде всего личности и только во вторую очередь профессионалы. Следовательно, преподавателям необходимо преодолеть данное противоречие, в чем и может помочь в том числе и работа над исследовательским проектом. Организация научной работы, как правило, ведется в индивидуальном порядке. Также имеется вариант ведения данного типа работы через создание школьных и студенческих научных обществ. Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что тема исследовательской деятельности в образовательном процессе является актуальной. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяется круг у учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, целеполаганию, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт учащихся в труде и общении. Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из эффективных средств углубления и расширения приобретённых знаний и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения. Поэтому важно, чтобы тот инструментарий, которым овладевают юные исследователи, не лежал “мертвым” грузом, а активно использовался и самими учащимися, и их преподавателями как во внеучебном, так в учебном процессе. И в этом могут помочь студенческие и ученические научные общества.