Публикации ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ
Автор: Пономарева Полина Сергеевна

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ И ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИХ НАЗНАЧЕНИЯПономарева Полина Сергеевна,студентка магистратуры, 2 курс юридического факультетаМосковский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва, Россия)В современном российском государстве наблюдаются значительные преобразования в сфере борьбы с преступностью. Основные акценты уголовно-правовой политики включают в себя снижение числа приговоров к лишению свободы и увеличение использования мер уголовно-правового воздействия, включая наказания, не связанные с изоляцией от общества для лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, в том числе и несовершеннолетних.Анализ судебной практики показывает устойчивый рост числа осужденных к обязательным и исправительным работам. Так, в 2014 году обязательные работы были назначены 22 211 человек, а исправительным работам 6 580 человек. В 2015 году эти цифры составили 74 047 и 60 794 соответственно. В 2016 году количество осужденных к обязательным работам увеличилось до 141 092, а к исправительным до 51 689 человек. В 2017 году к исправительным работам были приговорены 54 753 человек, а к обязательным 128 279 человек.Также отмечается рост числа несовершеннолетних, осужденных к данным видам наказаний. В 2015 году исправительные работы назначили 286 несовершеннолетним, а обязательные 3829. В 2016 году эти виды наказаний получили 327 и 5580 несовершеннолетних соответственно. В 2017 году к исправительным работам были приговорены 314 несовершеннолетних, а к обязательным 4900[1].Эти статистические данные свидетельствуют о тенденции к гуманизации правоприменительной практики в области наказаний, что полностью соответствует международно-правовым рекомендациям, изложенным в основных международных правовых актах, таких как: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 года и другие[2].Международное правовое сообщество поддерживает разработку и широкое внедрение альтернативных мер к тюремному заключению, а также систематическую оценку их практики применения[3]. Увеличение практики назначения наказаний в виде исправительных и обязательных работ в РФ свидетельствует о выполнении этой международной тенденции, так как их исполнение не требует изоляции осужденных, что способствует сохранению социальных связей и не требует значительных затрат на социальную адаптацию и ресоциализацию после отбытия наказания.Обязательные и исправительные работы, согласно части 1 статьи 45 УК РФ, назначаются только в качестве основных видов наказания и предусматривают обязательное привлечение осужденного к труду. Эти виды наказаний могут применяться как к взрослым, так и к несовершеннолетним. Исполнение данных наказаний осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденных.Чтобы понять природу обязательных и исправительных работ, полезно провести их сравнительное правовое исследование. Во-первых, обязательные работы заключаются в выполнении осужденным общественно полезной деятельности в его свободное от основной работы или учебы время, в то время как исправительные работы исполняются на основном месте работы, если таковое имеется. Осужденные, не имеющие основной работы, осуществляют исправительные работы в местах, определённых органами самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства.Во-вторых, различаются продолжительность и сроки выполнения обязательных и исправительных работ.В-третьих, обязательные работы выполняются осужденными без оплаты, в отличие от исправительных, при исполнении которых из заработной платы осужденного удерживается процент в размере от 5 % до 20 %, направляемый в доход государства в соответствии с решением суда.В-четвёртых, обязательные работы всегда исполняются реально, а исправительные могут назначаться условно.В-пятых, осужденным, исполняющим исправительные работы, может предоставляться оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней в год. При выполнении обязательных работ отпуск не приостанавливает их исполнение.Несмотря на частое назначение обязательных и исправительных работ, сравнительное правовое исследование этих видов наказаний выявило несколько противоречий, затрудняющих их выполнение.Прежде всего, это несовершенство законодательной структуры порядка исполнения и отбывания наказания в виде обязательных и исправительных работ. Так, п. 56 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 года 142 (далее Инструкция), рассматривает злостное уклонение (невыход на обязательные работы) без уважительных причин и нарушение трудовой дисциплины[4].Тем не менее, такие действия в соответствии с ч. 1 ст. 29 УИК РФ рассматриваются как нарушения порядка и условий отбывания наказания в виде обязательных работ и ведут к предупреждению правонарушителя об ответственности. Содержание злостного уклонения, указанное в части 1 статьи 30 УИК РФ, предусматривает, что злостным уклонением от обязательных работ признается: более двух раз в течение месяца не выйти на обязательные работы без уважительных причин; более двух раз в течение месяца нарушить трудовую дисциплину; скрыться с целью уклонения от наказания.В случае злостного уклонения от обязательных работ, суд может заменить их принудительными работами или лишением свободы. Данное положение свидетельствует о необходимости внесения изменений в содержание п. 56 Инструкции путем замены формулировки «злостное уклонение» на «уклонение осужденного от отбывания наказания».Необходимо привести в соответствие положения, изложенные в ч. 3 ст. 49 УК РФ и ст. 60 данной Инструкции. Согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ, суд обязан заменить наказание в виде обязательных работ в случае злостного уклонения от их исполнения. Однако, п. 60 Инструкции допускает возможность отказа суда в замене обязательных работ другим видом наказания[5].Практика показывает, что такие исключительные случаи могут возникать, например, при злостном уклонении несовершеннолетнего от обязательных работ, так как принудительные работы для этой категории осужденных не назначаются, а возможность лишения свободы ограничена положениями ч. 6 и 61 ст. 88 УК РФ. В связи с этим, целесообразно в ч. 3 ст. 49 УК РФ конкретизировать все обстоятельства, позволяющие суду отказать в замене обязательных работ другим видом наказания, что ограничит судебный произвол и определит рамки судебного усмотрения. Эти предложения также относятся к ч. 4 ст. 50 УК РФ.Пункт 55 данной Инструкции необходимо расширить, включив в перечень нарушений порядка и условий отбывания наказания деяния, такие как появление на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.Целесообразность такого дополнения обусловлена широким распространением алкоголизма, наркомании и токсикомании в Российской Федерации, особенно среди осужденных, а также опасностью, которую несут нарушения трудовой дисциплины.Необходимо создание единого подхода к законодательному регулированию начала срока исправительных работ. В п. 82 указанной Инструкции началом срока признается день выхода осужденного на работу. Однако это положение противоречит ч. 2 ст. 42 УИК РФ, которая предусматривает дифференцированный подход в зависимости от наличия основного места работы у осужденного. Исходя из правовой значимости рассмотренных актов, требуется пересмотр п. 82 Инструкции в соответствии с ч. 2 ст. 42 УИК РФ.Кроме того, законодательство не устанавливает специальный порядок создания рабочих мест для осужденных к исправительным работам. Часто на практике работодатели, чьи организации включены в список мест для отбывания наказания, отказываются принимать осужденных на работу по решению местной власти. При этом местные органы управления не всегда согласовывают включение работодателей в этот список.Исполнение наказания в виде исправительных работ по месту жительства осужденного также проблематично. На обширной территории России множество мелких населенных пунктов, где трудно найти работу осужденному, особенно в условиях высокой безработицы.Анализ главы 4 УИК РФ «Исполнение наказания в виде обязательных работ» показывает отсутствие законодательного регулирования порядка воспитательной работы с осужденными. В ч. 3 ст. 39 УИК РФ указано только, какой орган занимается этой работой, но нет порядков проведения, направлений воздействия и взаимодействия уголовно-исполнительной инспекции с администрацией организации. Инструкция[6] также не придает должного значения данному вопросу.Вышесказанное подчеркивает необходимость законодательного упорядочивания воспитательной работы с осужденными, отбывающими обязательные и исправительные работы, а также расширенного определения субъектов, выполняющих эти работы. Важно задействовать не только уголовно-исполнительную инспекцию, но и администрацию учреждения, где трудится осужденный, а также местные органы власти, общественные и религиозные организации и объединения граждан. Точное распределение обязанностей среди всех участников процесса, оказывающих воспитательное влияние на осужденного, в нормативных актах УИК РФ, будет способствовать их квалифицированному выполнению.Подводя итоги, следует отметить положительную динамику повышения количества применяемых наказаний в форме обязательных и исправительных работ. Однако для повышения эффективности этого процесса необходимо реализовать предложенные выше меры по оптимизации законодательного регулирования порядка и условий применения данных наказаний в уголовном и Уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.Использованная литература:[1] Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания / Сводные статистические данные о состоянии судимости в России за 2014-2018 года. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // (дата обращения: 20.04.2018 г.)[2] Отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Сводные статистические данные о состоянии судимости в России за 2015-2017 года. Данные судебной статистики [Электронный ресурс] // [3] Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) от 14 декабря 1990 года. (Приняты Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] // [4] Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утвержденная приказом Министерства Юстиции РФ от 20 мая 2009 года 142 изм. и допол. на 22.08.2014г.) // [Электронный ресурс] // [5] Гарнаев Р.Н., Зарипов Р.Р., Шайхисламов Р.З. Проблемы исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в юридической практике // Казанский педагогический журнал. 2015. №3 (110).[6] Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: утвержденная приказом Министерства Юстиции РФ от 20 мая 2009 года 142 изм. и допол. на 22.08.2014г.) // [Электронный ресурс] //