Публикации Задание 17 ЕГЭ русский язык

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Задание 17 ЕГЭ русский язык
Автор: Чирок Светлана Николаевна

Методика работы над заданиями с кратким ответом (№№ 16-21)Задание 16Формулировка задания: Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. Пример задания:    Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолитаотносятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.5) Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.Описание заданияЗадание 16 ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка в сложносочиненном предложении и простом предложении с однородными членами. Теоретический материалПунктуация при однородных членах предложенияПунктуация в сложносочиненном предложенииАлгоритм выполнения задания:1. Определяем количество основ в предложении.2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно. Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.4. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.Пример выполнения заданияРасставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.     1. Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных.    2. Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков и это отличает нас от животных.    3. Человек способен обдумывать последствия своих действий поступков решений и это отличает нас от животных.    4. Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных.    5. От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий поступков и решений.Выполнение задания1. Определяем количество основ в предложении.2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно. Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.4. Расставляем знаки препинания и находим предложения с одной запятой.1) Наша способность обдумывать последствия своих действий и поступков и отличает нас от животных. В предложении запятая не требуется – между однородными членами «действий и поступков» стоит союз «и».2) Человек способен обдумывать последствия своих действий и поступков, и это отличает нас от животных.Во предложении нужно поставить одну запятую – после слова «поступков»; она будет разделять грамматические основы «человек способен» и «это отличает».3) Человек способен обдумывать последствия своих действий, поступков,  решений, и это отличает нас от животных.  В третьем предложении требуются три запятые. Запятые ставятся между однородными членами, а также – между частями сложного предложения.4) Способность обдумывать последствия и отличает нас от животных. В предложении запятая не нужна, так как предложение простое, неосложненное.5) От животных нас отличает способность обдумывать последствия своих действий, поступков и решений. Запятая здесь ставится только между однородными членами, не соединенными союзом.Ответ: 2, 5.Задание 17Формулировка задания: Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Пример задания:Возвращая первоначальную красоту и великолепие(1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге(2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами(3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже(4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.Ответ  ___________Описание заданияЗадание 17 ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями, дополнениями). Теоретический материалЗнаки препинания при причастном оборотеЗнаки препинания при деепричастном оборотеДругие случаи обособленияАлгоритм выполнения задания:1. Внимательно прочитайте предложение.2. Выделите главные и второстепенные члены предложения. 3. Определите, опираясь на правила пунктуации, второстепенные члены в данном предложении являются обособленными или необособленными.  4. Расставьте все знаки препинания и укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Выполнение заданияВозвращая первоначальную красоту и великолепие Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге, реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами, готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже, прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий. На месте цифры (1) запятая не ставится, так как она стоит в середине деепричастного оборота. На месте цифры (2) ставим запятую, так как она отделяет деепричастный оборот. Запятые на месте цифр (3) и (4) выделяют причастные обороты, стоящие после определяемых слов.Ответ: 2, 3, 4.Задание 18Формулировка задания: Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).Пример задания:Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.Ответ: ___________________________.Описание заданияЗадание 18 ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Теоретический материалСлова, которые могут быть как вводными, так и не вводнымиОбращение – слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему адресована речь. Например: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (А.С. Пушкин).В одном предложении может быть несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое – оценивает. Например: Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (И.А. Гончаров).Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным. Например: Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда! (С.А. Есенин).На письме обращения выделяются запятыми. Если обращение эмоционально окрашено и стоит в начале предложения, то после него может стоять восклицательный знак. Знаки препинания при обращениях1. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками. «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», — прочитала она. (А.П. Чехов)2. Обращения, соединенные союзом «и», не разделяются запятой. Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро». (А.А. Вознесенский)3. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение. Дедушка, миленький, где ж ты был?4. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе.Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (М.В. Исаковский)5. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак.Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву. (А.Ч. Чехов) Алгоритм выполнения задания:1. Внимательно прочитайте задание.2. Выполните частичный синтаксический разбор предложений, чтобы определить, являются ли  указанные слова или словосочетания членами предложений.3. Проанализируйте предложения, расставьте знаки препинания.4. Запишите правильный ответ.Пример 1Милые берёзовые чащи!Ты, земля! И вы, равнин пески!Перед этим сонмом уходящихЯ не в силах скрыть своей тоски.                                              (С.А. Есенин)Чащи – не отделяется запятой, так как является частью распространенного обращения. Земля – обращение, выделяется запятыми, не является членом предложения. Равнин пески – обращение, не является членом предложения, отделяется запятой.Ответ: 2, 3Пример 2Фотография, с точки зрения специалистов, состоит из трёх условно независимых составляющих: света, цвета и формы, однако простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.С точки зрения специалистов – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, словосочетание можно убрать из предложения без потери смысла. А вот однако в данном предложении легко заменяется союзом «но», и, значит, вводным словом не является. Обособлять его запятыми не нужно, но запятую перед ним мы поставим: она будет отделять друг от друга две части сложного предложения.Ответ: 1, 2, 3Задание 19Формулировка задания: Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Пример задания:Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Мы думаем(1) что исследования социальных сетей(2) которые(3) стали столь популярны во всём мире(4) разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии.Ответ  ___________Описание заданияЗадание 19 ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка в сложноподчинённых предложениях.  Теоретический материалСложноподчинённое предложение – это такое союзное сложное предложение, в котором предикативные части связаны между собой подчинительной связью. Это означает, что части, образующие сложноподчинённое предложение, неравноправны. Одна из них является независимой, или главной, другая (или другие) зависит от главной и называется придаточной. Смысловые отношения между предикативными частями сложноподчинённого предложения выражаются с помощью подчинительных союзов или союзных слов, а также интонации. От главной части к придаточной можно задать вопрос. Например: [Я люблю], что? (когда шумят берёзы). (Н. Рубцов)  Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.[Мне хотелось], чего? (чтобы отец обнял меня посадил к себе на колени и приласкал.). Придаточное стоит после главного, вопрос к придаточному ставится от сказуемого главного предложения. Графическая схема: [=], (чтобы —= и =).(Когда наступает осень), когда? [деревья сбрасывают листву.] Придаточное стоит перед главным, вопрос к придаточному ставится от сказуемого главного предложения. Графическая схема: (Когда = —), [—=].[Деревня, какая? (где скучал Евгений), была прелестный уголок.] Придаточное стоит внутри главного, вопрос к придаточному ставится от подлежащего главного предложения. Графическая схема: [—, (где = —),=].Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.Если в сложноподчинённом предложении несколько придаточных, то они могут пояснять главное предложение или друг друга. Если в предложении два и более придаточных, то говорят о разных типах подчинительной связи: однородное подчинение, неоднородное подчинение и последовательное подчинение. Если в СПП несколько придаточных предложений, то правильная расстановка знаков препинания возможна лишь при условии понимания структуры предложенияВ придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова:будто, где, даром что, если (если... то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только, нежели, откуда, отчего, пока, поскольку, почему, словно, так как, так что, только что, точно, хотя, чей, чем, что, чтобы и другие. Примеры. Придаточная часть отделяется запятой в следующих случаяхПримеры. Запятая между главной частью и придаточной не ставитсяВ сложноподчиненных предложениях могут употребляться сложные по составу союзы: благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, в силу того что, вследствие того что, в случае если, в то время как, из-за того что, исходя из того что, между тем как, несмотря на то что, оттого что, перед тем как, подобно тому как, по мере того как, потому что, прежде чем, ради того чтобы, раньше чем, с тем чтобы, с тех пор как, с той целью чтобы, так же как, так что, тем более что и другие.Союзы могут входить целиком в придаточную часть, и тогда запятая ставится перед первой частью союза: Он [день] казался громадным, бесконечным и деятельным, несмотря на то что в пути мы даже не говорили друг с другом.Но союзы могут расчленяться в зависимости от смысла предложения, логического выделения (усиления) первой части союза. В этом случае запятая ставится перед второй частью союза, а первая включается в состав главной части как соотносительное слово: Оттого, что мы встали очень рано и потом ничего не делали, этот день казался очень длинным.Не распадаются на две части некоторые сложные союзы тогда как, как если бы, словно как, между тем как: Очень похоже было, как если бы вдали шел автомобиль.Сложные союзыАлгоритм выполнения задания:1. Внимательно прочитайте задание.2. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации русского языка.3. Выполните частичный синтаксический разбор предложения, чтобы понять, сколько частей в сложном предложении, и суметь определить границы частей предложения. 4. Запишите правильный ответ.ВыполнениеМы думаем, что исследования социальных сетей, которые стали столь популярны во всём мире, разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии.Предложение сложное, с подчинительной связью, состоит из 3-х частей: 1) мы думаем – главная часть сложноподчиненного предложения;2) что исследования социальных сетей разовьются в скором будущем в отдельную ветвь психологии – придаточное изъяснительное, присоединяется к первой части при помощи союза «что», перед которым ставим запятую; 3) которые стали популярны во всем мире – придаточное определительное, присоединяется ко второй части при помощи союзного слова «который», перед которым ставим запятую.Ответ: 1, 2, 4.Задание 20Формулировка задания: Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Пример задания:Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Туманные громады поднимались по ночному небу (1) и (2) когда поглощён был последний звёздный просвет (3) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы (4) после чеговзлетел на крыши домов.Ответ  ___________Описание задания:Задание 20 ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний правил пунктуации русского языка в сложном предложении с разными видами связи. Теоретический материал                           Предложения с разными видами связиКроме сложносочинённых, сложноподчинённых и бессоюзных предложений существуют ещё предложения с разными видами связи. В некоторых случаях три и более грамматические основы соединяются с помощью разных сочинительных и подчинительных союзов и посредством бессоюзной связи. Подобная неоднородность связи вызвана сложным характером соотношения компонентов изображаемой ситуации. Говорящий в речи старается охватить как можно больший фрагмент действительности, и, как следствие, создаётся сложное предложение с разными видами связи между грамматическими основами. [Живопись – это поэзия], (которую видят), а [поэзия – это живопись], (которую слышат). (Леонардо да Винчи) В сложном предложении с разными видами связи могут сочетаться:1. Сочинение и подчинение В доме Шуминых только что закончилась служба, которую заказывала бабушка, и теперь Наде было видно, как в зале накрывали на стол. (А.П. Чехов)[   ], (   ), и [   ], (   ). 2. Сочинение и бессоюзная связьНо шампанское явилось, разговор оживился, и все приняли в нём участие. (А.С. Пушкин)[   ], [   ], и [   ]. 3. Подчинение и бессоюзная связьКто-то заметил однажды, что существуют два рода писателей: одни умирают при жизни, другие живут после смерти. (В.Я. Лакшин)[   ], (   ): [   ]. 4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связьСолистка ещё только берет финальную ноту, ещё не видно конца неистовствам ударника, как движущийся пол уже уносит оркестрантов за кулисы, и тут же выскакивает следующий ансамбль, который также играет вовсю, но уже что-то своё. (В.В. Овчинников)[   ], [   ], (   ), и [   ], (   ).             Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи    Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи, необходимо определить границы составных частей такого предложения и характер отношений между ними. Пунктуационные правила в сложных предложениях с разными видами связи почти такие же, как в других сложных предложениях. Исключение составляют случаи, когда рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы. Например: Я очень занят, но если ты очень просишь, то я приду. – Я очень занят, но, если ты очень просишь, я приду. На стыке сочинительного и подчинительного союзов или союзных слов в составе сложного предложения с разными видами связи запятая ставится в том случае, когда подчинительный союз не имеет второй части, расположенной в главном предложении, и придаточная часть может быть удалена без нарушения общей структуры предложения. Например: 1) Я очень хочу тебя видеть, но, если у тебя совсем нет времени, я могу позвонить попозже. – Я очень хочу тебя видеть, но я могу позвонить попозже.2) Зима закончилась, и, когда солнце стало пригревать, всё вокруг словно проснулось. – Зима закончилась, и всё вокруг словно проснулось. Запятая между сочинительным и подчинительным союзом или союзным словом в подобных предложениях не ставится, когда подчинительный союз имеет вторую часть (обычно – то), и удаление придаточного предложения невозможно без нарушения структуры. Например:   1) Я очень хочу тебя видеть, но если у тебя нет времени, то я могу позвонить попозже. 2) Зима закончилась, и когда солнце стало пригревать, то всё вокруг словно проснулось.На стыке сочинительного и подчинительного союзов или союзных слов в абсолютном начале предложения запятая обычно не ставится, например:Лишь изредка прорезывает тишьКрик аиста, слетевшего на крышу.И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.                                                 (А.А. Ахматова)Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино,Но если по дороге – кустВстаёт, особенно – рябина…                                                 (М.И. Цветаева) Способы подчинения придаточных частейАлгоритм выполнения задания:1. Внимательно прочитайте задание.2. Выполните частичный синтаксический разбор предложения, чтобы понять, сколько частей в сложном предложении, и суметь определить границы этих частей.  3. Найдите в предложении союзы или союзные слова, которые соединяют части сложного предложения. Обратите внимание на местоположение союзов и союзных слов, от которого будет зависеть постановка запятых в представленном сложном предложении. Необходимо помнить, что сложные предложения могут быть с союзной и бессоюзной связью.  3. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации русского языка.4. Запишите правильный ответ.Выполнение:Туманные громады поднимались по ночному небу, и, когда поглощён был последний звёздный просвет, слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов.Предложение сложное, с различными видами связи, состоит из 3-х частей: 1) Туманные громады поднимались по ночному небу – часть сложного предложения (простое предложение в составе сложного); 2) слепой ветер, закрыв лицо рукавами, низко пронёсся вдоль опустевшей улицы, после чего взлетел на крыши домов – соединяется с 1-ой частью сложного предложения при помощи союза "и", ставим перед союзом "и" запятую, предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными сказуемыми, между которыми тоже ставим запятую (на месте цифры 4); 3) когда поглощён был последний звёздный просвет – придаточное предложение времени (пронесся – когда?), относится ко 2-ой части сложного предложения, присоединяется при помощи союза "когда", перед которым необходимо поставить запятую. На месте цифры 3 тоже ставим запятую, так как она определяет границу придаточной части в составе сложного предложения.Ответ: 1, 2, 3, 4.Задание 21Формулировка задания: Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.Пример задания:Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одними тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.(1)Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северо- востока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3)В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4)Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5)Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6)За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно. Ответ  ___________Описание задания:Задание 21 ЕГЭ по русскому языку предполагает проверку знаний обучающимися пунктуационных норм современного русского литературного языка и умений применять на практике эти нормы. Теоретический материалТире между подлежащим и сказуемым ставитсяТире между подлежащим и сказуемым не ставится                                                                                                                            Тире в неполном предложенииНеполным называется предложение с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста. Неполнота часто обусловлена пропуском сказуемого, причем этот пропуск связан либо с названностью сказуемого ранее по контексту, либо с особой структурой предложения, когда сказуемое не нужно (такое предложение называется эллиптическим). Именно такой пропуск сказуемого на письме обозначается постановкой тире.Тире ставится:1. При наличии паузы в эллиптических предложениях (вместо сказуемого): За окном – дождь.2. При параллелизме конструкций: Всё по эту сторону – моё, и по ту сторону – тоже моё, и лес – мой, и за лесом – моё. (По Н.В. Гоголю)3. Если неполное предложение – часть сложного, причем пропущенный член легко восстанавливается из контекста: Одни заводчане голосовали за Петра, другие – за Николая, но в результате это не имело никакого значения.Тире в простом предложении при однородных членах1. Тире ставится между двумя однородными членами предложения (при противопоставлении или указании на внезапность): Белоснежке хотелось не плакать – рыдать от страха, но она сдержалась и осторожно пошла через лес.  2. Тире употребляется между двумя однородными членами, связанными двойным союзом, при пропуске второй части союза: Королева не только не любила – просто ненавидела прекрасную Белоснежку. 3. Тире ставится перед обобщающим словом после группы однородных членов предложения: На столе, на подоконнике, на полу, под кроватями – всюду были разбросаны принадлежащие гномикам вещи.4. При однородных членах перед обобщающим словом может стоять и вводное слово. В этом случае пред вводным словом стоит тире, а после него (перед обобщающим словом) – запятая: И олени, и белки, и зайцы, и разные птички – словом, все лесные звери приходили навещать Белоснежку днем, когда гномики уходили работать.5. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, но после однородных членов предложение не заканчивается, то после них ставится тире: Все гномики: и Добряк, и Тихоня, и Скромник, и Простачок, и даже Ворчун – очень полюбили принцессу Белоснежку.Тире ставится при обособлении приложений 1. Если перед приложением можно без изменения смысла вставить "а именно". В этом случае приложение, как правило, стоит в конце предложения и носит уточняющий характер.Белоснежка приготовила гномикам вкусный обед – суп из молодого щавеля, растущего перед их избушкой.2. Если подчеркивается самостоятельность приложения или приложение нужно для разъяснения. В этом случае приложение, как правило, стоит в конце предложения.Стоял чудесный летний день – лучшее время года в королевстве, где родилась и выросла принцесса.3. Для выделения с двух сторон приложений, носящих пояснительный характер. Самый старший из гномиков – добродушный толстячок по имени Добряк – первым поприветствовал Белоснежку.Второе тире может быть опущено1. Если по условиям контекста после приложения должна стоять запятая:Если бы она не стала есть подарок незнакомки – яблоко, то никакой беды не случилось бы.В данном случае второе тире заменила запятая, разделяющая части сложного предложения.2. Если приложение стоит перед определяемым словом: Мечта каждой девушки – принц обычно появляется в кульминационный момент всей истории.3. Для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения:В саду у Белоснежки росли лилии, роза – королева цветов, орхидеи, но были и ромашки, и колокольчики, и пионы.4. Для отделения определяемого слова от однородных приложений:Злая колдунья, ведьма в пятом поколении, последовательница черных магов – мачеха собиралась применить все свои чары для того, чтобы погубить Белоснежку.Тире может использоваться при вводных конструкцияхЕсли само вводное предложение оказывается достаточно распространенным:Мультипликационные фильмы, или – как их ласково называют и взрослые, и дети – "мультики", рисуют люди, любящие детей.Вставные конструкции, дополняющие или поясняющие основное предложение, в художественной литературе могут быть отделены тире, хотя чаще могут быть использованы скобки: Отец Белоснежки – он остался вдовцом после смерти жены – женился на другой, когда его дочке было три года.Тире в сложносочинённом предложении1. Если во второй части сложносочиненного предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то тире ставится между частями вместо запятой: Оковы тяжкие падут, темницы рухнут – и свобода вас примет радостно у входа. (А. Пушкин)2. Если обе части сложносочиненного предложения являются назывными или одна из частей (с главным членом – существительным в И. п., при отсутствии глагола-сказуемого): "Еще год, два – и старость", – думала королева. 3. Сложносочиненное предложение может распадаться на две части, которые оказываются распространенными и осложненными (или одна из двух частей распространённая и осложнённая). В этом случае между частями можно поставить тире: Ночью, когда теряются краски и предметы становятся серыми и размытыми, волшебник приходит в свою тайную комнату – и начинается чудо.Тире в сложноподчинённом предложении1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчинённого предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточное изъяснительное: Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять(Г.); Конечно, хорошо, что он с ней венчается, а как жить будут — кто знает (М. Г.);2) придаточное условия (обычно с союзами ли…ли, ли…или): Буде кто спросит о чём — молчи (П.); Голова ли думает, сердце ли чувствует или руки перевёртывают стаканы — всё покрывается равными плесками (Г.); Взгляну ли вдаль, взгляну ли на тебя — и в сердце свет какой-то загорится (Фет); 3) придаточное уступительное: Пускай, как хотят, тиранят, пускай хоть кожу с живой снимут — я воли своей не отдам (С.Щ.); Сколько бы ни смотреть на море — оно никогда не надоест (Кат.).2. Условия, благоприятствующие постановке тире:1) параллелизм структуры сложноподчиненного предложения: Пахарь ли песню вдали запоёт — долгая песня за сердце берёт; лес ли начнётся — сосна да осина (Н.); Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт! (Л.-К.); 2) неполное предложение в придаточной части: Одни спрашивают, почему произошла задержка с решением вопроса, другие — почему он вообще возник, третьи — отчего попутно не рассматриваются и остальные вопросы.3) наличие слов это, вот.Что она натура честная — это мне ясно (Т.); Где он сейчас, чем занимается — вот вопросы, на которые я не мог получить ответов.4) перечисление придаточных частей: Если не уверен в себе, если не хватает мужества — откажись. Кругом люди, и кто зачем пришёл, у кого какое дело — неясно. 5) обилие запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак: Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати — не переплатишь.6) интонационное отделение главной части от следующей за ней придаточной: Вы спросите — зачем я пошёл на это? А вы уверены — нужно ли это?7) отсутствие противительного союза или второй части сопоставительного союза между соподчиненными придаточными частями: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).Бессоюзные сложные предложения со значением времени, условия, следствия, сравнения, неожиданного присоединения, противопоставления, быстрой смены событий характеризуются тем, что между их частями в устной речи делается пауза, а при письме ставится тире:Упадёт луч солнца на траву – вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький)       [   ] – [   ]. По значению и соотнесённости с другими сложными предложениями такие бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.Тире в бессоюзном сложном предложенииДвоеточие в бессоюзном сложном предложенииОсновной знак препинания в бессоюзных сложных предложениях со значением причины, пояснения, дополнения – двоеточие. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения имеют следующие особенности:1. В них выделяются две части; вторая часть поясняет первую, дополняет её или указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Например: Я доверяю любящим: они великодушны. (К. Паустовский) Значение причины.Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу. (И. Гончаров) Значение пояснения.Вдруг слышим: во всё горло кричат чибисы. (М. Пришвин) Значение дополнения.2. Эти сложные предложения произносятся с особой интонацией: первая часть сложного бессоюзного предложения обычно произносится с интонацией предупреждения (с понижением голоса, что намекает на незавершённость высказываения); затем следует значительная пауза; вторая часть сложного предложения произносится с обычной заключительной интонацией, т. е. понижением голоса:Я всмотрелся: там простиралось большое, открытое со всех сторон поле. (А. Куприн)           [   ] : [   ] .Я всмотрелся – интонация в первой части предупреждение; там простиралось большое, открытое со всех сторон поле  –  заключительная интонация.Двоеточие в бессоюзном сложном предложенииАлгоритм выполнения задания:1. Внимательно прочитайте задание.2. Работайте с каждым предложением отдельно. Выполните частичный синтаксический разбор предложения, чтобы понять, что данное предложение является простыми (сложным). Определите количество частей в сложном предложении и найдите границы этих частей. 3. Назовите и объясните пуктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между частями сложного предложения). Найдите в предложении союзы или союзные слова, соединяющие части сложного предложения. Обратите внимание на местоположение союзов и союзных слов, от которого будет зависеть постановка запятых в предложении. Необходимо помнить, что  сложные предложения могут быть с союзной и бессоюзной связью.  4. Назовите и объясните пунктограммы на уровне простого предложения (в простом предложении либо в частях сложного предложения). 5. Запишите правильный ответ.В предложениях под номерами 3, 6 тире выделяет распространённые приложения, имеющие пояснительный характер.Ответ: 36 или 63