Публикации Развитии речевых навыков у детей с ОНР с использованием ритмических упражнений.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитии речевых навыков у детей с ОНР с использованием ритмических упражнений.
Автор: Желтова Виктория Владимировна

Развитии речевых навыков у детей с ОНР с использованием ритмических упражнений для приобщения детей к фольклору.Ритм обычно определяют как равномерное чередование каких – либо элементов во времени или в пространстве. Но есть более удачное определение ритма, которое дал Платон: «Ритм – это порядок в движении».Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения. Развитие ритмаподготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи. Ритмы сопровождают нас повсюду. Об общепедагогическом влиянии ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека писали В.А. Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский. Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.Организуя коррекционную работу в логопедической группе, мы предаем большое значение использованию ритмических упражнений, особенно на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Таким образом, мы решаем следующие задачи:
  • становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  • развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  • воспитание чувства ритма и темпа;
  • формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  • развитие физиологического и речевого дыхания;
  • активизация речевых процессов;
  • воспитание умения работать сообща.
  • Использование ритмических упражнений в координации с речью помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.На самом деле трудно представить себе вид деятельности, в котором не требуется ритм: ходьба, чтение, письмо, речь.  Не говоря уже о том, что все физиологические процессы в нашем организме подчиняются определённым ритмам.Любую физическую работу легче выполнять, когда движения ритмичны, поэтому существует столько  ритмичных народных песен, которые пели во время физической работы.Казалось бы, какое отношение чувство ритма имеет к учебной деятельности?Оказывается самое непосредственное, ведь речь, чтение и письмо, да и все движения человека оказываются успешными только в случае, когда они выполняются в необходимом ритме. У ребенка, который имеет выраженные проблемы в этой области, трудности могут возникать на разных уровнях: от неспособности ритмично шагать под музыку до неспособности вовремя прийти в школу.Существует научная гипотеза, согласно которой проблемы с учебой у детей с нормальным интеллектом возникают в результате дефицита способности мозга к обработке информации о времени. Этот дефицит проявляется как нарушение чувства ритма.Известный русский физиолог, профессор Григорий Яковлевич Трошин писал о том, что организму человека приятен ритм. Через ритм нервная система получает нормальную стимуляцию, которая ей необходима, так как весь организм построен на ритмической работе.Очевидно, что первые взаимодействия малыша с окружающими людьми подчинены ритму. Ритмично сосание, почти во всех культурах есть люльки и колыбели, которые оказывают стимулирующее влияние на развитие ритмической системы ребенка, ритмичны и фольклорные произведения, адресованные маленьким детям, игры типа «Ку – ку», «Ладушки».Речь – это движение, ритм тесно связан с движением. Воспринимая ритмическую последовательность звуков, мы всегда совершаем какие – то движения в унисон (руками, ногами, головой, губами, языком). Если «двигательный аккомпанемент» затормозить, восприятие ритма нарушится.Ритмическая система созревает на протяжении всего детства, и её развитие заканчивается, когда человек становится взрослым.В работе с детьми можно использовать такие игры как : Игра «С ложками идем по кругу …»Игра направлена на координацию движений, ориентировку в пространстве, развитие мелкой и общей моторики, умение переключаться с одного вида движений на другой. Ход игры: дети идут по кругу, проговаривая ритмичную фразу: «С ложками идем по кругу …», останавливаются и отстукивают ложками ритм потешки, пословицы или скороговорки. Игра «По водицу» игра направлена на развитие слоговой структуры речи, переключение и развитие речеслухового внимания. Ход игры: дети отхлопывают слова по слогам, соблюдая заданный ритм.Упражнение «Кулак, ребро, ладонь» направлена на развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Перед ребенком выкладывается ряд картинок, а ребенок отстукивает ритм, меняя положение руки. Упражнение с палочками «Во кузнице» Дети поют песню и отстукивают ритм палочками. Упражнение «Лесная тропинка» направлено на ориентировку в пространстве, умение переключаться с одного вида движений на другой. Дети под народную мелодию синхронно выполняют ритмичные движения запрыгивая и выпрыгивая из обручей. Игра «Передай палочку» Играющие передают палочку по кругу, успевая отбивать заданный ритм. Игра «Веселые стаканчики» Дети под ритмичную музыку производят действия со стаканчиками, то отставляя их в сторону, то одевая друг на друга, выставляя вперёд – назад..Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие пространственных представлений, развитие слухового внимания и слухоречевой памяти;Совершенствование движений и сенсомоторного развития: координации движений, ориентировки в пространстве, развитии мелкой моторики, умении переключаться с одного вида движений на другой.Синхронные, координированные с речью движения развивают правильный темп речи, ритм дыхания, речевой слух, способствуют развитию фонетической стороны речи, внятности и членораздельности. Чем выше организованная двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Ритмические упражнения строятся на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного контакта, что создает условия для разностороннего развития личности.