Публикации Технологии командообразования детского коллектива

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии командообразования детского коллектива
Автор: Светопольская Рина Андреевна

Технологии командообразования детского коллектива Светопольская Рина Андреевна, педагог-организатор МАОУДО «ДДЮТ» г. Чебоксары В последние годы умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью.Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста. В любом коллективе работают люди с разным темпераментом, характером и стилем жизни. Нужно, чтобы эти особенности не стали препятствием в работе коллектива. Навык работы и построения общения в коллективе необходим в том числе и ребёнку, так как умение работать в команде, договариваться, соблюдать правила при выполнении различных заданий – основа успеха при достижении какой-либо цели в любом коллективе. Детям, находящимся в одном коллективе, приходится учиться взаимодействовать друг с другом, внимательно слушать других, самим изъясняться четко и понятно; а если уж коллектив еще и творческий, то мыслить креативно и нестандартно. Однако, не каждый ребенок является командным игроком. Как научить ребенка работать в команде? Для того, чтоб ребенок мог работать в команде, он должен уметь сотрудничать. К этому ребенка приучают с самого детства. На помощь может прийти технология тимбилдинга. Итак, давайте разберемся, что же такое тимбилдинг. Тимбилдинг (англ. Team building) – построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений. Командные игры – это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.), а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.). Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать. Иными словами, детский тимбилдинг – это не просто спортивно-развлекательное мероприятие, направленное на веселое времяпрепровождение. Это целенаправленные задания в ненавязчивой игровой форме, которые призваны сплотить детский коллектив, научить ребят разговаривать и договариваться между собой, дружить и поддерживать друг друга, обучить взаимопомощи и взаимовыручке. Это своего рода такой инструмент, который укрепляет всю команду.Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога. В игровой форме, в интерактивном формате, через простые, но действенные задачи, которые ставятся перед ребятами, они учатся добиваться вместе каких-то побед, спортивных результатов, настраиваются на успех, где каждый проявляет себя и вносит частичку своего мастерства в общее дело. Для детей тимбилдинг – это способ, благодаря которому в коллективе дети сближаются и выстраивают общение между собой. Когда проводятся различные конкурсы, дети учатся взаимодействовать друг с другом. Это инструмент для укрепления команды. Таким образом, тимбилдинг является идеальным решением для отработки командной работы и внутри коллективных взаимоотношений.Цель тимбилдингаформирование и усиление общего командного духа, принятие особенностей друг друга, сплочение коллектива, получение навыков совместной работы.Задачи:- Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;- Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач; - Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга; - Осознание себя командой.Упражнения на командообразование могут проводиться с двумя разными целями: показать коллективу, что они пока ещё не являются идеальной командой или же, наоборот, дать коллективу ощущение мощной, сильной, сплоченной команды.Ниже приведены примерные упражнения для сплочения того или иного детского коллектива, которые могут быть полезны педагогу в работе с детьми.
  • «Здравствуйте!»
  • Участники становятся в круг. Ведущий предлагает поздороваться со своимисоседями способом, принятым в некоторых странах. При этом, ведущий называет страну и форму приветствия:В РОССИИ принято пожимать друг другу руки.В ИТАЛИИ горячо обниматься.В БРАЗИЛИИ хлопать друг друга по плечу.В ЗИМБАБВЕ трутся спинами.В МАКЕДОНИИ здороваются локтями.В НИКАРАГУА приветствуют друг друга плечами.У АВСТРАЛИЙСКИХ АБОРИГЕНОВ принято тройное приветствие: хлопнуть поладоням, подпрыгнуть, толкнуть бедром.(Данная игра дает возможность снять эмоциональное напряжение и в веселой формерасположить участников к дальнейшему знакомству и общению).
  • «Здравствуйте!» по очереди
  • Взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается, должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа. На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!». На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным), здравствуйте!»
  • «Тезки»
  • Ведущий наугад произносит какое-то имя. Люди с этим именем делают шаг вперед. Если находится несколько человек с одинаковым именем, то все аплодируют. Если имя встречается только один раз, то на первую букву этого имени участники игры говорят комплимент.
  • «Комплименты»
  • Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
  • «В этом зале все друзья» (я, ты, он, она. Улыбнись, подмигни, обними, пощекотай соседа справа/слева и т д.)
  • «Тёплая эстафета»
  • Играющие образуют две шеренги. Первые участники запускают эстафету тепла: выполняют любой располагающий жест в адрес следующего участника. Например, хлопают по плечу, гладят по руке, обнимают и т.д. Жест передаётся до конца шеренги. Последний перебегает в начало линии и запускает эстафету с новым движением. Таким образом игра продолжается, пока первые ребята не вернутся на своё место.
  • «Музыкальные объятия»
  • Дети передвигаются под музыку по залу. Когда музыка прекращается, каждый ребенок кого-то крепко обнимает. Затем музыка продолжается, и дети снова прыгают по залу (можно с партнером, если хочется). При следующей паузе объединяются 3 человека, до тех пока не образуется одно большое объятие.
  • «Эхо»
  • Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.
  • «Меняются все, кто…»
  • Участники сидят по кругу на стульях. Водящий - в центре круга – объявляет, кто должен меняться местами. (Например, меняются те, кто утром пил кофе; меняются те, кто купался в море; меняются те, у кого есть сестры и т.д.). Все участники, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из вставших. Водящий во время обмена должен занять одно из освободившихся мест. Водящим становится тот, кто остался без стула.
  • «Лицом к лицу»
  • Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например. «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.
  • «Удержи предмет»
  • Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.
  • «Уменьшающаяся газета»
  • Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек. Каждой команде выдается газетный лист. Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!» После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»
  • «Наше общее состояние»
  • Давайте почувствуем наше общее состояние. Прислушайтесь! Послушайте тишину. А теперь нам всем очень весело (все смеются). А теперь грустно (холодно, жарко)! А теперь все дружно крикнем: «Ура!»Владея технологией тимбилдинга, педагог может научить ребят взаимодействовать, поддерживать друг друга, работать вместе, чтобы достичь общей цели. Тимбилдинг является одним из инструментов создания благоприятного психологического климата в детском коллективе.