Публикации Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»
Автор: Пилицына Наталья Брониславовна

Конспект занятияпо подготовке к обучению грамоте в старшей группе«Путешествие в лес. Звук [у]. Буква У»Цель:развитие фонематического восприятия; знакомство со звуком [у], буквой У.ЗадачиОбучающие: познакомить со звуком [у], графическим обозначением звука - буквой У, закреплять правильное произношение звука [у]. Формировать умение определять позицию звука в слове. Совершенствовать фонематический слух. Закреплять в речи детей названия детёнышей животных.Развивающие: развивать внимание, мышление, связную речь. Воспитательные:воспитывать основы экологической грамотности, умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.Образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, словесный. Материалы и оборудование: настенная доска, предметные картинки, фонограмма с голосами волка и птиц, мяч, шишки, изображение смайликов.ХОД ЗАНЯТИЯ
  • Вводная часть. Организационный момент.
  • (Дети стоят в кругу на ковре)Воспитатель: Поздороваемся с гостямиСкажем «здравствуйте» руками,Скажем «здравствуйте» глазами,Хором скажем слово «здравствуйте». Актуализация знанийВоспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были в лесу? Давайте сегодня все вместе отправимся в путешествие в лес. Чтобы оказаться в лесу, надо выполнить разминку – продолжить фразы. Воспитатель: Все слова состоят из …. Дети: из звуков. Воспитатель: звуки мы можем …. Дети: слышать и произносить.Воспитатель: гласные звуки мы …. Дети: можем  пропеть, их легко произносить, можно долго тянуть, воздух проходит свободно.Воспитатель: звуки на письме обозначаются …. Дети: буквами.Воспитатель: буквы мы …… Дети: видим и пишем.Воспитатель: С разминкой справились. Мы готовы идти в лес.1-2-3 покружись,1-2-3 поклонись,1-2-3 улыбнисьИ в лесу окажись!(Игра с мячом «Назови первый звук». Дети стоят в кругу.)Воспитатель: Назову то, что мы видим в лесу, а вы назовите первый звук слова. Кому брошу мяч, тот и называет.Слова: цветок, ива, тропинка, кукушка, гриб, волк, муравей, куст, поляна.Воспитатель: Устроим привал на лесной поляне и вспомним правила поведения в лесу.(Дети садятся на ковёр)Дети:В лесу нельзя кричать, чтобы не спугнуть птиц и зверей.В лесу нельзя рвать цветы и ломать ветки.Нельзя оставлять непотушенный костёр.В лесу нельзя бросать мусор.Из леса нельзя брать животных домой.Постановка целиВоспитатель: Если мы будем соблюдать все эти правила, то можем увидеть и услышать в лесу много интересного. Закройте глаза. Дети слушают звуки леса.Воспитатель: Что вы услышали? Дети: Кричит филин. Воет волк. Кукует кукушка. Воспитатель: Озвучим всех животных. Изобразим их голоса. Как воет волк? (У-у-у) Как кричит филин? (Ух-ух.) Как кричит кукушка? (Ку-ку.) Какой звук повторялся, когда вы озвучивали животных? [у] Значит, с каким звуком мы будем сегодня знакомиться?Дети: Будем знакомиться со звуком [у] и буквой У.2. Основная частьВоспитатель: В лесу мы услышали, как воет волк. Выполним гимнастику про волка.Артикуляционная гимнастикаВолкВозле леса бродит Волк,Он зубами щёлк да щёлк!Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –Вот какой сердитый Волк.Активно открывать и закрывать рот.Волк голодный воет: «У-у-у,Мне бы утку хоть одну!»Губы вытянуты вперёд.Спрячем уток за забор.Уходи зубастый вор!Оскалить зубы.Волк сердит .Двор закрыт.Двор закрыт. Волк сердит.Чередование оскала и вытягивания губ.Волк утёнка не схватил,Только слюнки проглотил.Проглотить слюнки.Выделение звука [у] в словах Воспитатель: Ребята, а вы не испугались такого сердитого волка?Отправимся в лесной детский сад. (Дети садятся за столы) Воспитатель: Кто из зверят пришёл сегодня в лесной детский сад?Дети: В детский сад пришли Лисёнок, Волчонок, Бельчонок, Зайчонок.Игра «Подарим игрушки»Воспитатель: Подарим зверятам игрушки , в названии которых есть звук [у]. (Индивидуальная работа. Дети по очереди из предложенных иллюстраций выбирают те, в названии которых есть звук [у]. Кубик, утка, жук, кукла, Петрушка.)Воспитатель: Какой звук есть в каждом слове?Дети: Звук [у].Артикуляция звукаНаблюдение за артикуляцией звука [у]. Произнесение звука. Работа в парах.Воспитатель: Как вы думаете, что происходит с губами, зубами, язычком, когда вы произносите звук [у]. Посмотрите друг на друга. Произнесите звук.Дети: Губы вытянуты вперед трубочкой, зубы раскрыты, язычок лежит внизу за нижними зубами, голос поёт.Воспитатель: Как называется звук [у]? Дети: Это гласный звук. Игра «Будь внимательным»Воспитатель: Я буду произносить звуки, если вы услышите звук [у], хлопните в ладоши.У И А У Ы У О У Э Ы У А Ы И У А О И У Ы А Э О У У О А УВоспитатель: Совушка-умная головушка прилетела в детский сад зверят уму-разуму учить, просит выполнить разные задания. Совушка хочет проверить, кто больше назовёт слов, которые начинаются со звука [у]. Девочки будут помогать команде Лисёнка и Бельчонка, мальчики – команде Волчонка и Зайчонка.(Мальчики и девочки по очереди называют слова с заданным звуком, подводятся итоги.)Самостоятельная работа. Работа в тетрадях. Воспитатель: Совушка просит зверят посмотреть на предметы и обвести те, в названии которых есть звук [у]. Поможем зверятам. Перед работой выполним разминку для пальчиков «Пальчики здороваются».Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук [у] при каждом соприкосновении. Предлагаемые картинки: удочка, бусы, усы, уши, автобус, мяч, лопата. После выполненной работы выполняется проверка задания.Воспитатель: Назовите слово, голосом выделите нужный звук, определите место звука в слове. Если остальные ребята согласны, хлопните в ладоши. Какой звук искали в словах? Какой это звук?Физкультминутка «Совушка»Совушка сова, большая голова, На пеньке сидит, во все стороны глядит.Крылышками хлоп-хлоп,Ножками топ-топ.  Обозначение звука буквойВоспитатель: Звук [у] на письме обозначается буквой У. Из скольких палочек она состоит? Дети: Из двух.Воспитатель: Обратите внимание, что одна палочка – длинная, а другая – короткая. С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой? (с левой стороны). На что похожа буква?Воспитатель: Выложим букву У из шишек.Выкладывание буквы У из шишек.Воспитатель: Какую букву выложили? Какой звук она обозначает?Дети: Буква У. Обозначает звук [у].Воспитатель: Пора нам возвращаться домой. Совушка не только зверят, но и нас уму-разуму поучила. Зверятам тоже пора по домам. А мы пройдем все вместе на ковёр. Чтобы вернуться обратно в наш детский сад, нужно назвать слова с нашим новым звуком.1-2-3 покруууужись,1-2-3 поклонись,1-2-3 уууулыбнисьИ в детском саду окажись!
  • Итоги. Рефлексия.
  • Воспитатель: С каким новым звуком познакомились? Какой это звук? Почему? Скажите, что вам понравилось сегодня больше всегоЧто было трудно? Над чем нужно ещё поработать? А мне понравилось, как вы отвечали, дружно играли, помогали друг другу, правильно вели себя в лесу. Поэтому у нас получилось такое хорошее путешествие.Закончить путешествие хочу также словами со звуком [у]. Первое слово - умница. (Похвалить тех детей, кто активно работал.)Знаю слово – улыбка. Если настроение у вас радостное после путешествия, выберите улыбающийся жёлтый смайлик, если настроение другое - возьмите оранжевый смайлик. Покажите нашим гостям и улыбнитесь.