Публикации Джазовые чанты в современных УМК

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Джазовые чанты в современных УМК
Автор: Захарова Дарья Александровна

ДЖАЗОВЫЕ ЧАНТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УМК
JAZZ CHANTS IN THE MODERN TEACHING MATERIALS
Аннотация: Описан термин джазовые чанты. На основе анализа современных учебно-методических комплексов по английскому языку составлены общие рекомендации для преподавателей английского языка в общеобразовательной школе. Выявлено, что на сегодняшний день джазовые чанты и их аналоги не используются в учебно-методических комплексах. Доказана эффективность использования джазовых чантов в педагогической практике на базе опыта отечественных и зарубежных учителей.
Abstracts: The meaning of the term jazz chants is described. General recommendation based on the analysis of modern teaching materials are given for English teachers in secondary schools. It is revealed that nowadays jazz chants and their analogues are not used in the teaching materials. The effectiveness of the use of jazz chants in pedagogical practice is proved on the basis of the experience of domestic and foreign teachers.
Ключевые слова: джазовые чанты, учебно-методический комплекс, педагогический опыт, многокомпонентное средство.
Keywords: jazz chants, teaching materials, pedagogical experience, a multi-component instrument.
Основной целью обучения английскому языку на сегодняшний день является формирование коммуникативной компетенции школьников, развитие у них практического овладения английским языком. Поэтому преподавание английского языка в современной школе невозможно без использования эффективных и актуальных учебно-методических комплексов, которые содержали бы в себе эффективные методы и средства обучения. Однако практика показывает, что зачастую учителям приходится прибегать к поиску дополнительных учебных материалов для формирования у учащихся не только коммуникативной, но также лингвострановедческой и иных компетенций.
В этой связи нам кажется необходимым использование такого средства обучения иностранному языку, как джазовые чанты. Этот метод был придуман и опробован Каролин Грэхем. Она разрабатывала его на протяжении 25 лет в качестве преподавателя английского языка как иностранного в American Language Institute of New York University.
Особенность данного метода заключается в универсальности, многокомпонентности и аутентичности. Джазовые чанты — это упражнения для самостоятельной или аудиторной работы, заключающиеся в повторении за диктором или преподавателем фраз английского языка под джазовую музыку. Это нельзя сравнивать со стихотворением или песней, поскольку в чантах используются аутентичные ритм, интонация и ударение. Кроме того, чанты позволяют развивать не только произношение, но также грамматику, словарный запас, беглость речи и понимание на слух [1].
Эффективность использования чантов была подтверждена как русскими, так и иностранными учителями английского языка. Учитель английского языка высшей категории Г.Ш. Исмагилова в своей статье Использование чантов на уроках английского языка пишет: В зависимости от методической задачи я использую чанты на любом этапе урока. Для фонетической зарядки – в начале урока, на этапе введения и первичного закрепления лексического и грамматического материала – в середине урока и в конце урока, когда необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся [2, c.15].
Е.Б. Симонова в статье Использование песен и джазовых чантов на уроках английского языка описывает эффективность чантов следующим образом: Джазовые чанты — многокомпонентное средство обучения иностранному языку. Они не только формируют у учащихся правильное произношение и беглость речи, но и повышают мотивацию к обучению. Использование джазовых чантов на уроке позволяет заинтересовать не только младших школьников, но и старшеклассников, которым интересна реальная, живая речь англоговорящих [3, c.6].
Barbora Holbov, чешский учитель английского языка как иностранного, так же подчеркивает оригинальность и аутентичность джазовых чантов. Студентам не интересен сухой академический язык. Они хотят говорить на языке носителей, и чанты дают им эту возможность, при этом обучение проходит под захватывающие ритмы джаза - пишет она [4].
Frank Tang в статье Celebrating Twenty-Five years of Jazz Chants добавляет, что существование чантов вот уже на протяжении двадцати пяти лет позволяет делать уроки интереснее для учащихся всех возрастов, а стремление учителя совершенствовать их навыки предстает в виде общего развлечения, где чанты выступают незаменимыми помощниками [5].
Вышеприведенный педагогический опыт использования джазовых чантов влияет на актуальность следующего анализа. Нами были отобраны УМК, наиболее широко используемые в школах Владимирской области: Rainbow English О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой, English 2-11 Кузовлева В.П. и Spotlight Н.И. Быковой, Д.Дули и др. Мы изучили данные УМК с целью выявить в них наличие джазовых чантов или их аналогов, которые могли бы быть использованы на уроках английского языка. В первую очередь мы искали чанты Кэролин Грэхем, поскольку она является автором данного метода и большого количества сборников.
Анализ привел нас к следующим результатам. Джазовые чанты не используются в современных УМК на постоянной основе и встречаются только в Rainbow English для 5 классов как дополнительный материал. Текст джазового чанта представлен в сопровождении музыкальной дорожки, что полностью соответствует правильному изучению джазовых чантов. Однако, анализ остальных учебно-методических комплексов показал, что чаще всего в качестве учебного материала предлагаются поэтические тексты, которые не обладают таким потенциалом, как джазовые чанты.
Таким образом, актуальное положение джазовых чантов для современных УМК по английскому языку остается невостребованным, несмотря на их очевидную эффективность. Преподаватели английского языка в подавляющем большинстве знают о существовании данного метода, но по разным причинам не используют джазовые чанты на уроках, выбирая иные средства обучения. Тем не менее, джазовые чанты являются многокомпонентным средством и могут служить не только для совершенствования фонетики учащихся, но позволяют так же закреплять изучаемую лексику, изучать новые грамматические конструкции без специального изучения правил и в то же время быть средством релаксации.
Еще одно преимущество джазовых чантов заключается в независимости от возраста учащихся по сравнению с поэтическими текстами. Их содержание и настроение подходит для любого школьного возраста и не содержит тяжелой смысловой нагрузки, а заучивание происходит благодаря многократному повторению одних и тех же конструкций. Для младших школьников джазовые чанты будут интересны благодаря музыкальному сопровождению, а для старших школьников — благодаря актуальной аутентичной речи.
Список используемой литературы:
1. Jean Engler. Improving students’ speaking competence by using jazz chants/ Universitas Sebelas Maret, 2013.
2. Исмагилова, Г.Ш. Использование чантов на уроках английского языка [Электронный ресурс], -
3. Симонова Е.Б. Использование песен и джазовых чантов на уроках английского языка [Электронный ресурс], -
4. Barbora Holbov. Jazz chants in English language teaching (TXT). — Brno: MASARYK UNIVERSITY Faculty of Education Department of English Language and Literature, 2008.
5. Frank Tang. Celebrating Twenty-Five Years of Jazz Chants / Frank Tang, Dianne Loyet // NY 10027: NYS TESOL Publication, 2003.