Публикации Патриотическое воспитание школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание школьников
Автор: Татьяна Гасановна Пономарева

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...»(Л. Толстой)Я не просто учитель. Я классный руководитель. И хочу быть «классным» руководителем. Поэтому учусь сама, и учу и воспитываю своих детей так, чтобы они любили школу, друзей, жизнь. Учились быть счастливыми, и сами делали счастливыми своих близких.Меня попросили рассказать о своей работе как классного руководителя. Я долго думала: с чего начать и решила выделить основные пункты своей работы.Создать доверительные отношенияДети должны знать: у нас в классе нет хороших и плохих, у нас большая дружная семья и главная в этой семье-Я.НазваниеГоворят, как корабль назовешь, так он и поплывет. Все мы помним мультфильм про капитана Врунгеля, который назвал свой корабль ПОБЕДА, две первые буквы отвалились и получилась БЕДА.Название пионерского отряда, а потом и класса возникло не случайно, я его не взяла из интернета. В 5 классе был конкурс строя и песни. Выбрали песню «Береты цвета неба», значит десантники. Десантники прыгают с парашютом, значит они атакуют вершины, так и получилось «Атакующие вершины» (слайд 1)А дальше- ДЕВИЗ. Девиз десантников- НИКТО КРОМЕ НАС. Очень объемное определение, которое нужно было расшифровать, чтобы каждое слово каждому ребенку было понятно, так и получилось «Для нас нет слова НЕВОЗМОЖНО, для нас нет слова НЕ МОГУ, для нас есть только слово НУЖНО, чтоб взять любую высоту» (слайд 2)И этот девиз нужно было почаще повторять, чтобы каждый знал, что любое дело нам по плечу.НаправлениеПатриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность -- самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. (слайд 3)Идея возникла спонтанно. В школе был фотоконкурс «Выдающиеся люди нашего края». И мы подумали человек, прошедший всю ВО войну – это выдающийся человек? Конечно- же выдающийся! И мы решили навестить ветерана Мацимох Федота Алексеевича. Так на базе нашего класса возродилось Тимуровское движение в школе. (слайд 4)Формированию военно- патриотического воспитания моих учеников сопутствовало много факторов. Во-первых, Дети с удовольствием ходили и помогали ветерану, поздравляли с праздниками, проведывали в больнице, помогали по хозяйству: числи снег, копали огород кололи дрова… (слайд 5)Во- вторых: в нашем классе у Овчаренко Назара папа Виктор Иванович- военнослужащий ДНР. Он бывший афганец. И к 23 февраля мы его пригласили на классный час. После классного часа поехали к ветерану, где произошла трогательная встреча двух ветеранов и трех поколений. (слайд 6) Дети с восторгом и с замиранием в сердце наблюдали за этой встречей. (слайд 7) И здесь возникла идея оформления стенда «Время выбрало их…», (слайд 8)где мы связали одной патриотической целью патриотов прошедшей и нынешней войны, и поместили портреты людей, которые на деле доказали любовь к своей Родине: Мотороллы и Гиви, наших ветеранов и родителей учеников класса, которые в данное время защищали нашу Родину.И после этого началось наше тесное сотрудничество с военной частью. (слайд 9) Ребята писали на фронт письма, отправляли видеопоздравления с праздниками, делали поделки, передавали медикаменты и подарки. (слайд 10)И конечно-же, наши письма доходили до адресатов, первые письма даже вызывали слезы на глазах у военнослужащих. И самыми незабываемыми событиями для детей были экскурсии в воинскую часть. (слайд 11, 12, 13) Мы там были дважды. Когда мы были второй раз, Виктор Иванович организовал нам стрельбы на настоящем полигоне.Большой вклад в формирование патриотического воспитания школьников внес военно-патриотический клуб «Пересвет», руководителем которого являлся народный депутат ДНР Кныш Максим Геннадьевич. (слайд 14) Все началось с игр «Выживание в зимних условиях». Целых три дня провели мальчишки на базе военной части в Моспино. (слайд 15)Непросто пришлось им: ведь нужно было показать и свою физическую подготовку, и выносливость. Но как бы там ни было тяжело, приехали они с массой впечатлений!14 человек моего класса являлись членами ВПСК «Пересвет». Им очень нравилось заниматься в этом клубе, ведь мероприятия разнообразные: это и занятия по ориентированию на местности, сборка- разборка оружия и стрельбы из автомата, уроки рукопашного боя, экскурсии в музеи, в военные училища, субботники. 2 августа в День ВДВ наши воспитанники выступали перед десантниками. (слайд 16)Впоследствии ребята приняли присягу и стали юнармейцами. Они неоднократно несли вахту памяти на Саур-Могиле, принимали участие в Параде Победы на площади Ленина в г. Донеук, а Мельничук Ярослав стоял на трибуне в почетном карауле главы Республики Пушилина Дениса Владимировича.В феврале 2022 года началась Специальная Военная Операция. 11 мальчиков из 19 стали на защиту нашей Родины.Общее делоНичего так не сплачивает коллектив, как общее дело. Поэтому все дела мы делали все вместе. Я всегда говорила: «Либо все, либо никто», поэтому мы ВСЕГДА пели, не умея петь- вместе, танцевали- вместе, отдыхали- вместе.(слайд 17)На протяжении нескольких месяцев мы ежедневно оставались после уроков и учились танцевать до 4 часов вечера. Я понимала, что дети устали, что хотят домой, хотят кушать и я покупала колбасу, хлеб, овощи, приносила досточку и нож. Ребята нарезали бутерброды и с новыми силами учились танцевать. Было и сложно, но я видела, что им самим это нравится. Никто никого не заставлял, дети с удовольствием оставались и танцевали. (слайд 18)Танец лезгинка стала нашей визитной карточкой. Я их подбадривала, говорила: «Расправьте плечи, вы же джигиты, вы орлы…». Даже на выпускном и в 9 и в 11 классах дети в кафе просили поставить песню Азнаура «Девушки наши прекрасны, девушки наши нежны» и для классного руководителя танцевали лезгинку. Даже тамада была очень удивлена и сказала, что дети сами могут развлекаться, их не нужно развлекать.(слайд 19)Ну, и конечно же нельзя не вспомнить о КВНе ЮИД, в котором мы участвовали, начиная с 7 класса. Помню, как оставались после уроков, как учили билеты по оказанию первой помощи, задействовали нашу медсестру Светлану Васильевну и Наталью Анатольевну. Учили знаки регулировщика. Ну, и само выступление, визитная карточка. Сначала я писала сценарии, а потом ребята вносили свои коррективы, придумывали шутки, снимали видео. И уже в 10-11 классе я говорила: «Может не будем участвовать в КВН», на что они мне отвечали: «Как это не будем? Конечно же будем!». И я брала себя в руки, и все начиналось сначала: сценарий, подбор и переделывание песен, танцы, репетиции…У нас были традиции(слайд 20)Новый год, 23 февраля, 8 марта обязательно были сладкоежки. Дети сами разрабатывали сценарии праздника, готовили конкурсы, и с нетерпением ждали следующих праздников.(слайд 21) День Здоровья или последний звонок- поход на природу. Это было: либо Зуевка, Нижняя Крынка, либо ставок. Это была вкуснейшая каша, сваренная на костре, сардельки, вываленные в углях от костра. Эта была, конечно же пицца от классного руководителя. И дети знали, куда бы мы не пошли, я всегда готовлю пиццу.Первый раз с предложением пойти на ставок в последний день учебного года ко мне обратился Лученко Егор. Это был солнечный день, но периодически налетали тучи, сверкала молния, гремел гром. (слайд 22)На мои уговоры не идти на ставок, у ребят были другие аргументы: все продукты куплены, хорошая погоды, мы очень хотим… (слайд 23) Все было замечательно, пока не разразилась настоящая стихия. Мы стояли под моим зонтом, дети прижались ко мне, как воробушки, и я под зонтом разрезала тортики медомирчики и их кормила. Детей родители забирали на машинах, и я никогда не забуду, как мы ехали в машине Овчаренко Виктора Ивановича. Нас было 11 человек, на руках у меня сидел Семенов Антон, такой худенький и такой тяжелый. Утро следующего дня началось с обзвона детей, и помню, как Илюша Ильин мне ответил на мой вопрос «Как ты себя чувствуешь?». Он мне ответил «Здоров как бык!»Поездка в ТЮЗ у нас никогда не ограничивалась только ТЮЗом, то есть, если ТЮЗ, то обязательно прогулка по городу (слайд 24), а потом либо чебуречная, либо пиццерия (слайд 25), либо боулинг. (слайд 26, 27)Еще одна традиция- это мой день рождения, о котором ребята не забывают до сегодняшнего дня. Они приходят с тортом, цветами, хорошим настроением ко мне, а я их всегда жду. (слайд 28) и аудиозапись.Новые идеиНе скрываю, сначала я детей направляла, а потом ребята сами начали выдвигать идеи. (слайд 29) Например, когда мы были дежурными по школе в первый раз, именно мы предложили пойти к малышам и на большом перерыве в коридоре проводить для них физкультминутки и организовывать игры на переменах. (слайд 30)Именно мы стали инициаторами флэш-мобов в декабре 2016 года с песней «Нам нужна одна победа» и ко Всемирному дню борьбы со СПИДом с песней «Береги любовь, береги свой мир».Именно мы принесли в музей нашей школы первыми Юзовскую лампу (Беляев Глеб) и немецкую каску, которую дедушка Матуса Ярослава принес как трофей с Великой Отечественной войны, а потом были каска, на которую выманивали снайпера в 2014 году, фляга, которая защитила бойца от пули и многое другое.Именно дети были инициаторами собирать игрушки перед Новым годом и отвозить их детям, которые остались без родителей, в детский дом. Все вы помните наши поздравительные видеоролики ко Дню учителя, к Новому году, к 23 февраля, к 8 Марта. Сначала я подавала идеи для видео, а потом дети стали предлагать свои идеи.Я вам рассказала о своей работе на примере класса, который выпустила в 2021 году. После этого класса я взяла свой 9-А класс, когда дети были в 7 классе. 2 года мы учились дистанционно, но все равно я старалась следовать своим принципам работы. Мы продолжили сотрудничество с воинской частью- посылали туда письма и медикаменты, пока не началась СВО. В прошлом учебном году к 23 февраля посещали раненных бойцов в госпитале. Ходили к ветерану ВОВ Мацимох Анастасии Ивановне, пока она была жива, перед Новым годом ребята вместе с Кнышом Максимом Геннадиевичем посетили детский дом и отвезли туда игрушки и сладости. (слайд 31).И новые дети все так же приходят в мой день рождения (слайд 32)Но моя работа прослеживается на протяжении всей моей педагогической деятельности. Это ребята 2014 года выпуска. И с ними мы и в походы ходили, и на экскурсии ездили. (слайд 33, 34). Вы видите, что мы не отклоняемся от правила: все делаем вместе. Очень жаль, что их жизнь разбросала по разным городам. Но мы все равно, хоть редко, но встречаемся, переписываемся… встречаемся с родителями, передаем друг другу приветы… Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия. Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками. Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.Я, счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.Я горжусь своими выпускниками! (слайд 35).