Публикации Занятие с элементами тренинга «Уважая себя, уважай других»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие с элементами тренинга «Уважая себя, уважай других»
Автор: Акиншина Лина Сергеевна Чукарина Елена Григорьевна Коробкова Елена Владимировна

Занятие с элементами тренинга Уважая себя, уважай других.
Цель:развитие толерантного отношения к другим людям, поведенческих навыков.
Задачи:формировать терпимое отношение к природе, миру и к другим людям, их привычкам, взглядам, готовность помогать другим и уметь принимать помощь от других, организовать условия для получения позитивного опыта толерантного взаимодействия.
Ход занятия:
1. Распевание детей.
2. Представление педагога-психолога (Лины Сергеевны Акиншиной).
Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня наше занятие мы проведем вместе с педагогом-психологом Линой Сергеевной. Она проведет с Вами игры, задаст вопросы, а мы с Вами споём песни.
Лина Сергеевна! Вам слово.
Психолог: Добрый день! Сегодняшний урок называется Уважая себя, уважай других. Нам с вами предстоит через разные игры и конечно же песни научиться относиться к друг другу бережнее и замечать сколько вокруг прекрасного. Мы постараемся разобраться, где в нашем мире добро, а где зло.
А начнем мы с того, что каждый человек имеет свои качества, это может быть доброта, красота, какие-то умения, или качества внешности, например, цвет волос или глаз.
И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру Мне в тебе нравится...
Упражнение 1
Мне в тебе нравится...
Упражнение выполняется в группе (от 6 человек).
Для работы понадобится клубок мягкой и пушистой шерсти (желательно привлекательного цвета) или небольшая мягкая игрушка.
Ход игры:
Дети вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий просит передать клубок соседу, стоящему слева (по часовой стрелке), со словами Мне в тебе нравится.... Закончить фразу нужно комплиментом. Положительно отметить можно цвет глаз, волос, деталь одежды, черту характера, какой-либо поступок, учебное достижение и т.п. Начинает упражнение сам ведущий. Каждый участник, передавая клубок, оставляет часть нити у себя. В результате, когда клубок возвращается к ведущему, нить образует замкнутый круг, символически объединяющий группу в единое целое. Ведущий обращает внимание детей на то, что ниточка их всех объединила;
Через несколько секунд (8—10 с.) ведущий возвращает клубок соседу, стоящему справа (против часовой стрелки), со словами А мне в тебе нравится..., заканчивая фразу комплиментом. Каждый участник группы, передавая клубок, наматывает свою часть нити на клубок. В результате клубок (со смотанными нитками) возвращается к ведущему;
Не выходя из круга, следует обсудить с детьми, что они чувствовали, когда:
получали клубок и слышали в свой адрес комплимент;
сами передавали его и говорили комплимент соседу;
что было для них труднее, а что проще.
Педагог: Ребята, а сейчас мы послушаем песенку ростовского композитора А. Кудряшова на сл. И. Яворовской Вовка с нашего двора в исполнении Медведева Вереина.
Психолог: Ребята, Вам нравится поступки Вовки из этой песни?
Дети: высказывают мнения…..
Психолог: Я предлагаю вам сделать интересное упражнение с бумажным человечком.
Упражнение 2
Бумажный человечек
1) Возьмите человечка и сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем человечке, и начните его ругать: Кривой какой-то!, Косой, Некрасивый, Надо быть лучше, Ноги короткие и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько заутюживайте его ногтем. Поругали - завернули, поругали - завернули...
2) Теперь начинайте хвалить этого человечка, как вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
Вопросы:
Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
Каким в итоге получился человечек?
Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
На какие действия теперь способен ваш человечек?
Вывод:
Когда мы критикуем и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека или своей душе негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Педагог: Ребята, на нашей планете живут звери, в реках и морях – рыбы, в лесах птицы. Послушайте Песенку о ласточке музыка и слова Н. Орловой в исполнении Корытцевой Маи.
А потом скажите мне: Правильно ли поступила девочка по отношению к ласточке?
Далее исполняется песня….
Дети: высказывают мнения…..
Педагог: Ребята, наш известный поэт Роберт Рождественский написал стихи Просьба. Композитор Александра Пахмутова на эти стихи написала песню. Я Вам прочитаю стихи, в них заложен большой смысл – какими должны быть люди в отношении….
Просьба
Раненая птица в руки не давалась,Раненая птица птицей оставалась.Этот сон давнишний до сих пор мне снится:На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:Птицы, рыбы и звериВ души людям смотрят.Вы их жалейте, люди,Не убивайте зря;Ведь небо без птиц — не небо,А море без рыб — не море!И земля без зверей — не земля,Не земля, не земля!Люди-исполины, люди-великаны,Есть у вас винтовки, сети и капканы,Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.И должно быть сердце — сердце человечье.Припев.Люди-человеки, страны и народы,Мы теперь навечно должники природы.Надо с этим долгом как-то расплатиться,Пусть расправит крылья раненая птица!
Психолог: Сейчас мы будем играть в интересную игру, которая называется доброе дело.
Давайте на примере дождя разберем, что такое доброе дело. В засуху, когда солнышко греет слишком сильно, людям становится жарко, растения начинают засыхать, земля начинает трескаться. И летний дождь становится настоящим спасителем для людей, деревьев и зверей. Мы можем сказать, что дождик осуществил доброе дело.
Прочитайте детям пословицу: Доброе дело, что дождь в засуху
Упражнение 3
Доброе дело
Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце, вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т.д. Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.
Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.
Педагог: Ребята, Вы знаете, что словом можно лечить, а можно убить?!
Вот как во фразе:
Казнить нельзя! Помиловать!
Казнить, нельзя помиловать!
Но есть слова, которые мы обязательно должны знать и вести себя, по этим словам, как в Песенке о разных словах муз. и слова
Е. Чукариной. Давайте споем эту песенку!
Далее исполняется песня…
Педагог: Лина Сергеевна, а Вам понравилась наша песенка?
Психолог: Да, она не просто красивая, а еще и очень поучительная!
Педагог: А как Вы думаете, ребята ведут себя соответственно словам этой песни?
Психолог: К сожалению, из своей практики я знаю, что не все ребята говорят спасибо, не всегда здороваются, грубят друг другу, взрослым. Поэтому дети, следите, за тем, как Вы в жизни пользуетесь этими волшебными словами и почаще говорите их.
Педагог: Я прочитаю сейчас стихи Ежели вы вежливы, которые написал С. Маршак. В них Вам напутствие как надо себя вести.
Ежели вы вежливы
1. Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус Вы поможете
Взобраться Инвалиду.
2. Ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
3. Ежели вы вежливы,
Поможете Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами.
4. Ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
5. Ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
6. Ежели вы вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Педагог: Дети, какой вывод мы сделаем из прослушанного стихотворения?
Дети: нужно быть вежливыми!
Педагог: Здесь сидят вежливые дети и поэтому все скажут спасибо Лине Сергеевне, что провела урок, Екатерине Владимировне, что аккомпанировала нам. Давайте дружно скажем - Спасибо!
Дети встают и говорят: Спасибо
Ребята, наше занятие мы заканчиваем песней Дорога добра. Пусть эта дорога добра станет самой главной в Вашей жизни!
Педагог: А сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подумаем, какой дорогой мы будем идти по жизни.
Подсказкой нам станет песня М. Минкова на стихи Ю. Энтина Дорога добра. Давайте споем её!
Звучит песня…
Педагог: Ребята! Так какой дорогой мы пойдем по жизни?
Дети: Дорогой добра!
Педагог: Наше занятие окончено. (Екатерина Владимировна, Лина Сергеевна и Елена Григорьевна поют До свидания)
Дети: поют До свидания.