Публикации
Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-педагогической работе с детей с ТНР
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-педагогической работе с детей с ТНР
Автор: Фадеева Мария Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-педагогической работе с детей с ТНР
Автор: Фадеева Мария Николаевна
Использование технологии «Синквейн» в коррекционно-педагогической работе с детей с ТНРАнтичная поговорка гласит: «Кто ясно мыслит — тот ясно излагает»В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов.Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов.Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников.Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса, как в количественном, так и в качественном плане.Бедный словарь.Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания.Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов.[1,23; 3,34; 4, 62]Опыт работы показывает, что у многих дошкольников имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа.В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн.СИНКВЕЙН - это один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (Развитие критического мышления через чтение и письмо).В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – СИНКВЕЙН. В дальнейшем он стал использоваться в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейна:-Традиционный;-Обратный;-Зеркальный;-Синквейн-бабочка;-Корона синквейнов;-Гирлянда синквейнов;-Дидактический синквейн.[2,14; 5,40]Из всех вышеперечисленных видов синквейна, в работе с детьми имеющими ТНР в дошкольном возрасте целесообразно использовать именно дидактический.Дидактический синквейн в отличие от других видов синквейна отличается своей формой. В его пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.Первая строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.Вторая строка – два прилагательных, описывающие признаки и свойства выбранной темы.Третья строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.Четвертая строка — предложение (фраза из четырёх слов), выражающее отношение автора к описываемому предмету. Пятая строка — обобщающее предложение или одно слово-резюме, описывающее суть предмета. Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:- иметь достаточный словарный запас в рамках темы;- владеть понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак; научиться правильно понимать и задавать вопросы;- владеть навыком обобщения;- согласовывать слова в предложении;- правильно оформлять свою мысль в виде предложения. При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:- уточнение, расширение, активизация словаря;- знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;- дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;- дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной (сюжетной) картине, используя схемы предложений;- дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работа с детьми проводится в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», тем самым мы накапливаем материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.Дошкольники знакомятся с мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы. [6,26]Вариативность в применении технологии синквейн.Синквейн можно использовать на занятиях для закрепления изученной темы.Примеры синквейна.Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.Составление синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам;Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);По прослушанному рассказу или сказке;Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):1.2. Гласные, согласные.3. Слышим, произносим, выделяем.4. Звуки складываются в слова.5. Речь. ·Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.[5, 41;6, 27]Педагогическая ценность дидактического синквейна заключается в том, что он позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с реализацией ФГОС дошкольного образования.Синквейн в педагогической работе с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи на практике позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми.Список литературы1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.4. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 20035. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).6. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).