Публикации «Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»
Автор: Василина Валерьевна Белянинова

«Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»Подготовила: музыкальный руководительВ.В. БеляниноваЧто - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.   Гном, гномОн придёт совсем неслышно в дом, дом (руки домиком)Как зовут его, не знаешь? Гном, гном (пожать плечами)Он, наверно, очень добрый? Да, да (кивнуть головой)У него такая бородаорода(показать бороду)Он расскажет тихо сказку нам, нам (руки к груди)Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)А потом станцуем гопачок-чок (каблучок)Он такой забавный старичоктаричок (показать старичка с палочкой)И на зонтике волшебном вдаль, вдаль (руку ко лбу, смотреть в даль)Улетит он, а прощаться жаль, жаль (потирать глаза)Я не буду больше плакать, нет, нет (покачать указ.пальцем вправо,влево)Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой) Ранним утром  (Т.Э.Тютюнникова)Ранним утром на рассвете,                           первая группа детей – шлепки по ногамШух-шух- шух,                                    вторая группа детей – «шуршат ладошками»То ли аист, то ли ветер,                                          первые – шлепки по ногамШух-шух- шух,                                                      вторые  -  «шуршат»Пролетел среди берёз,                                            первые – изображают «крылья»Ффуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосомНовость новую принёс,                                 первые – пальчик указательный к губамФфуууу!                                                                   вторые – звукоимитация голосомИ по лесу тут же слухи,                                          первые – друг к другу «шепчутся»Ссшшш!                                                                   вторые – звукоимитация голосомПолетели точно мухи,                               первые – машут мелкими «крыльями»Зззззз!                                                                       вторые – звукоимитация голосомПокатился лесом гул:                             первые – нарисовать руками большой кругГгуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосомТо спросонок лес вздохнул,                                    первые – глубокий вдохГгуууу!                                                                      вторые – звукоимитация голосомИ посыпалась роса,                                                 первые – «брызги» рукамиКап- кап- кап- кап!                                                   вторые – звукоимитация голосомЗазвучали голоса                                    первые и вторые расходятся в разные стороАаааа!                                                       ны, изображают разные голоса лесныхжи                                                                                    телей.Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты.  Наступили холода (авторская)Ехать в поезде тепло                           «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)Поглядим- ка мы в окно.                     изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)А на улице зима,                                   «мёрзнут» (потирают свои плечи)Наступили холода.Да- да- да-                                              три хлопкаНаступили холода.                                потирают ладошкиДа- да- да-                                              три хлопкаПревратилась в лёд вода.                     раскрыть руки в стороны, замеретьДу-ду- ду-                                             три хлопкаПоскользнусь я на льду.                       покачивающие движенияДу-ду- ду-                                             три хлопкаЯ на лыжах иду.                                    имитация «на лыжах»Ды-ды- ды-                                          три хлопкаНа снегу есть следы.                            широкие шаги ногДи-ди-ди-                                              три хлопкаНу, заяц, погоди!                                   грозят указательным пальчиком.Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах.     Кошкина игра. Н.Пикулева.Кошка хвостиком играла –                          читает педагог          Вот так! Вот так!                                          импровизацияВеселилась, хохотала –                                читает педагог          Вот так! Вот так!                                          импровизацияМячик по полу катала –                               читает педагог          Вот так! Вот так!                                          импровизацияИ по комнате скакала –                                читает педагог              Вот так! Вот так!                                          импровизацияА потом устала кошка –                              читает педагог          Вот так! Вот так!                                          импровизацияИ поплакала немножко –                             читает педагог            Вот так! Вот так!                                          импровизацияРаз, два, три, четыре, пять –                        все хоромБудем кошку утешать.Даннаяритмодекламация полностью построена на импровизациях.