Публикации
«Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»
Автор: Василина Валерьевна Белянинова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»
Автор: Василина Валерьевна Белянинова
«Приемы ритмодекламации в образовательном процессе»Подготовила: музыкальный руководительВ.В. БеляниноваЧто - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния. Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика. Гном, гномОн придёт совсем неслышно в дом, дом (руки домиком)Как зовут его, не знаешь? Гном, гном (пожать плечами)Он, наверно, очень добрый? Да, да (кивнуть головой)У него такая борода.Борода(показать бороду)Он расскажет тихо сказку нам, нам (руки к груди)Я ему медовый пряник дам, дам (отдающие движения)А потом станцуем гопачок-чок (каблучок)Он такой забавный старичок,старичок (показать старичка с палочкой)И на зонтике волшебном вдаль, вдаль (руку ко лбу, смотреть в даль)Улетит он, а прощаться жаль, жаль (потирать глаза)Я не буду больше плакать, нет, нет (покачать указ.пальцем вправо,влево)Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой) Ранним утром (Т.Э.Тютюнникова)Ранним утром на рассвете, первая группа детей – шлепки по ногамШух-шух- шух, вторая группа детей – «шуршат ладошками»То ли аист, то ли ветер, первые – шлепки по ногамШух-шух- шух, вторые - «шуршат»Пролетел среди берёз, первые – изображают «крылья»Ффуууу! вторые – звукоимитация голосомНовость новую принёс, первые – пальчик указательный к губамФфуууу! вторые – звукоимитация голосомИ по лесу тут же слухи, первые – друг к другу «шепчутся»Ссшшш! вторые – звукоимитация голосомПолетели точно мухи, первые – машут мелкими «крыльями»Зззззз! вторые – звукоимитация голосомПокатился лесом гул: первые – нарисовать руками большой кругГгуууу! вторые – звукоимитация голосомТо спросонок лес вздохнул, первые – глубокий вдохГгуууу! вторые – звукоимитация голосомИ посыпалась роса, первые – «брызги» рукамиКап- кап- кап- кап! вторые – звукоимитация голосомЗазвучали голоса первые и вторые расходятся в разные стороАаааа! ны, изображают разные голоса лесныхжи телей.Игру необходимо сопровождать звучащими жестами, затем можно использовать музыкальные инструменты. Наступили холода (авторская)Ехать в поезде тепло «крутятся колёса» (параллельно круговые движения рук)Поглядим- ка мы в окно. изобразить руками «окно» (одна рука сверху параллельно другой)А на улице зима, «мёрзнут» (потирают свои плечи)Наступили холода.Да- да- да- три хлопкаНаступили холода. потирают ладошкиДа- да- да- три хлопкаПревратилась в лёд вода. раскрыть руки в стороны, замеретьДу-ду- ду- три хлопкаПоскользнусь я на льду. покачивающие движенияДу-ду- ду- три хлопкаЯ на лыжах иду. имитация «на лыжах»Ды-ды- ды- три хлопкаНа снегу есть следы. широкие шаги ногДи-ди-ди- три хлопкаНу, заяц, погоди! грозят указательным пальчиком.Повторяющийся ритмический рисунок можно исполнять на музыкальных инструментах. Кошкина игра. Н.Пикулева.Кошка хвостиком играла – читает педагог Вот так! Вот так! импровизацияВеселилась, хохотала – читает педагог Вот так! Вот так! импровизацияМячик по полу катала – читает педагог Вот так! Вот так! импровизацияИ по комнате скакала – читает педагог Вот так! Вот так! импровизацияА потом устала кошка – читает педагог Вот так! Вот так! импровизацияИ поплакала немножко – читает педагог Вот так! Вот так! импровизацияРаз, два, три, четыре, пять – все хоромБудем кошку утешать.Даннаяритмодекламация полностью построена на импровизациях.