Публикации Образовательно - методический комплекс к ДОП "Скорочтение"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Образовательно - методический комплекс к ДОП "Скорочтение"
Автор: Глазкова Анастасия Владимировна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСкдополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Скорочтение»Составитель: педагог дополнительного образованияГлазкова А.В.Красноярск, 2024ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Актуальность ОМК
  • Актуальность образовательно - методического комплекса дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Скорочтение» определена тем, что сформированный навык смыслового чтения, который является фундаментом всех учебных и предметных действий, обеспечивает успешное овладение всеми универсальными учебными действиями: поиск, понимание, преобразование, интерпретация, оценка, а также совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. Кроме того, при обучении скорочтению у обучающихся формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Таким образом, использование материалов данного образовательно-методического комплекса имеет практическую направленность для развития памяти, логического, арифметического мышления, вербального интеллекта у обучающихся.Данный образовательно - методический комплекс помогает проводить интеллектуально-развивающие занятия для обучающихся, в ходе которых обучающиеся имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшать зрительную и слуховую память, внимание, а также усовершенствовать свою устную речь, закрепляя результаты в игровой форме и с положительной мотивацией.Цель обеспечение успешного освоения программы обучающимися, оказание им педагогической помощи и поддержки в познавательной и коммуникативной деятельности, для развития интеллектуальных, духовно-нравственных, физических основ личности, творческих способностей и эмоционального мира через приобретение навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации, мотивации к чтению.Задачи
  • развить коммуникативные способности обучающихся;
  • развить способность к саморазвитию и самообучению;
  • овладеть навыками сотрудничества со сверстниками;
  • сформировать положительную мотивацию и познавательный интерес к обучению.
  • Перечень учебно-методических материалов
  • МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛКомплекс упражнений для развития навыков скорочтенияЗадача скорочтения — оптимизировать процесс чтения. Развитие скорочтения с применением упражнений разной направленности позволяет обучающимся тратить меньше времени на домашнее задание, улучшить дикцию и артикуляцию, увеличить словарный запас и повысить свою самооценку и успеваемость в школе. Упражнения для развития скорочтения предназначены для детей 8-10 лет и помогут быстрее обрабатывать текстовый материал, лучше усваивать прочитанное. Упражнения «Таблицы Шульте» помогают в развитии периферического зрения, внимательности, также для улучшения оперативной памяти. Для развития бокового зрения используют упражнения «Клиновидные таблицы». Струп текст позволяет работать с низкой концентрацией внимания, отвлечением во время чтения, способствует повышению концентрации внимания и его переключаемости. Упражнения «Корректурная проба» помогают развить способность воспринимать слово, как целостный образ, а не как набор определенных букв. Лабиринты, чтение с указкой помогают преодолеть возвратные движения глаз (регрессии).Таким образом, применение данных упражнений в практической деятельности помогает развивать память и внимание у обучающихся, улучшает понимание и усвоение прочитанной информации, развивает умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи (задания) и ориентироваться в соответствующих возрасту сопутствующих материалах. Набор упражнений разной направленности на развитие:1. Упражнение на развитие артикуляции и дикции 2. Упражнения на внимание 3. Упражнения на расширение поля зрения, работа с «Таблицами Шульте».4. Упражнения на синхронизацию обоих полушарий 5. Упражнение на развитие зрительной памяти.6. Упражнение «Корректурная проба». 7. Упражнение на развитие слуховой памяти 8. Чтение с указкой 9. Работа со скороговорками. 10. Работа с текстом на время.1.Упражнение на развитие артикуляции и дикции. Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. 1. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. 2. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку. 3. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нѐм много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов. 4. Обрызгайте бельѐ водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельѐ. 5. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)Отработка дикции 1.Выдох со счѐтом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух 2. Обучающийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда: БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ 2.Упражнения на внимание Струп-тест — это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Обучающемуся нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет, которым это слово написано. Лабиринты - важно, чтобы обучающийся при помощи глаз искал выход из лабиринта. Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Упражнение «Большие и малые числа». Необходимо найти цифры от 1 до 99. Все числа на карточке написаны разным шрифтом, они разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное упражнение. Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д. 3.Упражнения на расширение поля зрения Для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, обучающемуся необходимо видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Есть разные интерпретации: от 3 х 3, до 4 х 4 и 5 х 5. Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4 раза превышало длину ее стороны. Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры от 1 до 25. В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться.Упражнения на развитие угла зрения. Варианты заданий: - Назови и покажи все числа в порядке возрастания. - Назови и покажи все числа в порядке убывания. - Покажи все четные числа. 4.Упражнения на одновременную работу обоих полушарий мозга. В программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга - рисование обеими руками. Обучающемуся необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Хорошим результататом считается получается на 30-40-50 %. Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его необходимо следующим образом: обучающийся произносит громко верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то одновременно обе руки. Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.5.Упражнения на развитие зрительной памяти. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.6.Упражнение «Корректурная проба»Упражнение «Корректурная проба». На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут Используются для развития зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению определенной программы действий, мелкой моторики и внимания.7.Упражнение на развитие слуховой памяти Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания составляется рассказ. 8. Чтение с указкой Необходимо читать текст с помощью указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. Указку необходимо вести непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения.9.Работа со скороговорками о время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чѐтко, ясно, не торопясь. Можно соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки. 10.Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием «Многократное чтение». За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала. Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Тематические презентации для проведения занятий по ДОП «Скорочтение»Для проведения групповых занятий составлены 64 поурочные авторские презентации. Каждая презентация состоит из 10-15 слайдов, содержит в себе тексты, упражнения, интерактивные задания, тренажеры для развития памяти, внимания, зрительной памяти, ориентированные на развитие концентрации внимания, расширение угла зрения и получение навыков осмысленного восприятия текста не отдельными словами, а одновременно группами слов. Для овладения техникой скорочтения предусмотрены самостоятельные практические задания. Использование презентаций для обучения способствуют формированию у обучающихся возможности в полной мере получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Пример презентации:Пример самостоятельных практических заданий:Перечень использованных учебно-методических материалов ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛУчебные тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и проверочных работ по технике чтения 2-4 классПроверка техники чтения организуется с целью контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения обучающегося в овладении техникой чтения. В качестве диагностического материала используется пособие «Учебные тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и проверочных работ по технике чтения» (2-4 класс) О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Скорость чтения — это количество слов, прочитанных за 1 минуту.Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:-темп чтения, при котором осознается текст;-навык осознанного чтения в определенном темпе;-чтение без ошибок. Нормативы скорости чтения по классам: 2 класс В конце первого полугодия 35–40 слов в минуту. В конце второго полугодия 45–50 слов в минуту.3 класс В конце первого полугодия 60–65 слов в минуту. В конце второго полугодия 75–80 слов в минуту.4 классВ конце первого полугодия 95–100 слов в минуту. В конце второго полугодия 110–120 слов в минуту. Чтобы отработать навык чтения, необходимо каждую неделю проводить проверку скорости чтения. Примеры заданий: