Публикации Сценарий литературного-исторического часа по произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий литературного-исторического часа по произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»
Автор: Иваницкая Оксана Григорьевна

Пояснительная запискаТематическое направление: Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): внеклассное мероприятие по произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». Мероприятие способствует патриотическому воспитанию учащихся. Его реализация направлена на формирование у школьников патриотического сознания, чувства верности своей Родине, защиты её интересов, а также сохранение исторической памяти. Помимо этого, мероприятие учитывает важность других составных частей патриотического воспитания школьников: на основе литературно-исторических примеров воспитать высококультурную личность, многосторонне развитого гражданина в нравственном, культурном, физическом отношении, что окажет положительное влияние на формирование патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: старший школьный возраст (14-16 лет) / 8-9 классы.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Воспитательное мероприятие соответствует цели и задачам Концепции патриотического воспитания учащихся старших классов, способствует воспитанию социально активной, самостоятельной, коммуникабельной, творческой личности воспитанника, приоритетом которой являются базовые ценности: осознание себя гражданином своей Родины, уважительное отношение к своим истории, культурным традициям, обычаям и верованиям, особенностям менталитета. Данное воспитательное мероприятие поддерживает идею связи времён и поколений, познания исторических корней и осознания уникальности Отечества и неповторимости его судьбы, гордости за историческое героическое прошлое своего народа. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании подрастающего поколения обладает художественная литература. Посредством проведения подобных мероприятий осуществляется поиск исторической справедливости и развенчание мифов, навязанных националистическими силами; происходит поиск и анализ правдивой информации о деятельности известных исторических личностей, прививается любовь к литературе как важному источнику информации. За основу взяты биографические материалы, исторические факты, текст произведения Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Данное мероприятие может быть проведено в рамках дополнительного урока литературы при изучении творчества Б. Полевого или же самостоятельного внеклассного мероприятия, а также приурочено к одной из знаменательных дат Великой Отечественной войны.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:Цель воспитательного мероприятияобеспечение благоприятных условий для формирования у школьников чувства национальной гордости, патриотизма, единства и осознания преемственности поколений посредством изучения биографии героических личностей, исторического героического прошлого своей Родины, а также умение анализировать и определять важность и значимость реальных фактов художественного произведения.Задачи мероприятия:
  • ознакомить воспитанников с важными фактами биографии Бориса Полевого и Алексея Маресьева;
  • расширить представление учащихся о творчестве писателя, о жизни и подвигах его героя;
  • способствовать формированию и развитию у учащихся патриотического самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также устойчивого понимания важности и ценности русского языка и литературы.
  • Планируемые результаты: формирующаяся система ценностей, таких как преданность Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка. Важен и такой момент патриотического воспитания, как формирование глубокого и осознанного чувства любви к родному языку, родной литературе, родному краю, к родной природе, истории своей страны. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Формой проведения является литературно-исторический час. Мероприятие начинается с мотивационного момента, в ходе которого ведущие представляют факты о тематике мероприятия. Логично представленная познавательная информация, стенд с книгами на тему Великой Отечественной войны, фотографии самолетов времен ВОВ пробуждают интерес ребят к теме мероприятия, осуществляется развитие их творческих способностей, умение анализировать и сопоставлять вербальную и зрительную информацию. Кроме того, в ходе подготовки к мероприятию, ребята занимаются исследовательской деятельностью (сопоставление биографических фактов и художественного вымысла).Педагогическая технология / методы / приёмы, используемые для достижения планируемых результатов: используется технология организации и проведения группового воспитательного дела (по Н.Е. Щурковой). Её технологическая цепочка представлена таким образом:
  • подготовительный этап;
  • психологический настрой;
  • содержательная деятельность;
  • завершение;
  • проекция на будущее.
  • Также используются информационно-коммуникационные технологии, целью которых является формирование умений и навыков работы с информацией, формирование исследовательских умений, развитие коммуникативных способностей.Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): для проведения воспитательного мероприятия необходимы следующие кадровые ресурсы: классный руководитель, учащиеся класса, для которых проводится мероприятие. Со всеми участниками проводится инструктаж согласно сценарию.Используются следующие методические ресурсы: разработка (сценарий) мероприятия, электронная презентация, выставочные материалы, дидактические раздаточные материалы, текст произведения (выборочно). Материально-техническая база включает наличие помещения (кабинет или школьный музей) для проведения мероприятия, компьютерная техника (компьютер, проектор, экран), доступ в сеть Интернет; стенд с книгами о Великой Отечественной войне, фотографии самолетов времен ВОВ.Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: Данное мероприятие может быть проведено в рамках дополнительного урока литературы при изучении творчества Б. Полевого или же самостоятельного внеклассного мероприятия, а также приурочено к одной из знаменательных дат Великой Отечественной войны.Основная частьОписание подготовки воспитательного мероприятияРабота по организации и проведению воспитательного мероприятия включает несколько этапов:1. Подготовительный этап.1) Сбор материалов (изучение биографии А. Маресьева, а также фактов из жизни Б. Полевого). При подготовке к мероприятию ребятам предлагается заняться исследовательской деятельностью.2) Подбор книг для оформления стенда, поиск фотоснимком самолетов, на которых совершались боевые вылеты в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 3) Оформление выставки фотографий Б. Полевого и А. Маресьева.4) Подбор фонового музыкального сопровождения в соответствии с тематикой мероприятия.5) Репетиция участников мероприятия с учетом всех его составляющих.2. Проведение воспитательного мероприятия.По ходу мероприятия демонстрируются материалы презентации (в соответствии со сценарием), звучит фоновая музыка.Сценарий литературного-исторического часа по произведению Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке»Ход мероприятияЗвучит фоновая музыка Фоновая музыка «От героев былых времен» Растворяясь в мирской суете,Вы забыли, наверно, забыли,Как по снегу от стёртых локтейОтрастали багряные крылья.И росли они смерти назло.И тянули на взлёт небывало.И крылатая кровь на крылоИстребителя вновь поднимала…Леонид КорниловУчитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: мы не только познакомимся с произведением Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» в разрезе реальных исторических событий, происходивших в годы Великой Отечественной войны, но и узнаем биографию человека, ставшего прототипом главного героя повести.Есть множество книг. Одни мы читаем и больше никогда к ним не возвращаемся, другие оставляют в нашей памяти определенный след и, спустя какое-то время, мы вновь их перечитываем. Но есть книги, которые меняют нас навсегда, они пробуждают в нас самые лучшие человеческие качества: силу воли, мужество, патриотизм, нравственность. С каждым годом все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Все меньше и меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий.Ученик 1. Это было удивительное поколение ‑ патриотов, людей долга, что и делало их героями. Об одном из них ‑ книга писателя Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Это одно из лучших произведений о Великой Отечественной войне, раскрывающее неимоверную волю людей к победе над фашизмом, воспевающее героический подвиг народа во имя свободы Отчизны. Повесть вышла практически на всех языках мира. Интерес к ней не ослабевает и сейчас, несмотря на то что со времени написания и выхода произведения прошло уже 78 лет. Произведение увидело свет в 1946 году, а уже в 1948 году на экраны вышел одноименный фильм, поставленный режиссером Александром Столпером, по книге Б.Н. Полевого. Книга была издана более 150 раз, переведена на разные языки, а Сергей Прокофьев даже написал оперу.Ученик 2. Борис Николаевич Полевой ‑ известный писатель, дважды лауреат Сталинской премии. Первая книга его - роман «Горячий цех» - вышла в 1939 году. В Великой Отечественной войне Б. Полевой принимал участие в качестве политработника и военного корреспондента газеты «Правда». Его очерки были напечатаны в годы войны отдельными книгами: «Окровавленные камни» (1942 г.), «До последнего дыхания» (1943 г.), «Дневник военного корреспондента» (1944 г.).Ученик 3. За военные заслуги в борьбе против немецких захватчиков Б.Н. Полевой был награжден двумя орденами боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. В 1943 году Б.Н. Полевой получил задание редакции газеты написать статью о летчиках Гвардейского истребительного полка Брянского фронта, сражавшегося за город Орел, которые за 9 дней сбили 47 самолетов противника. Это была серьезная победа. Там он и познакомился с удивительным человеком ‑ Алексеем Петровичем Маресьевым, 27-летним летчиком, который воевал без ног, наравне с другими, вылетал на задания, сбивал самолеты противника. Судьба Маресьева, его жизненная позиция потрясли Полевого, и он задумал написать о нем очерк, но замысел писателя не осуществился. И только в 1946 году образ замечательного летчика встал перед писателем с новой силой. Б.Н. Полевой вспоминал: «Я стал писать, писать без плана, без конспекта и кончил под утро…».Звучит фоновая музыка: Василий Лановой «Песня о летчиках» Учитель. Давайте узнаем, кто же он, этот удивительный человек, ставший прообразом главного героя повести Б.Н. Полевого?Ученик 1. Алексей Петрович Маресьев (1916-2001 гг.) - легендарный лётчик Великой Отечественной войны. Он стал прототипом героя повести Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке" и фильма (там он - Мересьев). 18 изнурительных суток добирался раненный в ноги лётчик до линии фронта, к своим. Ноги воспалились, началась гангрена. Он был в таком тяжёлом состоянии, что его собирались везти в морг, но на пути встретился профессор и приказал везти на операционный стол. Жизнь была спасена, но ноги - ампутированы в области голени (а ему - только 26). Невероятная сила духа, желание вновь вернуться в строй помогли совершить подвиг: без ног, на протезах научился не только ходить, но и управлять боевым самолётом! Уже после ампутации он смог сбить 7 вражеских самолётов. В августе 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза."Приземлился" в лесу... Нет дороги,И тропинки нигде не найти.И к тому ж - перебитые ноги.Но - идти! Надо только идти!Учитель. Повесть начинается с подробного описания природы. Давайте обратим внимание на зимний пейзаж, которым открывается произведение.Ученик 2. С первых строк чувствуется напряженность обстановки. В лесу неспокойно и тревожно: звезды сверкали холодно, деревья застыли в оцепенении, слышны «грызня волков» и «тявканье лисиц». В тягучей тишине послышался стон человека. Медведь, поднятый из берлоги грохотом близкого боя, захрустел по крепкому насту и направился к человеческой фигуре, «вбитой в снег».Учитель. Природа неравнодушна, лес, словно, сочувствует герою, и это настроение передается читателю.Ученик 3. Самолет Мересьева упал в лесу, верхушки деревьев смягчили удар. Алексея «вырвало из сиденья» и, скользнув по дереву, он упал в огромный сугроб. После того как летчик осознал, что жив, он услышал чье-то дыхание. Подумав, что это немцы, не шевелился. Но когда открыл глаза, увидел перед собой большого, голодного медведя. Мересьев не растерялся: он закрыл глаза, и «больших усилий» ему стоило подавить желание открыть их, когда зверь «рванул когтями» его комбинезон. Алексей «медленным» движением опустил руку в карман и нащупал рукоять пистолета. Медведь рванул комбинезон еще сильнее. И в тот момент, когда зверь в третий раз схватился зубами за комбинезон, защемив тело летчика, он, превозмогая боль, нажал на курок в момент, когда животное вырвало его из сугроба. Зверь был мертв. «Напряжение схлынуло», и Алексей ощутил такую сильную боль, что потерял сознание.Учитель. Этот эпизод повествует о силе человеческого духа, о железной воле, позволившей выстоять в неравной схватке с диким зверем. Ученик 1. Мысли о товарищах, желание вновь быть в строю и сражаться за Родину заставляет Мересьева ползком двигаться на Восток. 18 дней летчик, превозмогая боль и усталость, в нечеловеческих условия продвигается к своим.Лес кругом, снег глубокий и - холод.Опираясь на палку, идётДень за днём. А как мучает голод!Сил уж нет, он упрямо ползёт!Ученик 2. Борис Полевой несколько глав произведения посвятил рассказу о том, как его герой мужественно терпел голод, холод, невыносимую боль. Желание жить и сражаться дальше придавали ему сил. Чтобы ослабить боль, он все внимание переключил «на подсчет». Первая тысяча шагов ему далась тяжело. Еще через пятьсот шагов Алексей начал путаться и ни о чем, кроме жгучей боли, думать не мог. Останавливался через тысячу, потом через пятьсот шагов. Но на седьмые сутки израненные ноги отказались его слушаться. Алексей мог лишь ползти. Он питался корой и почками деревьев, так как банки мясных консервов хватило ненадолго. По пути ему встречались следы боя и жестокости захватчиков. Иногда силы совсем оставляли его, но ненависть к оккупантам и желание бить их до последнего заставляли ползти дальше. Алексея в пути согревали воспоминания о далеком доме. Однажды, когда казалось, что не сил даже поднять голову, он услышал в небе гул самолетов и подумал: «Туда! К ребятам». Свои. Не чувствуя ног, Алексей полз дальше. Вдруг увидел заплесневелый сухарь. Вгрызаясь в него зубами, он думал, что где-то рядом должны быть партизаны.Учитель. Пробираясь по лесу, Мересьев делает героические, почти нечеловеческие усилия для того, чтобы превозмочь боль, слабость, голод и холод.Ученик 3. Судьба сжалилась над Мересьевым. Два брата Сергей и Федя нашли Маресьева, они сбегали в деревню и позвали на подмогу, жители деревни Плавни самоотверженно пришли на помощь летчику. Они бежали из оккупированной немцами деревни и поселились в землянках в лесу, которые рыли все вместе. Селились в них бригадами, сохраняя «колхозные обычаи»: страдающие от голода, они несли «в общую землянку» все, что у них осталось после бегства, и берегли «общественный скот». Треть поселенцев умерли голодной смертью, но жители снабжали раненого летчика последним: женщина принесла «мешочек с манкой», а Федюнька шумно «втягивает слюну», глядя жадно на «куски сахара». Бабушка Василиса принесла единственную курочку " Партизанку" для «своего, родного» летчика Красной Армии. Учитель. Несмотря на тяжелую жизнь в лесной деревне, люди смогли сохранить в себе лучшие душевные качества, нести в своих сердцах веру в победу и человечность до конца. Что неоднократно они доказывали по отношению к раненому лётчику.Ученик 1. Ампутация ног! Жизнь сурова!Продолжая о небе мечтать,Боль, тоску побеждает, чтоб сноваНаучиться ходить и ... летать!И вот госпиталь, решение врачей об ампутации ног повергло в ужас Мересьева: до операции он «холодел и сжимался», Алексею было страшно и глаза его «расширялись от ужаса». После операции он лежал неподвижно и смотрел в одну и точку на потолке, «не жаловался», но «худел и чах». Летчик, лишившийся ног, он думал, что пропал. Летать ‑ это значит жить и сражаться за Родину. А пропал смысл жизни, пропало и желание жить: «Стоило ли ползти?»Ученик 2. К жизни его вернули внимание и поддержка комиссара Воробьева, профессора и людей, окружавших его в госпитале. Сам тяжелораненый, комиссар относился ко всем с заботой и вниманием. Он вселял в людей веру и пробуждал интерес к жизни. Однажды он дал Алексею прочитать статью о летчике Первой мировой, который не пожелал, потеряв ступню, увольняться из армии. Он упорно занимался гимнастикой, изобрел протез и вернулся в строй. Главным отличием «настоящего человека» от просто человека, по мнению Полевого, является жизнь ради помощи другим людям.Сам комиссар не справился со своими болезнями. На его похоронах Алексей Мересьев услышал такие слова: «… Настоящего человека хоронят…» Алексей запомнил эти слова на всю жизнь.Полевой не просто так решил упомянуть сочетание «настоящий человек». В повести автор ясно дает понять читателю, что невозможно сразу родиться «настоящим человеком», им можно стать только со временем. Алексей не сдался и продолжал бороться за свою жизнь. После крушения самолета он смог выжить, и его главным желанием было скорейшее возвращение на фронтовую линию. Он хотел защищать Родину. По мнению автора, именно самоотверженность и преданность Родине делают Алексея поистине «настоящим».Ученик 3. Приговор же комиссии строгий...Алексей не сдаётся опять.Не свернёт со своей он дороги:Будет, будет он снова летать!Снова в строй. У Алексея появилась цель ‑ стать полноценным летчиком. Мересьев с тем же упорством, с каким выполз к своим, стал работать над собой. Он выполнял все предписания врача, заставлял себя больше есть и спать, придумал свою гимнастику, которую усложнял. Над ним подтрунивали товарищи по палате, упражнения приносили нестерпимую боль. Но он, кусая до крови губы, занимался.Убедив себя, что возвращение в лётную часть возможно, Мересьев должен был убедить в этом и других. Путь в небо начинался на земле, со скитаний по многочисленным комиссиям, и наконец его зачислили в учебный полк. Когда Мересьев сел за штурвал, его глаза наполнились слезами. Инструктор Науменко, узнав, что у Алексея нет ног, сказал: «Родной, ты не знаешь, какой ты ЧЕЛОВЕК!» Алексей вернулся в небо и продолжал воевать. Мужество, выдержка и безмерная любовь к Родине помогли ему вернуться к жизни.Смог подняться он вновь в поднебесье,Этим имя прославил навек.Он страну защищал - ас МАРЕСЬЕВ,НАСТОЯЩИЙ, большой ЧЕЛОВЕК!Учитель. А сейчас давайте ответим на вопрос: кто же такой настоящий человек?Это человек, который умеет преодолевать трудности, он мужествен и вынослив. А.П. Маресьев настоящий герой не только потому, что он защищал Родину от фашистов, но и потому, что он смог преодолеть себя, свои слабости, физическую и духовную боль. Он стремился вернуться в строй, долго и упорно занимался. Настоящий человек очень строг к себе, не даёт себе отдыха, не обвиняет никого в случившемся. Восхищает мужество и стойкость А.П. Маресьева. «Повесть о настоящем человеке» никого не может оставить равнодушным. Она учит мужеству, жизнелюбию, любви к своей Родине. Такая книга может возвратить к жизни того, кто потерял надежду, утратил веру в себя. Многие писатели во время войны считали своим долгом быть в центре событий для того, чтобы потом правдиво написать об этом. Так поступил и советский писатель Борис Полевой. Благодаря своему таланту и работе военного корреспондента, он сумел создать истинный художественный шедевр - "Повесть о настоящем человеке". Это произведение произвело сильное впечатление не только на современников автора, которые ещё слышали в голове звуки войны, но и сегодня повесть удивляет читателя высокой нравственностью.Книга Бориса Полевого — это история о настоящем патриоте и гуманном человеке. Автор описал мысли и поступки великого человека, героя, который пошел наперекор своей судьбе.Для бессмертия нет слова «был».Снова лётчика крылья разбудят.Он, конечно, простил тех, кто сбил.Но простит ли он тех, кто забудет?Мероприятие завершается просмотром видеоролика на песнюПри подготовке материала использованы интернет-ресурсы:
  • Биография Б.Н. Полевого
  • Биография А.П. Маресьева
  • Интересные факты о летчике Маресьеве
  • -Фотографии А. П. Маресьева
  • – Фотографии Б.Н. Полевого
  • Повесть о настоящем человеке / Борис Полевой: худож. В. Щеглов. – М.: Дет. лит., 2009. – 379 с.: ил. – (Школьная библиотека).
  • Песни военных лет:
  • Видеоролик на песню «Израненный ангел», посвященную Герою Советского Союза Алексею Маресьеву
  • Василий Лановой «Песня о летчиках»
  • Фоновая музыка «От героев былых времен»