Публикации «Использование имаготерапии с детьми ОВЗ младшего возраста».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование имаготерапии с детьми ОВЗ младшего возраста».
Автор: Мачулина Татьяна Евгеньевна

«Использование имаготерапии с детьми ОВЗ младшего возраста».Дети с ограниченными возможностями в связи с особенностями физического или психического развития нуждаются в дополнительном обучении и помощи со стороны взрослых. Только при участии родителей и специальных педагогов можно подготовить ребенка данной категории к самостоятельной жизни. Значительное место в процессе обучения, развития и воспитания при этом отводится нетрадиционным методам, способствующим лучшему усвоению программного материала. Наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития играет арттерапия. Особое место среди видов арттерапии занимает имаготерапия (от лат. imago — образ). Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса, создание собственного позитивного образа. С одной стороны - творчество, с другой – выраженный терапевтический эффект. Имаготерапия – простой и эффективный способ помочь ребенку с ограниченными возможностями наладить контакт со сверстниками, найти общий язык с другими людьми, в полной мере включиться в обычную повседневную жизнь. Данная методика позволяет разнообразить коррекционные занятия и способствуют эффективному усвоению программы обучения.В своей практике на занятиях используем разнообразные методы имаготерапии. Основные из них:• Сказкотерапия. Метод «лечения сказкой» привлекает детей возможностью помечтать, пофантазировать. В сказке добро всегда побеждает зло, больной выздоравливает, бедный становится богатым, благодаря своей мудрости, а слабый – сильным. Работа со сказкой: Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Импровизация, изменение хода сказки по желанию ребенка. Рисунок любимого героя. Проведение занятий на формирование грамматического строя речи с использованием сюжета сказки.• Театр. Применяется кукольный, пальчиковый, настольный или театр масок. В коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы используем театрализованные игры двух видов: игры-драматизации и игрыинсценировки. Это разграничение весьма условно, т.к. и драматизация, и инсценирование предполагают «перевод» одной знаковой системы в другую: литературного текста в театрализованное действо. Если в играх-драматизациях дети, используя различные виды театра, должны, прежде всего, «поиграть» с интонацией, силой, тембром голоса, его темпом, передавая особенности того или иного персонажа, то их задача в играхинсценировках – передать чувства, эмоции персонажа и с помощью мимики, пантомимики.• Куклотерапия. Она позволяет с помощью кукол разыграть проблемную ситуацию. Участник может перевоплощаться в образ любимого героя, с которым разыгрываются истории. Например, ребенок попадает в «страшную реальность», но способен легко справиться со своим страхом.В использовании технологии имаготерапии с детьми младшего дошкольного возраста можно выделить следующие этапы: • игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробушки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте); • игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево); • игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке); • игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки"); • однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька... ", "Заинька, попляши... ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег"); • игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами"); • ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя"); • инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса"); Первичное освоение режиссерской театрализованной игры у детей младшего дошкольного возраста происходит в импровизациях на заданные темы с использованием настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Обогащение игрового опыта малышей развивает у них игровые умения.Именно поэтому в занятия с использованием приемов имаготерапии мы включали элементы психолого-педагогических технологий: игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, стабилизацию эмоционального состояния, на развитие мелкой моторики рук, ловкости, точности, координации, синхронности движений, на формирование умений выражать эмоции посредством мимики, жестов, движений. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми. Группы, подобранные в соответствии с возрастом и развитием, помогают детям раскрыться для общения, справиться с внутренней агрессией, заниженной самооценкой, фобиями. Восстановление будет еще более успешным, если в обучающий процесс, включатся и родители.Игры и упражнения, направленные на коррекцию детских страхов через Имаготерапию. Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука. О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее: не засыпает один, не разрешает выключать свет; — часто закрывает уши ладонями; — прячется в угол, за шкаф; — отказывается от участия в подвижных играх; — не отпускает маму от себя; — беспокойно спит, кричит во сне.Вербальные и художественные упражнения
  • Нарисуй свой страх. Детям предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»
  • Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.
  • Придумываем и рисуем друга. Спросите ребёнка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребёнок ответит, сложите: «Давай попробуем его (её) нарисовать».
  • Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Предложите ребёнку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — дети повторяют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.
  • Где живет страх? Предложите детям несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
  • Напугаем страх. Предложите ребенку послушать и повторить за вами стихотворение: Страх боится солнечного света, Страх боится летящей ракеты, Страх боится веселых людей, Страх боится интересных затей! Я улыбнусь, и страх пропадет, Больше меня никогда не найдет, Страх испугается и задрожит, И навсегда от меня убежит! Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.
  • Если бы я был большой. Предложите ребёнку представить, что он вырос. «Как ты будешь прогонять страх у детей, когда сам (сама) станешь взрослым?»
  • Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары, дайте ребёнку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.
  • Пальчиковый кукольный театр. Разыграть сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.
  • Предложите детям послушать и повторить за вами стихотворение: Упражнение-кричалка: Я хлопаю (хлопать в ладоши), Топаю (тoпаю ногами), Громко рычу (произносить «р-р-р»), Страх прогоняю (махать руками)
  • Мы смелые и дружные. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и повторяют за воспитателем стихотворение по строчке, в конце каждой строчки поднимают руки вверх. Мне ничего не страшно с другом. Ни темнота, ни волк, ни вьюга, Ни прививки, ни собака, Ни мальчишка-забияка. Вместе с другом я сильнее, Вместе с другом я смелее. Мы друг друга защитим И все страхи победим!
  • 20. Игра "Лохматый пес"c 2 лет.
  • Вот сидит лохматый пес, В лапы свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит: Не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. После слов "что-то будет" пес вскакивает и со словами "гав, гав" бросается к детям, те должны увернуться и убежать от пса.
  • Игра "Мы охотимся на льва"с 2 лет.
  • Мы охотимся на льва. Не боимся мы его. У нас длинное ружьё и подзорная труба. Ой! А что это? А это – поле: топ – топ - топ. Ой! А что это? А это- болото: чав – чав - чав. Ой! А что это? А это – море: буль-буль-буль. Ой! А что это? А это – тропинка: шур-шур-шур. Под ней не проползти. Над ней не пролететь. Её не обойти, а дорожка напрямик – Вышли на полянку. Кто это здесь лежит?
  • Игра "Смелый заяц" с 3 лет.
  • Играть можно с 3-х лет. Выбираем зайца, который любит стоять на пеньке (стуле), громко петь и читать стихи, волка, остальные дети – "трусливые зайцы". Увлекшись пением, заяц не "видит", как разбежались зайцы и подкрался волк, поэтому убегать он должен в самый последний момент, когда волк протягивает к нему "лапы".
  • Игра "Сова" с 2 лет. Выбираем сову, остальные дети – зайцы. Зайцы прыгают, резвятся, на сигнал "сова" зайцы замирают, изобразив на лице страх, а сова должна выбрать того, кто не достаточно хорошо замер и неточно изобразил эмоцию страха. На преодоление страха животных, выражение гнева. На преодоление боязни внезапного воздействия, неприятных ощущений.
  • В заключение следует сказать, что интеграция арт-терапевтических и психолого-педагогических технологий является достаточно эффективной в коррекционно-развивающей работе с особыми детьми. Ребенок, реализуя в театрализации свои творческие способности, развивает коммуникативные умения и, соответственно, речь.Список литературы:1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия», 2011. – 248 с. 2. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Гном-Пресс, 2010. – 227 с. 3. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2012. – 397с.