Публикации "Рабочая программа художественной направленности «Вокал» для обучающихся 7-18 лет"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рабочая программа художественной направленности «Вокал» для обучающихся 7-18 лет"
Автор: Мелень Ирина Борисовна

Отдел образования Администрации Егорлыкского районаМуниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работыПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮна заседании педагогического советаДиректор МБОУ ДО ЕЦВРПротокол №1, от _______ 2024 г.__________ Данилюк Е.П.Приказ № ___ от _______ 2024 г.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ВОКАЛ»художественной направленности (вокал)на 2024-2025 учебный годВторой год обучения (ПФДО)1 группаРазработчик: педагог дополнительного образования Мелень Ирина Борисовнастаница ЕгорлыкскаяРостовская область2024ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека!»Василий СухомлинскийРабочая программа по вокалу составлена на основе модифицированной общеразвивающей программы «Вокал» для детей 7-18 лет, которая была утверждена на заседании педагогического совета директором МБОУ ДО ЕЦВР. Программа была разработана в соответствии с действующим законодательством и основными нормативными документами, такими как:
  • Декларация прав ребенка.
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. 28-02-484/16. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.03, для использования в практической работе.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  • Образовательная программа является продолжением рабочей программы «Вокал», реализующейся в течение прошлого учебного года (Рабочая программа «Вокал» для детей 1 года обучения 1 группы (ПФДО), утвержденная на заседании педагогического совета директором МБОУ ДО ЕЦВР от 31.08.2023 г.)Рабочая программа имеет художественную направленность и ориентирована на следующую ступень эстетического развития детей школьного возраста, дальнейшее формирование творческой активности, эстетического вкуса, художественного мышления, оценочного восприятия произведений искусства, совершенствование индивидуальных способностей. Актуальность программы заключается в том, что её содержание нацелено на создание условий для всестороннего творческого развития личности обучающихся. Помимо совершенствования вокальных способностей, на занятиях дети:
  • занимаются музыкальной грамотой, развивая память, слух, ритм, способность интонировать, точно воспроизводить музыкальный материал;
  • занимаются постановкой сценического номера (объединяя вокал, сценическое движение, сценическую речь и хореографию), развивая координацию, пластику и подвижность;
  • изучают историю искусства, расширяя кругозор, укрепляя мотивацию к познанию и творчеству;
  • занимаются творческой импровизацией, раскрепощаясь и раскрывая творческий потенциал;
  • выступают на сцене, обретая опыт творческой самореализации и работы в команде.
  • Отдельную роль отыгрывает практическая значимость программы. Принимая активное участие в культурной жизни Центра внешкольной работы, конкурсной деятельности (участие в очных и заочных конкурсах и фестивалях), публикуя видеоролики выступлений в социальных сетях, дети не только получают опыт в реализации творческих способностей, но и улучшают социальные навыки, развивают критическое мышление, повышают самооценку и уверенность в себе, открывают возможности для лидерства, помогают преодолеть зажатость и страх выступлений на публику. Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что, опираясь на основные задачи дополнительного образования, программа сформирована таким образом, что подходит для каждого ребенка вне зависимости от его начальных индивидуальных способностей. Программа не подразумевает формирование профессиональных музыкантов, но дает старт для профессионального самоопределения. Помимо эстетической функции, программа носит здоровьесберегающую функцию. При регулярных занятиях и осознанности при выполнении упражнений, у каждого ребенка формируется здоровый голосовой аппарат, правильное дыхание, корректируется осанка, а так же улучшается координация и общее физическое здоровье. Цель программы: эстетическое и духовное развитиеормирование творческой личности, усовершенствование музыкальных способностей и вокальных навыков у обучающихся. Задачи программы:
  • Обучающая:
  • научить исполнять песни с музыкальным сопровождением и без музыкального сопровождения (аккапельно), петь сольно и в ансамбле;
  • научить правильному певческому дыханию;
  • научить правильному звукообразованию и выразительному пению;
  • способствовать усвоению основ теории музыки сольфеджио;
  • научить ориентироваться в видах и жанрах искусства.
  • Развивающая:
  • развивать музыкальные способности: музыкально-слуховое представление, чувство ритма, четкость интонирования, музыкальную память, эмоциональность, ладовое чувство, координацию голоса и слуха;
  • развивать дикцию и артикуляцию;
  • развивать и расширять певческий диапазон;
  • развивать способность объединять ансамблевое пение со сценическим мастерством и элементами хореографии.
  • Воспитательная:
  • способствовать проявлению интереса к творчеству;
  • способствовать формированию эстетического вкуса;
  • способствовать созданию дружеской атмосферы в вокальном коллективе;
  • способствовать укреплению чувства уверенности в себе пере зрителями.
  • Срок реализации программы – 2 года. Для первого года обучения программа рассчитана на 2 часа в неделю. По плану программа была реализована за 72 часа в 2023-2024 учебном году. Для второго года обучения программа рассчитана на 2 часа в неделю. По плану реализуется в 2024-2025 учебном году за 72 часа. Занятия групповые. Для более успешного освоения программы в группе занимается 8-10 человек. Методы и формы реализации программы.Отличительная особенность данной программы в том, что освоение материала происходит не только через вокально-ансамблевое исполнительство. Программа охватывает такие виды искусства, как: музыка, хореография, литература, театр, кинематограф, живопись. На занятиях используются методы:
  • словесный метод (рассказ теоретического материала, объяснение терминологии, беседы об искусстве, лекции, интеллектуальные игры, брейн-ринги, викторины, блиц-турниры);
  • наглядный метод (показ педагогом вокальных элементов и приемов, прослушивание музыкальных произведений и просмотр отрывков из опер, постановок, фильмов и т.д.);
  • практический метод (исполнение упражнений и произведений, ритмодекламация, музыкальный театр, игры в ролях, вокальные игры, музыкальная импровизация, PR-акцииечера поэзии, создание медиа-продуктов с использованием компьютерных технологий, тренинги и т.д.);
  • эмоциональный метод (арт-терапии, создание художественных образов, воспроизведение эмоций посредством синтезирования видов искусства);
  • метод активного повторения (запоминание текста песен с помощью ритмодекламации, внедрение физической активности в процесс выучивания слов, видоизменение ритма и темпа мелодии);
  • метод сравнительного анализа (использование аудиозаписей и видеозаписей с репетиций и концертов).
  • Главным методом работы на занятиях является моделирование художественно-творческого процесса.Форма проведения занятий варьируется и выбирается преподавателем в зависимости от психотипа, уровня творческой одаренности, образованности и вовлеченности в процесс учащихся.Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются творческие и воспитательные задачи. В рамках одного занятия могут сочетаться разные виды деятельности:
  • вокально-ансамблевое, вокально-хоровое и сольное исполнительство;
  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательная гимнастика;
  • занятия по теории музыки, сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе;
  • музыкально-дидактические игры;
  • арт-терапия;
  • игра в шумовом оркестре;
  • ритмика;
  • сценическое мастерство;
  • театрализация исполняемых произведений;
  • хореография.
  • Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Большую часть времени занимает творческо-практическая деятельность.Составляющие занятий.В программе используются теоретическая и практическая деятельность на занятии. Один урок может иметь одну конкретную деятельность и может иметь смешанную деятельность (и теоретическую, и практическую). Выбирается педагогом в зависимости от настроения обучающихся, их качества памяти и музыкальной одаренности. Структура теоретической части занятия:
  • Организационная часть: мотивация, актуализация знаний.
  • Изложение нового материала: рассказ педагога или сообщения учащихся.
  • Закрепление материала: беседа на новую тему и на уже выученные темы.
  • Усвоение материала: работа в группах и индивидуально, работа с раздаточным материалом и т.д.
  • Подведение итогов.
  • Структура практического занятия:
  • Организационная часть: распевание, исполнение упражнения.
  • Мотивационный этап: знакомство с новым произведением, прослушивание разных версий.
  • Творческая работа: разучивание песни, театрализация, хореография, создание образов и т.д.
  • Итоговая часть: самоанализ, подведение итогов.
  • Занятия построены на основных педагогических принципах:
  • любовь к детям;
  • доступность (от простого к сложному);
  • систематичность и последовательность;
  • учет возможностей, интересов и способностей учащихся;
  • принцип разнообразия форм обучения;
  • принцип учета индивидуальных особенностей учащихся.
  • Диагностика уровня развития музыкальности.Диагностика развития уровня музыкальности, вокально-хоровых навыков, знаний элементарной теории музыки, сольфеджио и искусства проводится преподавателем в течении года и, как итоговый срез приобретенных навыков и развития музыкальности - в конце учебного года. Диагностика проводится по направлениям:
  • восприятие музыки (понимание настроения, эмоциональная отзывчивость, умение охарактеризовать музыку и воспроизвести, посредством использования других видов искусства и др.);
  • пение (правильное дыхание, чистота интонирования, устойчивость звучания и др.);
  • музыкальный слух (определение плавного и скачкообразного хода мелодии, восприятие смены тональности, правильность исполнение тона и полутона и др.);
  • музыкальная память (способность запомнить мелодические линии легкой и средней степени сложности, усвоение слов песни и др.);
  • артикуляция (развитая дикция, отсутствие дефектов речи, четкость произношения слов при пении и др.);
  • чувство ритма (восприятие и воспроизведение ритмических рисунков легкой и средней степени сложности, правильность исполнения танцевальных движений под ритм песни и др.);
  • сценическое движение (свободное поведение на сцене, умение исполнять элементарные танцевальные движения, красота сценической походки и др.);
  • исполнительское мастерство (взаимодействие коллектива на сцене, умение передать характер произведения на сцене, борьба со страхом публичных выступлений и др.);
  • теория музыки и сольфеджио (знание элементарной теории музыки и сольфеджио);
  • искусство (знание видов искусства, способность охарактеризовать и оценить произведения искусства, способность синтезировать различные виды искусства в своей творческой деятельности).
  • Программа создана для общего развития детей 7-18 лет. Уровень освоения детьми программы определяется не дифференцированной оценкой, а анализом проделанной ими работы в течение процесса обучения по следующим критериям:
  • Высокий уровень освоения программы. Обучающийся быстро усваивает программу. С удовольствием участвует в концертах и конкурсах, в общественной жизни Центра внешкольной работы. Проявляет инициативу. Работоспособен, трудолюбив. Уважительно относится к детям. Владеет сценическим мастерством. Фантазия и воображение активно развиты. Видно развитие музыкальных способностей в течение учебного года.
  • Средний уровень освоения программы. Обучающийся достаточно быстро усваивает программу. По инициативе преподавателя участвует в концертах и конкурсах, в общественной жизни Центра внешкольной работы. Периодически проявляет инициативу. Уважительно относится к детям, но не чувствует себя частью коллектива. Работоспособен, но быстро устает. На среднем уровне владеет сценическим мастерством. Присутствует фантазия и воображение. Плохо прослеживается развитие музыкальных способностей в течение учебного года.
  • Низкий уровень освоения программы. Обучающийся плохо усваивает программу. Не участвует в концертах и конкурсах, в общественной жизни Центра внешкольной работы. Не проявляет инициативу. Не общается с детьми в коллективе, замкнут. Неработоспособен. На сцене замкнут. Не проявляет фантазию и воображение. Музыкальные способности во время учебного года не развиваются. Необходимо провести личную беседу с обучающимся и его родителями (его законными представителями) с целью определения целесообразности посещения ребенком занятий.
  • УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНДетского объединения «Вокал»на 2024-2025 учебный год2 год обученияСодержание программыРаздел 1 «Вводное занятие» (2 часа)Теория: (1 час)Знакомство с новыми участниками коллектива. Рефлексия. Цели, задачи и планы на 2024-2025 учебный год. Гигиена голоса. Практика: (1 час)Определение примарной зоны и ритмичности новых участников коллектива. Распевание. Упражнения на определение силы голоса. Игры на сплочение коллектива. Упражнения на развитие чувства ритма. Раздел 2 «Мир искусства» (10 часов)Теория: (3 часа) Беседа об искусстве. Виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, музыка, литература, театр, кинематограф, хореография и др. Взаимодействие видов искусства. Просмотр тематических презентаций. Красота в искусстве и жизни. Музыкальный портрет. Искусство в жизни современного человека.Практика: (7 часов)Певческая установка. Упражнения на интонирование. Подбор песни для разучивания. Работа над певческой установкой. Упражнение на атаку звука. Игра. Разбор мелодии куплетов песни.Упржнения на унисон. Создание шедевра искусства из подручных материалов. Работа над ритмом в песне. Игра-импровизация «Играем в театр». Арт-терапия. Работа с нотами. Упражнения на развитие чувства слуха. Ритмодекламация. Создание музыкального портрета. Работа над произведением. Создание художественных образов к выученным песням. Подбор танцевальных движений к песне. Закрепление полученных знаний. Закрепление материаларейн-ринг «Мир искусства».Раздел 3 «Музыка» (12 часов)Теория: (3 часа) Нотная грамота. Нотный стан. Октавная система. Слушание музыки.Темперированный строй. Тон. Полутон. Слушание музыки.Ритм. Метр. Темп. Интервалы. Слушание музыки.Практика: (9 часов) Упражнения на развитие диапазона. Работа с нотным станом и нотами. Создание нотного коллажа «Мы». Упражнения на правильность исполнения тона и полутона. Подбор песни. Разбор слов.Упражнения на развитие чувства слуха и ритма. Работа над песней. Распределение фрагментов песни. Исполнение музыкальных интервалов. Нарабатывание навыков пения сидя и стоя. Упражнения на ансамблевое исполнительство. Работа над сменой дыхания в процессе пения. Работа над песней. Развитие чувства ритма. Создание шумового оркестра. Музыкальное исполнительство в шумовом оркестре. Подбор песенного репертуара для исполнения. Работа над произведением. Подбор танцевальных движений для песен. Упражнения на мягкую атаку звука. Работа с микрофоном. Исполнение выученных песен. Упражнения на округление гласных. Формирование культуры поведения на сцене и за кулисами. Работа на сцене. Закрепление полученных знаний. Закрепление материала: Тестирование.Раздел 4 «Музыкальные инструменты» (10 часов)Теория: (2 часа)Группы музыкальных инструментов. Викторина «Угадайка». Прослушивание музыки. Просмотр тематических презентаций. Просмотр видео «Выдающиеся музыканты». Практика: (8 часов) Упражнения на чувство ритма. Игра в шумовом оркестре. Работа над чистотой интонирования. Упражнения на расширение диапазона. Исполнение песен под разные виды аккомпанемента. Подбор песенного репертуара. Работа над цепным дыханием. Создание художественных образов для выученных песен. Подбор танцевальных движений для песни. Работа на сцене. Упражнения на пение легато и нон легато. Закрепление полученных знаний. Закрепление материала: Викторина.Раздел 5 «Сценическое искусство» (12 часов)Теория: (2 часа) Этикет артиста. Сценическая речь. Просмотр тематических презентаций.Артикуляция. Дикция. Скороговорки. Чистоговорки.Практика: (10 часов) Импровизационная работа на сцене. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Подбор песни для разучивания. Конкурс скороговорок. Оттачивание навыка четкости произношения при исполнении песни. Работа над развитием пластики. Борьба с физическими и психическими зажимами при выступлении на сцене. Упражнения на ансамблевое звучание. Постановка сценических движений. Развитие сценической походки. Упражнения на унисон. Подбор песенного репертуара. Разучивание слов песни.Упражнения для развития гармонического звука. Исполнение простых вокализов. Работа над произведением. Дыхательная гимнастика. Работа над округлым звуком в песне. Создание художественных образов для выученной песни. Упражнения на устойчивое звучание. Подбор танцевальных движений для песни. Работа над синхронностью. Развитие ритмичности. Сценическая одежда и сценический образ.Работа на сцене с микрофоном. Закрепление полученных знаний. Закрепление материала: Беседа. Раздел 6 «Музыкальное исполнительство» (24 часов)Теория: (6 часов) Великие вокалисты России разных эпох. Стили вокального исполнительства. Вокальная музыка разных стран в разрезе времен. Народное пение: особенности и основные принципы. Отличие и сходство вокальной культуры разных стран. Художественный разбор произведений. Прослушивание музыки. Практика: (18 часов) Упражнение «Воздушные шары». Побор песенного репертуара. Разучивание слов песни. Применение упражнений на песне. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Разбор фрагментов на исполнителей.Звукоречевая игра. Работа над произведением. Исполнение песни без слов (на букву «О»).Интонационно-фонетические упражнения. Работа над ритмом в песне. Упражнение «Рисование голосом». Работа над применением полученных навыков в песне.Распевки по интервалам. Разучивание песни. Работа над словами.Распевки по интонационным оборотам. Разбор мелодии. Исполнение вокализа.Упражнения на координацию дыхания. Работа над унисонным звучанием.Упражнения на голосообразование. Работа над цепным дыханием в песне.Работа над скороговорками. Развитие дикции и артикуляции.Исполнение различных чистоговорок. Работа над произведением. Создание художественного образа в песне. Ритм-секция в песне. Распределение ритмов. Совершенствование вокальных и общемузыкальных навыков в песне. Работа на сцене с микрофоном. Работа над песней. Подбор танцевальных движений.Развитие координации между слухом и голосом при исполнении песни. Работа на сцене. Развитие координации между вокальным исполнительством, хореографией и декламацией. Работа на сцене.Вокальные трудности на сцене и работа над ними. Работа над качеством звучания песни. Подготовка к итоговому мероприятию. Запись исполнения песни на сцене на видео. Работа над ошибками. Подготовка к итоговому мероприятию. Продумывание образов. Сценические передвижения.Подготовка к итоговому мероприятию. Работа на сцене с микрофоном. Закрепление полученных знаний. Закрепление материала:Совместное обсуждение и оценка проделанной работы.Раздел 7 «Итоговое занятие» (2 часа)Теория: (1 час) Беседа о проделанной за год работе, определение достигнутых целей и задач. Рефлексия. Практика: (1 час) Демонстрация преподавателю полученных вокальных навыков на сцене. Создание коллажа «Мои первые шаги к вокальному будущему».Закрепление материала: Самоанализ деятельности.Календарный учебный график к ДООП «Вокал»2 ГОД ОБУЧЕНИЯ 2 часа в неделю (СУББОТА)I СЕМЕСТР1 группа (ПФДО)Итого часов в полугодии по плану: 34часа. Итого часов в полугодии по факту: ___ часа(ов). II СЕМЕСТР1 группа (ПФДО)Итого часов в году по плану: 72 часа. Итого часов в году по факту: ___ часа(ов). Прогнозируемые результаты.К концу 2 года обучения ученики должны:
  • иметь певческую постановку и навыки правильного дыхания;
  • уметь петь в разном звуковом диапазоне (форте, пиано, меццо форте и меццо пиано) и разными способами звуковедения (легато, нон легато, стаккато);
  • слышать себя и остальных в ансамбле;
  • иметь активную артикуляцию и навык формирования круглых гласных;
  • воспроизводить простые ритмические рисунки;
  • давать характеристику музыке и художественным образам;
  • знать основы теории музыки;
  • уметь исполнять песни с простыми хореографическими элементами.
  • Критерии и формы контроля.Контроль результата освоения программы проводится педагогом на занятиях (промежуточный контроль) и в конце учебного года (итоговый контроль). Оценивается каждый обучающийся отдельно и ансамбль в целом. Педагог может использовать такие формы контроля:
  • наблюдение за обучающимися в процессе исполнения упражнений и музыкальных произведений;
  • опрос обучающихся про достигнутые цели и задачи, поставленные в начале учебного года (самооценивание обучающихся);
  • индивидуальное прослушивание каждого обучающегося и определение наличия положительной динамики в процессе обучения;
  • открытые занятия педагога и посещение занятий директором Центра внешкольной работы, методистами, педагогом-наставником и главой методического объединения;
  • выступления обучающихся в Центре внешкольной работы и за его пределами;
  • участие в конкурсах и фестивалях различного уровня;
  • использование аудиозаписи и видеозаписи на репетициях и концертах. Такая форма контроля позволяет обучающимся внести коррективы в исполнение музыкальных произведений/сценическое движение/подтанцовочные фрагменты, а педагогу – скорректировать учебный процесс.
  • Критерием оценки считается качество звука, умение использовать полученные знания при исполнении песен. Оценивается также умение свободно держаться на сцене.При анализе результатов на уроке оценивается владение элементарными музыкальными терминами, умение петь в унисон, наличие положительных результатов в процессе развития чувства слуха, ритма, четкости интонирования.При анализе результатов концертной деятельности необходимо учитывать мнение педагога и точку зрительского восприятия.Основные принципы оценивания:1). Объективность, обоснованность, открытость, понятность.1). Замечания выносятся педагогу в виде рекомендаций.