Публикации Технология коррекции регуляторной дисграфии на логопедических занятиях.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология коррекции регуляторной дисграфии на логопедических занятиях.
Автор: Тетерина Марина Владимировна

Технология коррекции регуляторной дисграфии на логопедических занятиях. Ежегодно диагностика письменной речи выявляет от 60 до 70% обучающихся, в работах которых наблюдаются пропуски, вставки букв, слогов, слов, контаминации, антиципации, отсутствие границ предложения, орфографические ошибки при знании правил. Подобные ошибки возникают вследствие несформированности произвольной регуляции действий.Для максимальной компенсации нарушенных функций на логопедических занятиях используется технология коррекции регуляторной дисграфии с использованием метода замещающего онтогенеза А.В.Семенович, элементов развивающего обучения, а также специальных упражнений для формирования произвольного внимания, самоконтроля, навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционная работа проводится на двигательном, когнитивном, письменном уровнях. На каждом уровне сложность коррекционных заданий варьируется по трем параметрам:- совместное - самостоятельное действие; - действие по внешней опоре – интериоризированное действие;- развернутое, поэлементное действие – свернутое действие.Упражнения двигательного уровня.«Капитаны». Дети повторяют движения за логопедом, если слышат команду «Капитаны». Если такой команды не прозвучало, движение не повторять.«Запретное движение». Перед началом игры ведущий показывает запретное движение, например, «руки вытянуты вперед». Далее ведущий начинает показывать различные движения, ребенок должен их повторять, кроме запретного. Задача ведущего – поймать игрока в ловушку, задача ребенка – быть внимательным и не повторять запретногодвижения. Игра идет до трех очков. Затем роли меняются – ребенок становится ведущим, в взрослый игроком. «Обезьянки». Логопед показывает движения, дети повторяют с опозданием на одно.«Сигналы». На один хлопок дети делают одно движение, на два – другое. Логопед хлопает с ломкой программы: / // / // / // / // // и т.д.«Руки – ноги». Один хлопок – команда для рук (поднять или опустить), два хлопка –команда для ног (встать или сесть). Логопед хлопает / // / // // / / и т.д. Серии движений.Дети должны многократно повторять серии движений: руки в стороны, вверх, на пояс и т.п. Упражнения когнитивного уровня.«Муха». Взрослый говорит ребенку: «В комнате сидит МУХА, которая хочет вылететь из комнаты. Я буду говорить, куда МУХА полетела, а ты внимательно следи за ее передвижением. Как только она вылетит за границы комнаты, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Всего будет 5 МУХ» Начнем? МУХА летит вверх, вправо, вниз, вниз, вправо ХЛОПОК и т.д. А теперь поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он управляет МУХОЙ. «Болгария». Взрослый говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой оказались в Болгарии. Здесь, чтобы ответить «нет», нужно кивнуть головой, а чтобы сказать «да» - покачать головой из стороны в сторону. Я буду задавать тебе вопросы, а ты отвечай по-болгарски. Если ты отвечаешь правильно, у тебя одно очко, если ошибаешься, то я забираю у тебя два очка.Пусть ребенок покажет, как он будет говорить «да» и как «нет». Можно начинать.- Тебя зовут Саша?- Сейчас лето?- Правда, что обедают ночью?- Ты умеешь считать до 10? - Апельсина синего цвета?- Бегемот больше, чем муха?- Мороженое обычно холодное?- Тебе три года?- Тебе понравилась эта игра?«Секрет». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я узнаю, умеешь ли ты хранитьсекрет. Я буду называть тебе слова, ты должен их повторять, но в секрете нужно сохранить названия цветов». Доска, телефон, учебник, роза, чайник, машина, тюльпан, мяч, зеркало, стройка, страус, ромашка, одуванчик, туфли, автобус, ведро, василек, окно, дорога, стул, гладиолус, и т.д. Можно хранить в секрете слова на определенную букву, названия чисел, слова из одного слога, имена, имена существительные и т.д.«Словесный мяч». Первый игрок кидает мяч и называет слово, второй должен назвать слово на последнюю букву (вторую, третью, предпоследнюю) прозвучавшего слова и вернуть мяч и т.д. Например: 1игрок – СОБАКА, 2 игрок – АПЕЛЬСИН, 1игрок – НОС, 2игрок – СОМОЛЕТ и т.д. «Продавцы». Распределить роли – продавец и покупатель. Покупатель приходит в магазин и называет предмет, который он хочет купить. Продавец называет цену этого товара: сколько в этом слове букв, какая вторая буква, какая предпоследняя буква и т.д. Если покупатель правильно отвечает, то продавец отдает покупателю этот товар.«Магазин». Рисуем определенные предметы, например арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:а — ароматный; р — рубиновый; б — большой;у — укатить домой;з — звонкий."Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которыезаканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утенок, флажок, кружок... Эту игру мы обычно начинаем такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется...» (картина, балерина, малина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка, сковородка); «Вот ящик, скорей клади туда...» (мячик, ларчик, мальчик); «Вот большой-большой пакет. Клади в него...» (табурет, билет, балет).«Буквоед». Первый игрок кидает мяч и называет слово без первой буквы, второй игрок должен назвать слово целиком и вернуть мяч и т.д. «Злой БУКВОЕД съел в начале слова букву Т. Помоги слову, верни ему букву». «Шла корова».Игроки, находясь друг напротив друга, ставят ладони так, как показано на рисунке. Затем игроки по очереди произносят по слову стиха, одновременно хлопая по ладони друг друга: «Шла корова, съела слово. Какое слово съела корова?» Кому выпадает очередь отвечать называет любое слово, например, «конфета». Второй игрок вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «К», первый игрок – вторую букву – «О» и так до конца. Тот, кто называет последнюю букву, должен успеть поймать ладонь второго игрока. А второй игрок должен успеть убрать руку. Игра идет до трех очков.Упражнения письменного уровня."Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная справой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение океане живет необычная рыба — рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абырабыр яанчыбоен тёвиж енаеко В». Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова. Не стоит сразу предлагать ребенку писать «по-арабски» целые предложения. Начните с коротких слов, в которых чередуются гласныеи согласные (вода, море), затем возьмите слова более трудные, где рядом стоят по 2-3 согласных (столик, столбик), а уж потом работайте с предложениями.«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: ...тв...жн...й М...ш... б...ж...т ...т м...ш.... Сразу же предлагаю записать это же предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: о......а......ы... ...и...а ...е...и... о......ы...и. «Неудачный робот». Перед началом работы распределяем роли. Ребенок становится роботом,взрослый — конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. При выборе материала и способа записи исхожу из существующей проблемы: если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине слова — только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по----------,----де------,----------ик.«Волшебный диктант». В этом упражнении детей привлекает то, что диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед началом работы вводим свои символы, например, договариваемся, что слова с буквой «с» обозначаем как «X», слова с гласной «е» — «□», а все остальные — «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи в небе» выглядит так: / X / / X / □. Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (например, и - у, и - ц, ц - ч, ш - щ, ё - ю и т. п.). Упражнение можно усложнить: через какое-то время этими же символами обозначить другие буквы и снова прочитать тот же текст. Памятка по списыванию.
  • Прочитай текст с карандашом.
  • Найди все опасные места.
  • Прочитай первое предложение. Сколько слов?
  • Проговори первое слово.
  • Запиши его, зелёным цветом выделяя опасные места.
  • Запиши остальные слова.
  • Проверь предложение карандашом.
  • Исправь ошибки (зачеркни карандашом, ручкой подпиши сверху правильную букву).
  • Спиши остальные предложения.
  • * Прочитай грамматическое задание. Подумай, что нужно сделать. Выполни его.
  • Памятка по написанию диктанта.
  • Прослушай текст. Какие правила встречаются?
  • Прослушай первое предложение. Сколько слов?
  • Проговори каждое слово.
  • Прослушай первое слово.
  • Проговори его.
  • Запиши слово, зелёным цветом выделяя опасные места.
  • П. 4-6 с каждым словом.
  • Проверь предложение карандашом под диктовку взрослого.
  • П. 2-8 с каждым предложением.
  • * Прочитай грамматическое задание. Подумай, что нужно сделать. Выполни его.
  • Список использованной литературы:
  • Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М., 2008.
  • Ишимова О.А., Бондарчук Логопедическая работа в школе. М., 2012
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  • Мисаренко М.М. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004.
  • Пылаева Н. Н. Ахутина Т. В. Школа внимания. Рабочая тетрадь. Спб., 2009.
  • Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М., 2020.
  • Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.
  • Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Изучаем пространство: лево-право, верх-низ, близко-далеко. М., 2011.