Публикации " Имя существительное. Обобщение материала"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Имя существительное. Обобщение материала"
Автор: Лариса Григорьевна Шевченко

УРОК ТЕМА: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙЦель: обобщение и систематизация знаний по теме "Существительное", коррекция знаний; развитие критического мышления методом прогнозирования, логического мышления, умения аргументировать свои мысли; воспитание сознательной потребности в знаниях, бережное отношение к природе и достижениям своего народа, жизненная компетентность.Оборудование: таблицы "Существительное", "Схема морфологического анализа существительного", схема этапов урока, индивидуальные карты, иллюстрация к тексту о развитии критического мышления, элементы русской жизни, музыкальное устройство.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Форма: урок - ярмарка.УЧЕБНЫЙ КУРСI. Организация учебного класса1. Приветствие гостей.2. Проверьте готовность к уроку.(звучит русская народная музыка.)Сегодня на уроке нам предстоит выполнить важную и интересную работу. Чтобы добиться успеха, мы все должны работать сообща, с большим желанием, используя знания из предыдущих уроков.II. Обновление основных знаний С древних времен у многих народов происходит так, что, завершая какое-то серьезное и важное дело, люди устраивают выставку или ярмарку. Я предлагаю вам провести не просто урок русского языка, а урок "Русская ярмарка", потому что вы также завершили важный забег - изучение темы "Существительное."- Что означает слово "справедливый»? Оно пришло из немецкого и означает ежегодный базар. Это торг, который происходит регулярно в определенном месте и в определенное время. Ярмарка всегда привлекала тем, что здесь можно было продавать, покупать, смотреть на людей и показывать себя. На ярмарке всегда ценили все лучшее, поэтому я хотела бы, чтобы девиз нашего урока был: "Не старайтесь быть первым, но старайтесь быть лучшим."- Представьте, что мы идем на "Русскую ярмарку"На ярмарке нашим веселым, богатым есть чем восхищаться и есть что купить.- А купить на нашей русской ярмарке можно только товары для знаний. Вот мы подошли к первому прилавку.1. Прилавок "Тема урока"Посмотрим, что даст нам первый прилавок. Ребус. Разгадать предложенные ребусы - Молодцы! Мы купили все товары, которые были в первом магазине.Сегодня мы обобщим знания о существительном, полученные на уроках поп-дня; улучшим навыки использования существительных в связной речи, научимся критически мыслить. (Запишите число и тему урока.)2. Прилавок «Умники»Здесь нам предлагают купить рассказ о существительном как части речи согласно опорному конспекту.Давайте поговорим о существительном, используя конспект и мои вопросы.
  • Какая часть речи называется именем существительным?
  • Какие существительные называются собственными?
  • Какие существительные называются нарицательными?
  • Какие существительные относятся к одушевлённым?
  • Какие существительные относятся к неодушевлённым?
  • Назовите существительные мужского, женского, среднего рода.
  • Как узнать род имени существительного?
  • Как изменяются имена существительные? Объясните.
  • Приведите примеры существительных в единственном и множественном числе.
  • Хорошие товары купили в этом магазине и даже показали себя. 3. Прилавок «Символы России»В народе говорят, что береза – символ России. Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. По – своему красива берёзка в разное время года. Есть у березки и свой праздник. Он так и называется –Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Просклоняем у доски слова: береза, символ. 4. Прилавок Здоровье Предлагаем физминутку для глаз.(Звучит спокойная музыка.)Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте себе уголок волшебного снежного леса. Откройте глаза, идите вверх, вниз, налево, направо. Я снова закрою глаза, открою его. Мы работаем дальше. 5. Прилавок «Четвертый лишний» Вам предлагают интересную работу. Выпишите лишнее слово в каждом столбике.
  • Составьте предложение из этих слов. Ель укрылась снегом.
  • Сделайте предложение распространенным, используя слова из первого столбика. Зеленая ель укрылась пушистым снегом.
  • Пользуясь схемой, выполним морфологический разбор слова снегом.
  • Прилавок «Критическое мышление»
  • - Теперь мы поработаем над повествованием, используя метод опережения- Ты доволен тем, как закончилась эта история?- Как ты думаешь, что елка думала об этом человеке, когда пришла в сознание?Аналитические вопросы.1. Как ты думаешь, это лучшая версия конца истории?2. Когда человек чувствует полноту счастья, радости? (Когда это хорошо не только для него, но и для других.) 3. Может быть, у вас есть лучший вариант вы концовки? Чем может ещё закончится эта история?Это последний вопрос и будет домашним заданием.Написать сочинение-миниатюру о рождественской елке с собственным концом и подготовиться к контрольной работе по теме "Существительное."
  • Прилавок «Народная мудрость»
  • Здесь мы будем работать в паре с отдельными карточками, которые лежат на ваших столах, чтобы проверить написание НЕ с существительными. В карточке по парам постарайтесь выполнить все задания, а в тетрадь запишите только пословицу, которая подходит под рассказ о елке с предыдущего прилавка.
  • {Комментированная проверка)1. Лучше быть свободным на ветке, чем в не (во-ле) в золотой клетке. 2. Не(правдой) свет пройдешь, да назад не(воротишься).3. Во сне счастье, наяву не(насть)е.Вы работали парами. Поэтому, оценка в этом виде работы - взаимная проверка.
  • Прилавок «Контрольное взвешивание»
  • На следующем уроке у вас запланирована тестовая работа по теме "Существительное." Итак, мы купим 5 вопросов, с которыми узнаем, с какими знаниями вы подошли к контрольной работе.1) Сколько падежей у имени существительного?а) 6; б) 7.
  • Какой падеж устанавливает начальную форму слова?
  • а) именительный;б) винительный.
  • Сколько склонений имени существительного в русском языке?
  • а) 2;б) 3.
  • К какому склонению относится слово МАТЬ?
  • а) к 1-ому;б) к 3-ему. 5) Укажите верное утверждениеа) Существительное обозначает предмет.б) Существительное обозначает признак предмета.В этом виде работы методом оценки является самооценка. Правильные ответы находятся на доске (аабба). В поля поместите карандашом количество полученных баллов. За 5 правильных ответов - 10 баллов, за каждую ошибку удаляются 2 балла.
  • Прилавок «Загадка»
  • И в этом магазине интересные загадки. Купить их?Угадай загадку и определи склонение в ответе.1. Хотя он не бегает, но не позволяет другим стоять. (Мороз)2. Что растет вверх ногами? (Сосулька)З. Белая скатерть покрыла весь мир. (Снег)4. И в огне не горит и в воде не тонет. (Лед)5. Неживой, но с человеком ходит. (Тень)6. Летом серый, зимой белый. Его ребенок. (Крольчонок)Вам понравились эти загадки?
  • Книжный прилавок
  • Здесь предлагаем поработать с учебником. (Русский язык. 5 класс. Часть 2 - Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.) Стр. 50, упражнение 568. Правильно читать задачу. Это комментируемое письмо. Определить род выделенных слов.III. Итог урока— Вот и заканчивается наше путешествие на «Русскую ярмарку". Вы посетили много мест и купили все, что вам пожелалось. Вы-молодцы, купили нужные товары, показав замечательные знания. Но всю ярмарку нельзя посетить за один раз. Мы повторили все сведения об существительном, получили домашнее задание и оценки, а еще оценить ваши знания нам помогут тетради, потому что мы использовали многие виды оценивания. Это и взаимопроверка, и самооценка. Также мы развивали критическое мышление, используя метод предсказания.Думаю, что все то, что происходило сегодня на уроке, поможет вам в создании сознательного отношения к знаниям, достояниям нашего народа, а также надеюсь, что сегодня мы вместе сделали шаг в формировании нашей жизненной компетенции, потому что именно сейчас формируется наше бережливое отношение к окружающему миру. Все, что мы купили на ярмарке, — это знания. Это такой товар, который всегда пригодится в жизни, его за плечами не носить. И я надеюсь, что эти знания помогут вам в дальнейшем обучении.