Публикации Конспект занятия для старшего возраста с использованием ИКТ «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия для старшего возраста с использованием ИКТ «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина».
Автор: Ахпашева Виктория Георгиевна

Конспект занятия для старшего возраста с использованием ИКТ «Путешествие в мир сказок А. С. Пушкина».Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «О творчестве поэта А. С. Пушкина, его сказках».Задачи: Создать условия для развития: – формирования дружеских взаимоотношений между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции;– систематизировать знания детей о сказках А. С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта;– учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя, слушать и понимать заданный вопрос;– воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству, закрепить, развивать у детей умение чувствовать и понимать характер образов сказки, развивать интонационную выразительность речи, учить воспринимать яркие выразительные средства сказочного повествования.Предварительная работа: чтение сказок Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «У Лукоморья дуб зеленый». Рисование героев из сказок с использованием различных изобразительных техник. Заучивание отрывка из сказок. Ход занятияВоспитатель: Ребята, здравствуйтеДети: Здравствуйте!Воспитатель: Какое у вас сейчас настроение?Дети: Хорошее.Воспитатель: И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите, у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу из рук в руки). А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Ребята, а посмотрите, что стало с нашим клубочком? Мы передали ему наше хорошее настроение, и он стал больше.Воспитатель: (Конверт с надписью: группе «Солнечные акварельки».)- Ребят, посмотрите пожалуйста, на моем столе какой-то конверт (принес слоник). Давайте откроем его и посмотрим, кто же его нам прислал.«Дорогие ребята, здравствуйте! Сегодня, мы хотим пригласить вас в волшебную страну сказок. Вы любите сказки? Мы – герои из сказок, которые написал знаменитый поэт, чье имя зашифровано в кроссворде на мольберте. Для начала, вам необходимо разгадать, о ком идет речь. Если вы правильно отгадаете все слова, то в середине, по вертикале, появится имя автора.Отгадайте кроссворд:
  • повариха
  • буян
  • шмель
  • зеркальце
  • Гвидон
  • Невод
  •  
  • Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы. Отправляйтесь вслед за мной, вслед за мной и за сестрой. Будь одна из вас ткачихой, а другая (повариха).
  • На какой остров волна вынесла бочку (Буян)
  •  И опять пошла тревога:
  • «Помогите, ради бога!Караул! Лови, лови,Да, дави его, дави…Вот ужо, пожди немножко,Погоди! А он в окошко. (шмель)
  • Ей в приданое дано было (зеркальце)
  • В тот же день стал править он и нарёкся князь (Гвидон)
  • Раз он в море закинул (невод)
  • – Чьё имя появилось? Правильно, А. С. Пушкина.В стране сказок Пушкина мы сегодня и побываем.Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта А. С. Пушкина.  А. С. Пушкин родился 6 июня 1799 года, в Москве. С раннего детства Александр Сергеевич был окружен заботой и вниманием своих родителей. Но особенно о нем заботилась его няня. Она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у нее был особый, певучий. Ведь она была простая крестьянка. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл ее мамушкой. А вы, дети, помните, как ее звали? (Арина Родионовна). Начнет Арина Родионовна рассказывать сказки, так он не шелохнется, боится слово пропустить. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. На основе этих сказок Пушкин создал свои произведения, которые вы все знаете и любите. В период своего творчества он писал не только сказки, но и стихи.Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?Дети: Да.Воспитатель: А на каком транспорте вы любите путешествовать?Дети: На автобусе, машине, поезде….Воспитатель: Сегодня у нас необычный день. Предлагаю вам отправиться в путешествие по сказкам А.С. Пушкина на кораблях. Согласны?Дети: Да.Воспитатель: Для этого нужно выбрать кораблик, на котором вы хотели бы поплыть. (Дети выбирают кораблик понравившегося цвета. Дуют на него, чтобы он поплыл).Дыхательная гимнастика. Вдох через нос, выдох через вытянутые губы (звучит «волшебная» музыка) Первый остров. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».Звучит «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова. Воспитатель: Мы приплыли с вами на остров. Слышите, кто-то жужжит? Ой, ребята, посмотрите на столе лежат какие-то насекомые. Назовите мне их.Дети: На столе лежат насекомые: комар, муха, шмельВоспитатель: Вспомните, из какой сказки А.С. Пушкина эти насекомые?Дети: Эти насекомые прилетели из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».Воспитатель: Кто из вас знает, полное название этой сказки?Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».Второй остров: «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».На столе красивая коробка. На коробочке конверт.Воспитатель читает письмо:«Ребята, в этой коробке лежат два предмета. Вам нужно будет угадать, о каких предметах идет речь и назвать сказку».
  • В коробке лежит предмет, который в сказке А.С. Пушкина, говорил человеческим голосом? Что это за предмет? (Зеркало).
  • В коробке лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет? (Ответ: яблоко).  
  • Из какой сказки эти два предмета? (Ответ: из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
  •  2 задание детям.На мольберте вывешены предметные картинки. Нужно найти те из них, о которых говорится в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (зеркало, яблоко, собака с ведьмой, 7 богатырей). Что каждый предмет делал в сказке? Воспитатель: Ребята, продолжим наше путешествие?Дети: Да.Воспитатель: Давайте сядем в свои кораблики и поплывем дальше. Физкультминутка «Кораблик».Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижмите к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямитесь! Расслабьте ногу. Качнуло в другую сторону, прижмите к полу левую ногу. Выпрямитесь. Вдох — пауза, выдох — пауза.Стало палубу качать!Ноги к палубе прижать!Крепче ногу прижимаем,А другую расслабляем.(Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног).Снова руки на колени,А теперь немного лени…Напряженье улетело,И расслаблено все телоНаши мышцы не усталиИ еще послушней стали.Дышится легко, ровно, глубоко… Третий остров: «У Лукоморья дуб зеленый» Воспитатель: Посмотрите, какое большое дерево. Кто знает, как оно называется?Дети: Дуб.Воспитатель: Скажу вам по секрету это дерево не простое, а волшебное. Смотрите, на одном из листочков какое-то послание. Давайте вскроем его и прочитаем, что там написано!«Дорогие наши друзья, вы проделали огромный путь и, наверное, устали. Мы вам предлагаем немного отдохнуть и посмотреть небольшой видеоролик».Воспитатель: О какой сказке идет речь.Дети, а кто знает, что такое Лукоморье? (ответы детей)Дети: Лукоморье – это морской залив у изогнутой, как лук богатыря земли. Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули и нам снова пора в путь.(снова звучит «волшебная» музыка, затем «шум морского прибоя»). Четвертый остров: «Сказка о рыбаке и рыбке».В неводе лежат разбросанные пазлы. «Собери картинку». Дети должны собрать иллюстрацию(пазл) к «Сказке о рыбаке и рыбке».Воспитатель: А в какой сказке мы сейчас находимся?Дети: В «Сказке о рыбаке и рыбке».Вопросы к детям по сказке:– Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику.– Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?– Каким вам показался старик? Как вы себе его представляете? Какими словами можно сказать о нем, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, жалостливый).– Как каждый раз встречало море старика? (Каждый раз по-разному: «…море слегка разыгралось…», «Помутилось синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море»).– Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? (Поэт хотел показать, что природа не довольна, как старуха меняет свои желания).Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по сказкам А.С. Пушкина, и мы снова очутились в детском саду.  Что вы можете сказать о сказках, которые написал А.С. Пушкин? Какая вам из них больше нравится и почему?Ответы детей Воспитатель: Сказки А.С. Пушкина интересны и поучительны. В них прославляются добрые и смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые. Они написаны красивым поэтичным языком. Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы – дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов – Александра Сергеевича Пушкина. И хотя наше путешествие закончено, с героями сказок А.С. Пушкина вам предстоит встретиться еще не раз.