Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе
Автор: Паршина Ольга Александровна

ЭССЕВоспитание без наказания. Возможно ли это?«Дети – цветы жизни» – данное утверждение знакомо многим людям. Однако известно и то, что воспитание ребёнка – это достаточно трудоёмкий процесс. Взрослому человеку требуется большой объём знаний, терпения и хорошее самообладание, чтобы достойно взрастить будущую полноценную личность.С рождением ребёнка жизнь человека кардинально меняется: появляются новые обязательства, степень мобильности снижается. Поведение родителей оказывает непосредственное влияние на ребёнка, а выбранная ими модель воспитания формирует особенности характера будущего человека. Зачастую можно слышать, что в воспитании должен быть и «кнут», и «пряник». Под «кнутом» понимается наказание, под «пряником» - поощрение.К сожалению, зачастую на весах воспитания перевешивает наказание, нежели поощрение. Но, можно ли обойтись без него? Лично я считаю, что не только можно, но и нужно.Дело в том, что, привыкая к наказанию, очень сложно окружающим взаимодействовать с ребёнком, применяя при этом адекватные меры воспитательного характера. Одна знакомая учитель рассказала мне показательную ситуацию. Она, являясь классным руководителем в шестом классе, имела в коллективе детей девочку с девиантным поведением: регулярное невыполнение домашних заданий, прогуливание уроков, ученица была замечена в курении и употреблении алкоголя. Вызвав для беседы родительницу, в разговоре мама плакала и разводила руками: «Ну, что я могу сделать? Раньше я её лупила ремнём, а сейчас она уже большая и на все мои замечания отвечает: «Или что? Что ты мне сделаешь?». А я уже ничего сделать не могу». Получается, что применение физического наказания не только не оказало должного воспитательного влияния на ребёнка, но и усугубило качество межличностных отношений между матерью и девочкой.С рождения ведущей деятельностью детей младенческого возраста до трёх лет является межличностное взаимодействие между матерью и ребёнком, либо другим близким при отсутствии матери. Уже в это время мать должна очень много времени уделять общению с ребёнком, как тактильному (ласкать его, обнимать, качать на ручках), так и речевому (читать стишки, потешки, сказки, задавать вопросы). Всё это должно быть достаточно эмоциональным для того, чтобы развивать эмоциональный интеллект ребёнка, тогда он будет лучше понимать, когда родитель рад, удивлён, огорчён и так далее. Многие родители не только не понимают и не принимают, что ребёнок – это не робот, который будет вести себя по заданной программе, что это достаточно импульсивное создание, зачастую в силу возраста не понимающее в достаточной степени речевые инструкции взрослого и неспособное в должной степени использовать волю, как психическую функцию. Кроме того, может получиться так, что родители сами в семье подвергались частым наказаниям, ну и как бы они выразились: «Ничего выросли же. Нормально живём, работаем». При этом, не осознавая, что можно было добиться нужного результата и без использования негативных мер. Правда, в данном случае время получения нужного результата здесь и сейчас могло увеличиться. То есть, проще родителю дать ребёнку по попе, чтобы он понимал, что так делать не надо, чем вести с ним беседы и объяснять, почему не нужно делать тем или иным образом. Правда, дети, вырастая, понимают, что всё, за что их не наказывают в такой степени, которая не доставляет большого дискомфорта, им можно. Порой даже ребёнок заранее понимает, что его накажут, однако не отказывается от поступка или действия, рассуждая: «Ну поорёт и перестанет» или «Ну заберёт телефон, всё равно потом отдаст» и так далее.Воспитание без наказаний возможно, оно имеет название «позитивное воспитание», и основано на поощрении правильного поведения и изначальном установлении определённых границ и правил. Детей нужно поддерживать, поощрять, уважать и вдохновлять, а не наказывать. При этом установление границ предполагает, что ребёнку объясняется, какие следуют последствия из-за той или иной формы его поведения. Такие границы должны быть справедливыми, понятными ребёнку, поэтому для родителя главное – принимать ребёнка таким, каков он есть, и проявлять к нему безусловную любовь.Кроме того, как и упоминалось выше, детей с малого нужно учить эмоциональной регуляции, что начинается с освоения ребёнком представлений здоровых эмоциональных реакций близких людей. При этом взрослому хорошо объяснять, почему он сейчас радуется, почему огорчён или удивлён. В данном случае родителю нужно быть и самому очень внимательным к собственным эмоциональным реакциям, дабы не передавать ребёнку негативных моделей поведения. Нужно стремиться решать возникающие с ребёнком конфликтные ситуации через диалог, обсуждая такое решение, которое будет взаимоприемлемо и для взрослого, и для ребёнка.Итак, подводя итог всему сказанному ранее, воспитание без наказания возможно, однако оно требует большого терпения, усилий, мудрости, умения контролировать себя и свои эмоции. Однако, несмотря на возникающие в процессе такого воспитания трудности, его результат позволит создать в семье эмоционально здоровые и гармоничные взаимоотношения между родителями и детьми.