Публикации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Нуруллова Венера Васыловна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХДОШКОЛЬНИКОВВ.В.Нурулловавоспитатель МБДОУ N226 «Капитошка»Аннотация: в статье обосновывается значимость использования логико-математических игр в развитии интеллектуальных способностей старшихдошкольников. Определены существенные особенности данного вида игр,охарактеризованы принципы и этапы их введения в работу с детьми, даютсярекомендации по поддержанию интереса к ним.Ключевые слова: логико-математические игры, интеллектуальныеспособности, старшие дошкольники.Современное дошкольное образование ориентировано на созданиенаиболее благоприятных условий, которые обеспечивают разностороннееразвитие каждого ребенка, его способностей. Согласно положениямФедерального государственного образовательного стандарта [3] и Федеральнойобразовательной программы дошкольного образования [4] педагоги должныпроводить целенаправленную работу, соответствующую возрастнымособенностям воспитанникам, которая раскрывает их способности и таланты.Развитые на достаточно высоком уровне, они определяют дальнейшееуспешное развитие детей, их переход к школьному обучению.В психолого-педагогической науке способности рассматриваются вкачестве сложного личностного образования, который представлен комплексомпсихических свойств, обуславливающих успешность освоения и выполненияопределенного вида деятельности. Они проявляются в различных сферах,начиная с дошкольного детства.Одними из наиболее значимых способностей, которые обеспечиваютвысокий уровень познавательного и умственного развития дошкольников,являются интеллектуальные. По определению Л.А. Венгера, они выступают вкачестве системы ориентировочных действий, которые выполняются благодаряоперациям мышления. В дошкольном возрасте, согласно ученому, у детейразвиваются два вида интеллектуальных способностей [1, с.16]:1) способность к иконическому моделированию;2) способность к условно-символическому моделированию.Высокий уровень развития этих двух видов позволяет дошкольникампознавать окружающий мир, раскрывать причинно-следственные связи в нем,учиться мыслить. Их полноценное развитие зависит от грамотной организациипедагогического процесса и применения наиболее эффективных средств.Собственный педагогический опыт, а также данные научно-методическихработ А.А. Столяра [5] и З.А. Михайловой [2], позволили определить в качествеодного их эффективных средств развития интеллектуальных способностейстарших дошкольников логико-математические игры.Логико-математические игры относятся к особому виду развивающихигр, сочетающих занимательное и развивающее интеллектуальную сферуначало. Их основными особенностями выступают:1) направленность игровых действий на развитие элементарныхлогических способов и операций познания: сериация, сравнение,классификация;2) возможность смоделировать математические и логические отношения(подобия, части, целого, порядка) в доступных для детского восприятияусловиях.Сегодня существует огромное количество логико-математических игр,которые разработаны специально для дошкольников: «Логический домик»,«Геометрический конструктор», «Танграм», «Уникуб», «Геоконт», «Соты»,«Чудо-цветик» и многие другие. Однако их применение в работе с детьмитребует систематического и целесообразного применения в педагогическомпроцессе.Исходя из накопленного педагогического опыта по использованиюлогико-математических игр в развитии интеллектуальных способностейстарших дошкольников, можно отметить, что при их отборе педагогам следуетпридерживаться следующих принципов:1) доступности. Он определяет соответствие логико-математическогоматериала игр возрастным и индивидуальным особенностям старшихдошкольников;2) осознанности. Он позволяет отбирать те игры, в которых старшиедошкольники могут понять суть совершаемых логических действий;3) активности. Он обуславливает наличие достаточного количестваигровых действий, позволяющих детям проявлять свою познавательную иинтеллектуальную активность и инициативность;4) постепенного усложнения содержания игр. Этот вид игр не долженпредъявляться детям в неизменном виде. Их содержание должно постепенноусложняться, ведя за собой развитие.5) сотрудничества и поддержки детской творческой и интеллектуальнойинициативы, что определяет проведение игр в условиях сотрудничества детей ивзрослых, которое стимулирует фантазию и воображение.Успешное развитие интеллектуальных способностей старшихдошкольников в логико-математических играх происходит только припоследовательном и поэтапном их введении в работу:1 этап: ознакомление с игрой, пробуждение интереса к игровомуматериалу и содержанию. Для этого можно использовать художественноеслово, создание проблемной ситуации и т.д.;2 этап: ознакомление с правилами и ходом игры, формированиепредставления о значимости следования им. С этой целью можноорганизовывать беседы, а также показывать пробные варианты игровыхдействий;3 этап: проведение собственно игры. В зависимости от ее сложности ииндивидуальных способностей детей педагог занимает позицию партнера-игрока или наблюдателя;4 этап: подведение итогов игры, анализ игровых действий и соотнесенияих выполнения с полученным результатом. Важно не критиковать детей, аотмечая положительные моменты, стимулировать их стремление снова сыгратьв игру, но уже с большей самостоятельностью.Опыт применения логико-математических игр в развитииинтеллектуальных способностей старших дошкольников позволяет отметить,что, несмотря на первоначальную их привлекательность, многие дети быстроутрачивают к ним интерес, так как их содержание достаточно сложное итребует волевых усилий. Поэтому необходимо избегать приемов прямогопринуждения воспитанников к ним, продумывать способы поддержанияэмоционально-положительной атмосферы (сюрпризные моменты,соревновательные элементы и пр.).Систематичное и регулярное применение логико-математических игр вработе с дошкольниками показывает, что их интеллектуальные способностиразвиваются более эффективно. Так многие из них легче, быстрее и точнееначинают сравнивать объекты, обобщать материал, делать выводы и строитьэлементарные рассуждения, моделировать явления окружающего мира.Итак, на основе анализа научно-методической литературы и собственногопедагогического опыта, можно заключить, что грамотное и продуманноеиспользование логико-математических игр позволяет создавать условия дляразвития интеллектуальных способностей старших дошкольников.Список литературы1. Венгер, Л.А. Развитие. Основные положения / Л.А. Венгер. – М.:Академия, 2013. – 289 с.2. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А.Михайлова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 574 c.3. Приказ Mинобрнауки России от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждениифедерального государственного образовательного стандартадошкольного образования». – URL: (датаобращения: 14.09.2024).4. Приказ Минпросвещения от 25.11.2022 No 1028 «Об утверждениифедеральной образовательной программы дошкольного образования». –URL: ?index=1 (дата обращения 14.09.2024).5. Столяр, А.А. Давайте поиграем: математические игры для детей 5-6 лет:кн. для воспитателя дет. сада / А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1991. –84 с.