Публикации Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Балашова Евгения Сергеевна

Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяВ условиях возрастающей гуманизации, демократизации общества и современной жизни положительно изменилось отношение общества к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогические аспекты адаптивной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии рассматриваются в работах Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, О.Е. Грибовой, JI.B. Кузнецовой, Н.М., Назаровой, М.С. Певзнер, JI.C. Секэвец, Е.А. Стребелевой и др. Сущность организационных форм создания и педагогического управления адаптивной образовательной среды рассматривали В.П. Беспалько, С.В. Красиков, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др. [4 стр.30].В связи с этим, возникает необходимость разработки и реализации модели адаптивной образовательной среды, как эффективного условия для формирования коммуникативных навыков, социально-адаптивного поведения, подбора методов оценки уровня коммуникативных навыков, разработки и экспериментальной проверки индивидуально-дифференцированной системы коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяЦель статьи: обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации современной адаптивной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом врачебно-консультационной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией (консультацией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Проблема социальной адаптации данной категории детей, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобрело в наши годы особую важность. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и, в частности в образовательное пространство, создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательной организации это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды. [5 стр.10]Сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности от понятий, таких как: «среда», «образовательная среда» (А.В. Демидов, Ю.Н. Кулютин, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), «адаптация», которое рассматривается, как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств (О.В. Даниленко, Т. В. Кудрявцев, В. И Лубовский, Л. В.Кузнецова, Л.П.Нурмухамедова, Т.Г.  Хамаганова и др.).В таком виде среда приближается к образовательной среде и представляет совокупность эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей микрокультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося [3 стр.9].Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех учащихся вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, от их культурного и социального положения, всё смелее входит в наше сознание. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием [цит. по 3, с. 42].Данная тенденция требует совершенствования работы по повышению качества образования, получаемого обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками, в условиях образовательной интеграции. Качество специального образования рассматривается сквозь призму оценки адекватности образовательного пространства возможностям и потребностям обучающихся.Мы понимаем, что самое общее и основное условие включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство это создание адаптивной образовательной среды. Организация данной среды подразумевает, что при определённой поддержке родителей и педагогов обучающиеся с проблемами в развитии становятся обычными, часто неотличимыми от других членов общества [4, с. 100]. Учитывая это, учителя-дефектологи, учителя начальных классов и педагоги-психологи должны вести совместную работу по организации адаптивной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, по созданию условий для успешного совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих те или иные нарушения психического развития, и их нормально развивающихся сверстников. Это тот путь, который позволит любому обучающемуся, имеющему дефект развития, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.Наш опыт работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что адаптивная образовательная среда – понятие широкое, включающее в себя множество аспектов.При моделировании адаптивной образовательной среды мы учитываем рекомендации специалистов о том, что необходимо избегать ее перенасыщенности, и что адаптивная образовательная среда должна отличаться определенной динамичностью, т. е. подвергаться постоянному изменению. Оборудуя и оформляя адаптивную образовательную среду, мы стараемся делать её «живой». Учитываем то, что система «ребёнок – среда» продуктивна только тогда, когда является активной, когда между двумя её элементами происходит какое-либо взаимодействие [2, с. 16].Создавая адаптивную образовательную среду для обучающихся интегрированного обучения и воспитания, мы берём на себя обязанность не только дать каждому обучающемуся соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, жизненной компетентности, но и обеспечить ему безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Кроме того, стремимся к взаимопониманию и взаимоуважению между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися, родителями, школьным персоналом. Каждый сотрудник учреждения осознаёт необходимость создания специальных условий для обучающихся интегрированного обучения и воспитания: не учащегося нужно подстраивать под имеющиеся условия, а создавать условия для конкретного обучающегося.Включая обучающихся с ОВЗ в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми учащимися, мы изменяем окружающую среду. Во-первых, специальной адаптации подвергаем предметно-пространственную среду. Она становится более безопасной и удобной, т.е. позволяет каждому учащемуся хорошо ориентироваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нужные объекты и выполнять с ними необходимые действия. Во-вторых, определенные изменения адаптационного характера происходят и в социальной среде. Окружающие видят в учащихся с ОВЗ то общее «здоровое», что объединяет их с обычными обучающимися, понимают специфику трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизнедеятельности, и терпимо относятся к их промахам и неудачам, а также предлагают и оказывают им посильную разумную помощь. Мы проектируем и создаём адекватную их возможностям поддерживающую и стимулирующую дальнейшее развитие адаптивную образовательную среду [2, с. 19].При обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ специально организованная, рационально структурированная образовательная среда выступает не только в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, но и в ещё одном, новом качестве. Она способствует профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность обучающихся, облегчает и активизирует её. Тем самым она приобретает статус коррекционно-развивающей среды. Специальная организация адаптивной образовательной среды в нашей школе, создавшей условия для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществляется как с целью профилактики затруднений в учебной деятельности, так и с целью профилактики и преодоления функциональных и социальных проблем [4, с. 20].Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную, личностно ориентированную, образовательную среду для всех обучающихся. Но самое главное, по нашему мнению, она должна способствовать развитию самостоятельности обучающихся, удовлетворению их потребностей (физиологических, в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации), формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества.Проблема состоит в том, что:
  • теоретические подходы в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ не учитывают реальных условий и направленности образовательной среды на формирование социальной коммуникации обучающихся;
  • существующая образовательная среда для детей с ОВЗ недостаточно обеспечивает формирование практико-ориентированных навыков взаимодействия с окружающим миром;
  • формирование коммуникативных навыков в условиях образовательной среды осуществляется преимущественного в процессе организованного обучения.
  • Создание адаптивной образовательной среды является важнейшим фактором для успешной социализации детей с ОВЗ. Данная среда служит необходимой социокультурной почвой становления личности ребенка, раскрытия его сущностных сил и способностей, развития его образовательных компетенций [6 стр.2].Важнейшими компетенциями специалиста, работающего с детьми с ОВЗ, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность получения обучающимися с ОВЗ академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.Содержательными и организационными формами работы с обучающимися с ОВЗ являются:
  • учебный план и адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ;
  • социальная реабилитация ребенка с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
  • психолого-медико-педагогический консилиум;
  • индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
  • портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
  • повышение квалификации учителей в области инклюзивного образования;
  • рабочие программы освоения предметов;
  • адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса техническими средствами;
  • адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения;
  • сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
  • ориентация воспитательной среды на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
  • Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья обучающихся.Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой членов школьного ПМПк.В контексте реализации государственных образовательных стандартов, основным инструментом организации коррекционного образовательного процесса с детьми с ОВЗ являются адаптированные основные общеобразовательные программы. Одной из организационных форм на начальном уровне образования, призванной гуманизировать отношения между обучающимися, учителями и обучающимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корригировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия является создание адаптивной образовательной среды [1 стр.45].Понятие «адаптивность» определяется как специфическая человеческая форма активного приспособления к окружающей действительности, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование. Адаптивность образовательной среды рассматривается, с одной стороны, как максимальная адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого, с другой, гибкое реагирование на социокультурные изменение среды (макросреды), итогом которой является сохранение личности ребёнка в результате адаптации его к быстроменяющейся жизни.Созданию адаптивной образовательной среды в школе способствует реализация следующих принципов.Принцип безопасности и здровьесбережения. Это пространственная организация среды, где обучающийся с интеллектуальными нарушениями в развитии получает возможность, используя доступные правила и средства защиты. На данном принципе основана организация просветительской работы с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий (арт-терапия, песочной терапия). Принцип насыщенности культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность- стенды по безопасности, классный уголок, календарь событий, выпуск газет к праздникам.Принцип доступности для полисенсорного восприятия. Образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений (в школе оборудован логопедический кабинет в рамках программы на федеральном уровне «Доступная среда», кабинет педагога-психолога, игровая комната оборудована учебными модулями для конструирования и моделирования). Специфической формой организации учебных занятий для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями при реализации данного принципа являются логопедические занятия, занятия по лечебной физической культуре и по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Принцип погружения в систему социальных отношений. Работа в данном направлении включает не только обеспечение усвоения обучающимися с ОВЗ знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности. Механизмамы формирования социальных компетенций являются:
  • репрезентация ситуации как значимого события;
  • критическое осмысление жизненного события;
  • личностная рефлексия;
  • переосмысление действительности;
  • изменение отношения к ситуации;
  • изменение мотивов деятельности;
  • освоение новых способов деятельности.
  • Психологическая коррекция в основном направлена на:
  • смягчение эмоционального дискомфорта;
  • предупреждение (профилактику) и коррекцию эмоционального неблагополучия в условиях семейного и общественного воспитания;
  • создание психологических условий для развития социально-значимых компетенций у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной адаптации и интеграции в обществе;
  • устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными и личностными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, застенчивость, эмоциональная зависимость, низкий уровень дифференциации и идентификации эмоций и эмоциональных состояний. Данная работа ведётся в рамках программы курса «Тропинка к своему я» (занятия по данному курсу включены в учебный план) с включением элементов игровой терапии, арт-терапии, поведенческого тренинга, сказкотерапии, мульттерапии, проведением занятий в форме «Открытой студии».
  • Результатом социализации выступает: уровень развития личности ребенка (степень реализации его способностей); качество образа жизни (включая субъективно приемлемую широту рамок свободы и независимости, участие в социальных взаимодействиях, уровень культурной компетенции, удовлетворение культурно-досуговых потребностей) [2 стр.20].Принципы смысловой упорядоченности и развивающего характера. Предполагают наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих. В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности педагоги используют педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Для этого используют дидактический материал, ИКТ игровую деятельность.  Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы педагоги используют словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность. Дают задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулируют учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся с ОВЗ в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.В результате применения таких коррекционных приемов обучения, как демонстрация, кинопособия, кинофрагменты, дидактическая игра одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему обучающиеся с ОВЗ быстрее продвигаются в своем развитии. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у обучающихся с ОВЗ умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Особое внимание педагоги уделяют повторению. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.Таким образом, специфика организации адаптивной образовательной среды в общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной интеграции определяется ее выраженной ориентацией на обеспечение каждому учащемуся «своего места», где он принят таким, каков он есть, и может максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности. Ее необычность, яркость, комфортность достигается за счет подбора средовых ресурсов, наиболее активных в плане поддержки, стимуляции и коррекции, которые способствуют не только преодолению отставаний в психофизическом развитии, но и становятся действенным средством профилактики вторичных отклонений.Организация адаптивной образовательной среды в работе с обучающимися с ОВЗ при единстве и сотрудничестве все участников образовательных отношений позволяет ребенку с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправным членом школьного сообщества и образовательного постранства.Список литературы:
  • Буданова, Л.Б. Построение модели инноваций образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд.пед.наук. / Л.Б. Буданова / Москва – 2007. – с. 300.
  • Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич (и др.); под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с.
  • Основы инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учеб.- метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014.
  • Ситаров, В. А. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития / В. А. Ситаров, С. Н. Глаголев, А. И. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. – 2011. №3. – С. 222–230.
  • Полетаева О.В. Организация образовательной среды для детей с невысоким уровнем готовности к школе: Автореф. канд. пед. наук.- Курган, 2000. -23 с.