Публикации
Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Балашова Евгения Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Балашова Евгения Сергеевна
Современная предметно-пространственная образовательная среда как средство развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяВ условиях возрастающей гуманизации, демократизации общества и современной жизни положительно изменилось отношение общества к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогические аспекты адаптивной образовательной среды для детей с отклонениями в развитии рассматриваются в работах Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, О.Е. Грибовой, JI.B. Кузнецовой, Н.М., Назаровой, М.С. Певзнер, JI.C. Секэвец, Е.А. Стребелевой и др. Сущность организационных форм создания и педагогического управления адаптивной образовательной среды рассматривали В.П. Беспалько, С.В. Красиков, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др. [4 стр.30].В связи с этим, возникает необходимость разработки и реализации модели адаптивной образовательной среды, как эффективного условия для формирования коммуникативных навыков, социально-адаптивного поведения, подбора методов оценки уровня коммуникативных навыков, разработки и экспериментальной проверки индивидуально-дифференцированной системы коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяЦель статьи: обоснование научно-педагогического подхода к построению и организации современной адаптивной образовательной среды, способствующей формированию коммуникативных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные надлежащим образом врачебно-консультационной комиссией и (или) психолого-медико-педагогической комиссией (консультацией) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.Проблема социальной адаптации данной категории детей, их полноценное развитие в обществе здоровых людей приобрело в наши годы особую важность. Самое общее и основное условие включения ребенка с ОВЗ в социальное и, в частности в образовательное пространство, создание универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов в общество. При этом на уровне образовательной организации это условие дополняется задачей создания адаптивной образовательной среды. [5 стр.10]Сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности от понятий, таких как: «среда», «образовательная среда» (А.В. Демидов, Ю.Н. Кулютин, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.), «адаптация», которое рассматривается, как процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств (О.В. Даниленко, Т. В. Кудрявцев, В. И Лубовский, Л. В.Кузнецова, Л.П.Нурмухамедова, Т.Г. Хамаганова и др.).В таком виде среда приближается к образовательной среде и представляет совокупность эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей микрокультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося [3 стр.9].Идея расширения образовательного пространства, включения в него всех учащихся вне зависимости от разницы в способностях и возможностях, от их культурного и социального положения, всё смелее входит в наше сознание. Ещё Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием [цит. по 3, с. 42].Данная тенденция требует совершенствования работы по повышению качества образования, получаемого обучающимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками, в условиях образовательной интеграции. Качество специального образования рассматривается сквозь призму оценки адекватности образовательного пространства возможностям и потребностям обучающихся.Мы понимаем, что самое общее и основное условие включения обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство – это создание адаптивной образовательной среды. Организация данной среды подразумевает, что при определённой поддержке родителей и педагогов обучающиеся с проблемами в развитии становятся обычными, часто неотличимыми от других членов общества [4, с. 100]. Учитывая это, учителя-дефектологи, учителя начальных классов и педагоги-психологи должны вести совместную работу по организации адаптивной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, по созданию условий для успешного совместного обучения и воспитания учащихся, имеющих те или иные нарушения психического развития, и их нормально развивающихся сверстников. Это тот путь, который позволит любому обучающемуся, имеющему дефект развития, стать полноценной личностью, развиваться духовно, обеспечивать себя в материальном отношении и быть полезным обществу.Наш опыт работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что адаптивная образовательная среда – понятие широкое, включающее в себя множество аспектов.При моделировании адаптивной образовательной среды мы учитываем рекомендации специалистов о том, что необходимо избегать ее перенасыщенности, и что адаптивная образовательная среда должна отличаться определенной динамичностью, т. е. подвергаться постоянному изменению. Оборудуя и оформляя адаптивную образовательную среду, мы стараемся делать её «живой». Учитываем то, что система «ребёнок – среда» продуктивна только тогда, когда является активной, когда между двумя её элементами происходит какое-либо взаимодействие [2, с. 16].Создавая адаптивную образовательную среду для обучающихся интегрированного обучения и воспитания, мы берём на себя обязанность не только дать каждому обучающемуся соответствующий его потенциальным возможностям уровень образования, жизненной компетентности, но и обеспечить ему безопасность, необходимые удобства, благоприятную атмосферу доброжелательного взаимодействия и сотрудничества, а также стимул для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования. Кроме того, стремимся к взаимопониманию и взаимоуважению между всеми участниками образовательного процесса: педагогами, обучающимися, родителями, школьным персоналом. Каждый сотрудник учреждения осознаёт необходимость создания специальных условий для обучающихся интегрированного обучения и воспитания: не учащегося нужно подстраивать под имеющиеся условия, а создавать условия для конкретного обучающегося.Включая обучающихся с ОВЗ в активную совместную жизнедеятельность со здоровыми учащимися, мы изменяем окружающую среду. Во-первых, специальной адаптации подвергаем предметно-пространственную среду. Она становится более безопасной и удобной, т.е. позволяет каждому учащемуся хорошо ориентироваться в пространстве, свободно передвигаться, быстро находить нужные объекты и выполнять с ними необходимые действия. Во-вторых, определенные изменения адаптационного характера происходят и в социальной среде. Окружающие видят в учащихся с ОВЗ то общее «здоровое», что объединяет их с обычными обучающимися, понимают специфику трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизнедеятельности, и терпимо относятся к их промахам и неудачам, а также предлагают и оказывают им посильную разумную помощь. Мы проектируем и создаём адекватную их возможностям поддерживающую и стимулирующую дальнейшее развитие адаптивную образовательную среду [2, с. 19].При обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ специально организованная, рационально структурированная образовательная среда выступает не только в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, но и в ещё одном, новом качестве. Она способствует профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность обучающихся, облегчает и активизирует её. Тем самым она приобретает статус коррекционно-развивающей среды. Специальная организация адаптивной образовательной среды в нашей школе, создавшей условия для обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, осуществляется как с целью профилактики затруднений в учебной деятельности, так и с целью профилактики и преодоления функциональных и социальных проблем [4, с. 20].Задача специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, – обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную, личностно ориентированную, образовательную среду для всех обучающихся. Но самое главное, по нашему мнению, – она должна способствовать развитию самостоятельности обучающихся, удовлетворению их потребностей (физиологических, в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации), формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества.Проблема состоит в том, что:теоретические подходы в обучении, воспитании и развитии детей с ОВЗ не учитывают реальных условий и направленности образовательной среды на формирование социальной коммуникации обучающихся; существующая образовательная среда для детей с ОВЗ недостаточно обеспечивает формирование практико-ориентированных навыков взаимодействия с окружающим миром; формирование коммуникативных навыков в условиях образовательной среды осуществляется преимущественного в процессе организованного обучения. Создание адаптивной образовательной среды является важнейшим фактором для успешной социализации детей с ОВЗ. Данная среда служит необходимой социокультурной почвой становления личности ребенка, раскрытия его сущностных сил и способностей, развития его образовательных компетенций [6 стр.2].Важнейшими компетенциями специалиста, работающего с детьми с ОВЗ, являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что обеспечивает качество и доступность получения обучающимися с ОВЗ академического уровня общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для успешной адаптации и социализации данной категории детей в постшкольном пространстве.Содержательными и организационными формами работы с обучающимися с ОВЗ являются:учебный план и адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ; социальная реабилитация ребенка с ОВЗ; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; психолого-медико-педагогический консилиум; индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ; повышение квалификации учителей в области инклюзивного образования; рабочие программы освоения предметов; адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса техническими средствами; адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения; сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; ориентация воспитательной среды на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Организация учебного процесса ведется в целях охраны жизни и здоровья обучающихся.Обучение и воспитание несут коррекционно-развивающий характер, сопровождаются в течение учебного года работой членов школьного ПМПк.В контексте реализации государственных образовательных стандартов, основным инструментом организации коррекционного образовательного процесса с детьми с ОВЗ являются адаптированные основные общеобразовательные программы. Одной из организационных форм на начальном уровне образования, призванной гуманизировать отношения между обучающимися, учителями и обучающимися; помочь детям с ОВЗ приобрести опыт общения и сотрудничества; мотивировать интерес к знаниям и самопознанию, корригировать нарушенные познавательные процессы, заложить основы формирования личностных качеств, создать условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения их эмоционального благополучия является создание адаптивной образовательной среды [1 стр.45].Понятие «адаптивность» определяется как специфическая человеческая форма активного приспособления к окружающей действительности, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование. Адаптивность образовательной среды рассматривается, с одной стороны, как максимальная адаптация к индивидуальным особенностям обучаемого, с другой, гибкое реагирование на социокультурные изменение среды (макросреды), итогом которой является сохранение личности ребёнка в результате адаптации его к быстроменяющейся жизни.Созданию адаптивной образовательной среды в школе способствует реализация следующих принципов.Принцип безопасности и здровьесбережения. Это пространственная организация среды, где обучающийся с интеллектуальными нарушениями в развитии получает возможность, используя доступные правила и средства защиты. На данном принципе основана организация просветительской работы с учащимися и родителями; создание здоровьесберегающей среды, предполагающей соблюдение охранительного режима, санитарных норм и правил, введение в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий (арт-терапия, песочной терапия). Принцип насыщенности культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность- стенды по безопасности, классный уголок, календарь событий, выпуск газет к праздникам.Принцип доступности для полисенсорного восприятия. Образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений (в школе оборудован логопедический кабинет в рамках программы на федеральном уровне «Доступная среда», кабинет педагога-психолога, игровая комната оборудована учебными модулями для конструирования и моделирования). Специфической формой организации учебных занятий для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями при реализации данного принципа являются логопедические занятия, занятия по лечебной физической культуре и по развитию психомоторики и сенсорных процессов.Принцип погружения в систему социальных отношений. Работа в данном направлении включает не только обеспечение усвоения обучающимися с ОВЗ знаний, умений для возможности эффективного выполнения социальной деятельности, развитие навыков социального взаимодействия, но и развития личностных ресурсов, которые являются необходимыми компонентами успешной социализации личности. Механизмамы формирования социальных компетенций являются:репрезентация ситуации как значимого события; критическое осмысление жизненного события; личностная рефлексия; переосмысление действительности; изменение отношения к ситуации; изменение мотивов деятельности; освоение новых способов деятельности. Психологическая коррекция в основном направлена на:смягчение эмоционального дискомфорта; предупреждение (профилактику) и коррекцию эмоционального неблагополучия в условиях семейного и общественного воспитания; создание психологических условий для развития социально-значимых компетенций у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, способствующих их успешной адаптации и интеграции в обществе; устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными и личностными нарушениями, такими как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожность, застенчивость, эмоциональная зависимость, низкий уровень дифференциации и идентификации эмоций и эмоциональных состояний. Данная работа ведётся в рамках программы курса «Тропинка к своему я» (занятия по данному курсу включены в учебный план) с включением элементов игровой терапии, арт-терапии, поведенческого тренинга, сказкотерапии, мульттерапии, проведением занятий в форме «Открытой студии». Результатом социализации выступает: уровень развития личности ребенка (степень реализации его способностей); качество образа жизни (включая субъективно приемлемую широту рамок свободы и независимости, участие в социальных взаимодействиях, уровень культурной компетенции, удовлетворение культурно-досуговых потребностей) [2 стр.20].Принципы смысловой упорядоченности и развивающего характера. Предполагают наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих. В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ на уроках и внеурочной деятельности педагоги используют педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Для этого используют дидактический материал, ИКТ игровую деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы педагоги используют словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность. Дают задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулируют учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.Несмотря на трудности усвоения материала, обучающиеся с ОВЗ в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое.В результате применения таких коррекционных приемов обучения, как демонстрация, кинопособия, кинофрагменты, дидактическая игра одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему обучающиеся с ОВЗ быстрее продвигаются в своем развитии. Осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у обучающихся с ОВЗ умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы. Особое внимание педагоги уделяют повторению. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.Таким образом, специфика организации адаптивной образовательной среды в общеобразовательной организации для обучающихся с ОВЗ в условиях образовательной интеграции определяется ее выраженной ориентацией на обеспечение каждому учащемуся «своего места», где он принят таким, каков он есть, и может максимально раскрыть и реализовать свои потенциальные возможности. Ее необычность, яркость, комфортность достигается за счет подбора средовых ресурсов, наиболее активных в плане поддержки, стимуляции и коррекции, которые способствуют не только преодолению отставаний в психофизическом развитии, но и становятся действенным средством профилактики вторичных отклонений.Организация адаптивной образовательной среды в работе с обучающимися с ОВЗ при единстве и сотрудничестве все участников образовательных отношений позволяет ребенку с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправным членом школьного сообщества и образовательного постранства.Список литературы:Буданова, Л.Б. Построение модели инноваций образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья: дис. канд.пед.наук. / Л.Б. Буданова / Москва – 2007. – с. 300. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб.-метод. пособие / С. Е. Гайдукевич (и др.); под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В.В. Чечета. – Минск: БГПУ, 2006. – 98 с. Основы инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учеб.- метод. комплекс / В. В. Хитрюк, Е. И. Пономарёва. – Барановичи: РИО БарГУ, 2014. Ситаров, В. А. Адаптивная образовательная среда как педагогическое пространство обучения детей с ограниченными возможностями развития / В. А. Ситаров, С. Н. Глаголев, А. И. Шутенко // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №3. – С. 222–230. Полетаева О.В. Организация образовательной среды для детей с невысоким уровнем готовности к школе: Автореф. канд. пед. наук.- Курган, 2000. -23 с.