Публикации Роль учителя родного ( татарского) языка в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль учителя родного ( татарского) языка в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях внедрения ФГОС.
Автор: Регина Нафисовна Каримова

Роль учителя родного ( татарского) языка в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в условиях внедрения ФГОС.Гражданско-патриотическое воспитание - это процесс усвоения подрастающим поколением позитивного социального опыта, комплексная система организации различных видов педагогической деятельности, и, прежде всего, это правовое, политическое и нравственное образование и воспитание, которое должно реализовываться как через учебно-воспитательный процесс, так и посредством демократической, идейно-нравственной организации школьной среды.Воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в период перехода на образовательные стандарты второго поколения предполагает особый подход к построению воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях. Воспитательный процесс ФГКОУ СПКУ строится, опираясь на Концепцию «Духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания личности, как фактор социализации обучающегося» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Одним из приоритетных направлений образования подрастающего поколения в современной России является воспитание у молодого поколения гражданского самосознания и чувства патриотизма. Необходимость в формировании данных качеств обусловлена ситуацией, сложившейся в настоящее время в российском обществе. Существует целый ряд факторов, препятствующих осуществлению идей гражданско-патриотического воспитания и ограничивающих его эффект. Российская государственность переживает трудный период в своей истории: экономические проблемы, социальное расслоение населения, неудачное реформирование армии, здравоохранения, отсутствие внятной национальной идеи, отказ от традиционных нравственных ценностей. Отсюда следуют снижение престижа вооруженных сил, аполитичность рядовых граждан, ослабление доверия к государству. Кроме того, не способствуют привитию школьникам любви к Родине и активной жизненной позиции СМИ, и в частности некоторые Интернет площадки, которые интерпретируют события, происходящие в стране, в негативном ключе. Семья также, к сожалению, не озабочена тем, чтобы дети были настоящими патриотами, гражданами. Родителей больше беспокоит материальное благосостояние. При этом следует отметить, что и школа ослабила свои позиции в гражданско-патриотическом воспитании. Проблема зародилась в 90-е годы XX столетия, когда приоритетом школьной реформы стало внедрение либеральной модели обучения - гуманистический характер образования, первичность общечеловеческих ценностей, свобода и плюрализм в образовании. Однако вскоре стало понятно, в этой модели воспитание потеряло то особое значение, которое оно всегда имело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно, не направлено на духовно-нравственное развитие человека в процессе образования.     Перед педагогами, классными руководителями стоит задача формирования у воспитанников навыков социальной практики с глубоким усвоением основ социальных наук. Педагог должен помочь ребенку обрести себя как личность, стать полноценным участником экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. В процессе гражданского воспитания и образования, у учащихся должен сформироваться определенный гражданский идеал, служащий показателем отношения личности к обществу.     Воспитание гражданских чувств должно основываться на культурных и исторических традициях родного края, примерах жизни и деятельности выдающихся земляков, событиях истории родного края.     Классный руководитель несет ответственность за целевую воспитательную работу в детском коллективе, моделирует, организует и стимулирует развитие личности учащихся. Являясь посредником между социумом и ребенком, организует систему отношений через разнообразные виды деятельности классного коллектива, создает условия для развития каждой личности воспитанника, раскрытия его потенциальных способностей, формирования гражданственности и патриотизма.       В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание должно находиться в центре внимания педагогической общественности. Содержание всех школьных предметов, воспитательной деятельности должно быть направлено на формирование человека – гражданина, патриота, личности, которой присущи гражданские качества. Проблемы общественной жизни должны быть предметом содержания учебных дисциплин. В таком случае учебный процесс имеет четко выделенный воспитательный характер.     Воспитательная работа классного руководителя, педагога должна быть направлена на решение конкретных задач (проведение классного часа, праздника, организация похода и др.). Но эффективность должна всегда присутствовать и определяться качеством проведенного мероприятия, качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте.     В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание должно рассматриваться в единой системе воспитания и образования детей и взрослых, реализовываться через различные формы учебно-воспитательного процесса: через учебные предметы, систему факультативных занятий; через общественно-полезную, воспитательную деятельность и др. Необходимо ставить цель формирования интеллектуальной базы гражданственности, основу которой составляет интеграция этических, правовых, политических, исторических, экологических, экономических знаний. Гражданское образование в общеобразовательной организации включает: политическое образование; основы правовых знаний; этическое и экологическое образование; знание своих исторических корней.На основе тесной связи знаний и собственного к ним отношения рождаются убеждения, которые создают надежность гражданской позиции человека. Формирование гражданского мировоззрения также входит в систему целей гражданского воспитания и предполагает:
  • наличие адекватных представлений о целостной картине мира, осознание и убежденность в своем особом предназначении в нем;
  • убежденность в том, что от тебя зависит не только собственная жизнь, но и судьба близких людей, народа и государства.
  • В современных условиях необходимо развивать социально значимые ценности, гражданственность и патриотизм в процессе воспитания и обучения. Для этого необходимо вести массовую патриотическую работу, опираясь на выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, культуры, науки и спорта, а также героические события отечественной истории. Ведущая роль школы в этом направлении несомненна, так как именно школа является важнейшим инструментом, способным воспитать гражданина и патриота. Именно в школе закладываются   основы для дальнейшего развития полноценной личности, способной к инновациям, управлению собственной жизнью и жизнью общества.