Публикации
методическую разработку внеклассного мероприятия "Красна речь пословицей"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическую разработку внеклассного мероприятия "Красна речь пословицей"
Автор: Зенкова Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическую разработку внеклассного мероприятия "Красна речь пословицей"
Автор: Зенкова Елена Викторовна
Красна речь пословицей
Цель:
обучать детей нормам этикета;
активизировать желание быть культурным человеком, способствовать расширению кругозора учащихся, обогащать их речь
Оборудование:
проигрыватель;
грамзапись песен В. Шаинского Улыбка, Когда мои друзья со мной;
грамзапись Отход пассажирского поезда от платформы;
плакаты с надписями: Риторика, Красна речь пословицей, Чтение — лучшее учение, Птица сильна крыльями, а человек — дружбой, Землю красит солнце, а человека — труд;
две ромашки для игры;
шапочки-маски для персонажей пьесы (Солнышко, Вишенка, Птичка);
билеты;
карточки к викторине;
плакат с диалогами;
книжная выставка Пословица — всем делам помощница.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, начинаем урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Предлагаю по традиции начать наш урок с песни В. Шаинского Улыбка. Звучит грамзапись. Дети поют.
Учитель. С такой улыбкой можно творить чудеса. А наш мир полон чудес. Я считаю, что самое большое, удивительное и неповторимое чудо — это человеческая речь. Разве не чудо, что мы можем общаться, разговаривать с окружающими нас людьми? Сегодня мы продолжим наше путешествие по замечательной стране Риторике на волшебном поезде (на магнитной доске прикреплены картонные вагончики) с любимыми героями сказок.
Сядьте поудобнее и приготовьтесь к отправлению поезда. В добрый путь, ребята! Включается грамзапись Отход пассажирского поезда от платформы. Дети проговаривают скороговорку, постепенно увеличивая темп.
Вагоны вперед покатили,
Как мячики,
так-чики,
так-чики,
так-чики,
так-чики.
(Ю. Тувим)
Движением руки учитель останавливает чтение. Учитель. Ребята, каким средством общения я воспользовалась, останавливая ваше чтение? (Жестом — движением руки.)
Из окна вагона нам было видно, как по полю мчались кони. Сейчас мы потренируемся — произнесем скороговорку От топота копыт пыль по полю летит:
—радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!);
раздраженно (Фу, как напылили!);
с удивлением (Прошел дождь. Откуда пыль?). Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение А. Барто.
Послушайте и определите его тему, которая станет темой нашего сегодняшнего клубного часа.
К бабушке Савельевне
В гости мы идем.
Утопает в зелени
Невысокий дом.
—Бабушка Савельевна,Верно, или нет,
Что на той неделе Вам
Минет двести лет?
Старые пословицы
Собирает класс,
Потому приходится беспокоить Вас.
Засмеялась бабушка,
Шутит: Ну и ну!
До двухсот, ребятушки,
Вряд ли дотяну.
Но скажу по совести,
Восемьдесят — есть.
Вам нужны пословицы?
Что ж, прошу присесть.
Двадцать две пословицы
Вспомнила подряд.
Двадцать две пословицы —
Это целый клад!
А всего собрал их класс
Чуть не полтораста,
И они не в бровь, а в глаз
Попадают часто.
Ноет кто-то из ребят:
Скучно, делать нечего. А ему в ответ кричат: Лежит лежень до вечера! Нынче в лагере кино, Шурке нездоровится. Говорят ему одно:
Про тебя пословица:
Заболели кости,
Так не думай в гости!
Суп дежурная сварила
Вместе с мухомором.
Чуть беды не натворила!
Ей сказали хором:
Какова Аксинья,
Такова ботвинья.
Что ж, Савельевна права,
Помним мы ее слова:
Пословица
Ввек не сломится.
О чем это стихотворение?
Кто помог ребятам в сборе пословиц? Какой вы представляете бабушку Савельевну? Какова основная мысль стихотворения?
Правильно, ребята. И сегодня на нашем мероприятии поговорим о пословицах, будем учиться употреблять их в своей речи и попробуем разобраться, почему же пословица ввек не сломится, то есть никогда не забудется.
Бабушка Савельевна поведала ребятам о пословицах. А что вам рассказывали ваши бабушки? Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, небылицы. Пословица — это тоже жанр устного народного творчества. Что же такое пословица? Это краткое мудрое народное изречение, имеющее назидательный смысл. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с большим уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка, чтения знакомились с пословицами, записывали их в альбом. Ребята, я хочу тему нашего мероприятия сформулировать с помощью пословицы: Красна речь пословицей.
На доску вывешивается плакат, на котором написана эта пословица.
Давайте прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои вопросы:
Что украшает пословица? (Красна речь пословицей.)
Какова становится речь от употребления пословиц? (Красна речь пословицей.)
Чем мы украшаем нашу речь? (Красна речь пословицей.)
Ребята, сегодня мы с вами побываем на остановках, которые тоже названы с помощью пословиц. Первая остановка Чтение — лучшее учение.
Остановка Чтение - лучшее учение
На доске плакат с названием остановки.
Учитель. Кто хочет объяснить значение пословицы? (Ответы детей.) Да, книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Они помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Как учит пословица: Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
Игра Ромашка
Учитель. А сейчас мы узнаем, внимательные ли вы читатели. Для этого проведем игру Ромашка.На магнитной доске прикреплены две ромашки:одна — с большими лепестками, вторая — с маленькими. На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких — фамилии авторов. Нужно правильно совместить лепестки:Волшебник Изумрудного города
А. ВолковЦветик-семицветикВ. Катаев
Волшебное словоВ. Осеева
Живая шляпаН. Носов
Лев и собачкаЛ. Толстой
Ребята и утятаМ. Пришвин
Дядя Федор, пес и котЭ. Успенский
Чудесный мотылекВ. Шаповалов
Учитель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательно читаете книги, поэтому хорошо справились с заданием. Права пословица: Кто много читает, тот много знает. Я знаю, ребята, что вы очень бережно относитесь к книгам. А мне в библиотеке попалась книга, которая была, видимо, у очень неряшливого читателя. На страницах такие кляксы, что невозможно прочитать текст. Давайте его попробуем восстановить.
На доске таблица с текстом:
Конечно, помогу! С большим удовольствием!
Спасибо. Обязательно прочитаю!
—Извини меня, сегодня, к сожалению, не могу.Учитель. В каком стиле написан текст? (В разговорном.) Как построен: это монолог или диалог?
Учитывая ответы, обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, предложением.
Дети составляют диалоги.
Учитель. Ребята, прочитайте из своих альбомов пословицы, которые учат правильно вести беседу.
Остановка Птица сильна крыльями, а человек - дружбой
На доске плакат с названием остановки.
Учитель. Бабушка Савельевна в стихотворении А. Барто ...двадцать две пословицы вспомнила подряд.
Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе, смогли бы вы посоревноваться с бабушкой Савельевной. Я скажу начало пословицы, а вы ее должны продолжить. (У детей карточки со второй половиной пословиц.)
Человек без друзей, что ... (дерево без корней).
Нет друга — ищи, а нашел — ... (береги).
Друзья познаются в ... (беде).
Старый друг лучше ... (новых двух).
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто ... (правду в глаза скажет).
Дружба дружбой, а ... (служба службой).
Ищи товарища лучше себя, а не ... (хуже себя).
Ищущий друга без изъяна — ... (останется без друга).
С кем поведешься, от того ... (и наберешься).
Сам пропадай, а ... (товарища выручай).
Почему вам было нетрудно отгадать вторую половину пословицы? (Пословицы похожи на маленькие стихотворения, они легко запоминаются.) Назовите пословицы, в которых слова рифмуются.
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. А сейчас немного отдохнем. Поскольку мы говорим о дружбе, послушаем песню В. Шаинского Когда мои друзья со мной.
Включается грамзапись, ученики встают, выполняют танцевальные движения.
Учитель. А теперь — риторическая задача.
Представьте себе, что вы собрались с другом на прогулку или в кино. Ваш друг заболел. Какие слова, выражения, речевые конструкции вы используете для достижения своей цели — утешить друга? (Ответы детей.)
Остановка Землю красит солнце, а человека - труд
На доске плакат с названием остановки.
Учитель. Объясните значение этой пословицы.
Обратили ли вы внимание на то, что толкование пословицы содержит больше слов, чем сама пословица? Это еще раз подчеркивает важнейшее свойство пословицы — краткость. А какой труд вас украшает? (Ответы детей.)
Да, ребята, пока вы школьники, главный ваш труд — это учеба, хорошие знания. Но кроме учебы вы должны уметь и себя обслуживать, а также помочь родителям по дому.
А сейчас на эту тему мы послушаем и посмотрим небольшую пьесу по произведению К. Д. Ушинского. Вспомните, что представляет собой содержание пьесы? (Диалог действующих лиц, из которого мы узнаем о событиях, об отношении к ним героев.)
А теперь поговорим о речевом этикете. Театр открывается, К началу все готово. Билеты предлагаются За вежливое слово.
Ученики называют по одному вежливому слову,
кассир (учитель) дает им билеты.
Ребята, и я хочу взять билет за вежливое выражение. (Учитель показывает карточку Будьте добры.) Когда употребляется выражение будьте добры?
В какой речевой ситуации его можно заменить словом пожалуйста?
Ребята, будьте добры, послушайте сценку и подберите пословицу, которой можно ее озаглавить.
Сценка Кончил дело - гуляй смело!
Действующие лица: Мальчик-ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно по очереди заглядывают Солнышко, Птичка, Вишенка.
Солнышко. Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?Мальчик.Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Птичка.Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, милая пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Вишенка. Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Но вот урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну, кричит: Ну-ка, кто меня манил?Вбегают Солнышко, Птичка и Вишенка. Все начинают танцевать.
Учитель. Ребята, вы, конечно, догадались, какой пословицей можно озаглавить эту сценку. Что советует нам эта пословица? (Кончил дело — гуляй смело; Делу — время, потехе — час.)
Чем вам понравился мальчик? Как он обращался к Солнышку, Вишенке, Птичке?
Игра Ответь пословицей (употребление пословиц в речевых ситуациях)
Учитель. Послушайте речевые ситуации, дополните их пословицами. Ситуация № 1.
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков,
и наконец, получила двойку.
—Это случайно, — оправдывалась она.
Учитель. Какой пословицей ей ответили ребята? (Что посеешь, то и пожнешь.)
Ситуация № 2.
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них.
—Вот еще, — возмутился Валерий, — буду я возиться!
Учитель. Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Ситуация № 3.
Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить тяп-ляп. Весь шелк искромсала — изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.
Учитель. Каких? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете пословицы. Познакомиться с новыми пословицами вам помогут книги, которые вы видите на выставке. Эти книги изданы благодаря собирателям пословиц. Мне хотелось бы рассказать о самом знаменитом из них. Это Владимир Иванович Даль, живший более ста лет назад, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Даль сначала был моряком, потом военным врачом, писал учебники по ботанике и зоологии, его перу принадлежит большое количество сказок, рассказов, повестей. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка народа. В. И. Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. Причем сумел очень удачно расположить пословицы. Он отказался печатать их по алфавиту, а распределил их по темам. А это сделать было нелегко, так как пословицы имеют прямой и иносказательный смысл. Давайте с вами попробуем распределить по темам следующие пословицы:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
—Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
Подведение итогов.
Цель:
обучать детей нормам этикета;
активизировать желание быть культурным человеком, способствовать расширению кругозора учащихся, обогащать их речь
Оборудование:
проигрыватель;
грамзапись песен В. Шаинского Улыбка, Когда мои друзья со мной;
грамзапись Отход пассажирского поезда от платформы;
плакаты с надписями: Риторика, Красна речь пословицей, Чтение — лучшее учение, Птица сильна крыльями, а человек — дружбой, Землю красит солнце, а человека — труд;
две ромашки для игры;
шапочки-маски для персонажей пьесы (Солнышко, Вишенка, Птичка);
билеты;
карточки к викторине;
плакат с диалогами;
книжная выставка Пословица — всем делам помощница.
Ход мероприятия
Учитель. Ребята, начинаем урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Предлагаю по традиции начать наш урок с песни В. Шаинского Улыбка. Звучит грамзапись. Дети поют.
Учитель. С такой улыбкой можно творить чудеса. А наш мир полон чудес. Я считаю, что самое большое, удивительное и неповторимое чудо — это человеческая речь. Разве не чудо, что мы можем общаться, разговаривать с окружающими нас людьми? Сегодня мы продолжим наше путешествие по замечательной стране Риторике на волшебном поезде (на магнитной доске прикреплены картонные вагончики) с любимыми героями сказок.
Сядьте поудобнее и приготовьтесь к отправлению поезда. В добрый путь, ребята! Включается грамзапись Отход пассажирского поезда от платформы. Дети проговаривают скороговорку, постепенно увеличивая темп.
Вагоны вперед покатили,
Как мячики,
так-чики,
так-чики,
так-чики,
так-чики.
(Ю. Тувим)
Движением руки учитель останавливает чтение. Учитель. Ребята, каким средством общения я воспользовалась, останавливая ваше чтение? (Жестом — движением руки.)
Из окна вагона нам было видно, как по полю мчались кони. Сейчас мы потренируемся — произнесем скороговорку От топота копыт пыль по полю летит:
—радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!);
раздраженно (Фу, как напылили!);
с удивлением (Прошел дождь. Откуда пыль?). Ребята, я сейчас прочитаю стихотворение А. Барто.
Послушайте и определите его тему, которая станет темой нашего сегодняшнего клубного часа.
К бабушке Савельевне
В гости мы идем.
Утопает в зелени
Невысокий дом.
—Бабушка Савельевна,Верно, или нет,
Что на той неделе Вам
Минет двести лет?
Старые пословицы
Собирает класс,
Потому приходится беспокоить Вас.
Засмеялась бабушка,
Шутит: Ну и ну!
До двухсот, ребятушки,
Вряд ли дотяну.
Но скажу по совести,
Восемьдесят — есть.
Вам нужны пословицы?
Что ж, прошу присесть.
Двадцать две пословицы
Вспомнила подряд.
Двадцать две пословицы —
Это целый клад!
А всего собрал их класс
Чуть не полтораста,
И они не в бровь, а в глаз
Попадают часто.
Ноет кто-то из ребят:
Скучно, делать нечего. А ему в ответ кричат: Лежит лежень до вечера! Нынче в лагере кино, Шурке нездоровится. Говорят ему одно:
Про тебя пословица:
Заболели кости,
Так не думай в гости!
Суп дежурная сварила
Вместе с мухомором.
Чуть беды не натворила!
Ей сказали хором:
Какова Аксинья,
Такова ботвинья.
Что ж, Савельевна права,
Помним мы ее слова:
Пословица
Ввек не сломится.
О чем это стихотворение?
Кто помог ребятам в сборе пословиц? Какой вы представляете бабушку Савельевну? Какова основная мысль стихотворения?
Правильно, ребята. И сегодня на нашем мероприятии поговорим о пословицах, будем учиться употреблять их в своей речи и попробуем разобраться, почему же пословица ввек не сломится, то есть никогда не забудется.
Бабушка Савельевна поведала ребятам о пословицах. А что вам рассказывали ваши бабушки? Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, небылицы. Пословица — это тоже жанр устного народного творчества. Что же такое пословица? Это краткое мудрое народное изречение, имеющее назидательный смысл. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с большим уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Вот почему мы с вами на уроках русского языка, чтения знакомились с пословицами, записывали их в альбом. Ребята, я хочу тему нашего мероприятия сформулировать с помощью пословицы: Красна речь пословицей.
На доску вывешивается плакат, на котором написана эта пословица.
Давайте прочитаем тему урока с перемещением логического ударения. Внимательно слушайте мои вопросы:
Что украшает пословица? (Красна речь пословицей.)
Какова становится речь от употребления пословиц? (Красна речь пословицей.)
Чем мы украшаем нашу речь? (Красна речь пословицей.)
Ребята, сегодня мы с вами побываем на остановках, которые тоже названы с помощью пословиц. Первая остановка Чтение — лучшее учение.
Остановка Чтение - лучшее учение
На доске плакат с названием остановки.
Учитель. Кто хочет объяснить значение пословицы? (Ответы детей.) Да, книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Они помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Как учит пословица: Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
Игра Ромашка
Учитель. А сейчас мы узнаем, внимательные ли вы читатели. Для этого проведем игру Ромашка.На магнитной доске прикреплены две ромашки:одна — с большими лепестками, вторая — с маленькими. На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких — фамилии авторов. Нужно правильно совместить лепестки:Волшебник Изумрудного города
А. ВолковЦветик-семицветикВ. Катаев
Волшебное словоВ. Осеева
Живая шляпаН. Носов
Лев и собачкаЛ. Толстой
Ребята и утятаМ. Пришвин
Дядя Федор, пес и котЭ. Успенский
Чудесный мотылекВ. Шаповалов
Учитель. Молодцы, ребята! Вы очень внимательно читаете книги, поэтому хорошо справились с заданием. Права пословица: Кто много читает, тот много знает. Я знаю, ребята, что вы очень бережно относитесь к книгам. А мне в библиотеке попалась книга, которая была, видимо, у очень неряшливого читателя. На страницах такие кляксы, что невозможно прочитать текст. Давайте его попробуем восстановить.
На доске таблица с текстом:
Конечно, помогу! С большим удовольствием!
Спасибо. Обязательно прочитаю!
—Извини меня, сегодня, к сожалению, не могу.Учитель. В каком стиле написан текст? (В разговорном.) Как построен: это монолог или диалог?
Учитывая ответы, обратитесь к собеседнику с просьбой, советом, предложением.
Дети составляют диалоги.
Учитель. Ребята, прочитайте из своих альбомов пословицы, которые учат правильно вести беседу.
Остановка Птица сильна крыльями, а человек - дружбой
На доске плакат с названием остановки.
Учитель. Бабушка Савельевна в стихотворении А. Барто ...двадцать две пословицы вспомнила подряд.
Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе, смогли бы вы посоревноваться с бабушкой Савельевной. Я скажу начало пословицы, а вы ее должны продолжить. (У детей карточки со второй половиной пословиц.)
Человек без друзей, что ... (дерево без корней).
Нет друга — ищи, а нашел — ... (береги).
Друзья познаются в ... (беде).
Старый друг лучше ... (новых двух).
Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто ... (правду в глаза скажет).
Дружба дружбой, а ... (служба службой).
Ищи товарища лучше себя, а не ... (хуже себя).
Ищущий друга без изъяна — ... (останется без друга).
С кем поведешься, от того ... (и наберешься).
Сам пропадай, а ... (товарища выручай).
Почему вам было нетрудно отгадать вторую половину пословицы? (Пословицы похожи на маленькие стихотворения, они легко запоминаются.) Назовите пословицы, в которых слова рифмуются.
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. А сейчас немного отдохнем. Поскольку мы говорим о дружбе, послушаем песню В. Шаинского Когда мои друзья со мной.
Включается грамзапись, ученики встают, выполняют танцевальные движения.
Учитель. А теперь — риторическая задача.
Представьте себе, что вы собрались с другом на прогулку или в кино. Ваш друг заболел. Какие слова, выражения, речевые конструкции вы используете для достижения своей цели — утешить друга? (Ответы детей.)
Остановка Землю красит солнце, а человека - труд
На доске плакат с названием остановки.
Учитель. Объясните значение этой пословицы.
Обратили ли вы внимание на то, что толкование пословицы содержит больше слов, чем сама пословица? Это еще раз подчеркивает важнейшее свойство пословицы — краткость. А какой труд вас украшает? (Ответы детей.)
Да, ребята, пока вы школьники, главный ваш труд — это учеба, хорошие знания. Но кроме учебы вы должны уметь и себя обслуживать, а также помочь родителям по дому.
А сейчас на эту тему мы послушаем и посмотрим небольшую пьесу по произведению К. Д. Ушинского. Вспомните, что представляет собой содержание пьесы? (Диалог действующих лиц, из которого мы узнаем о событиях, об отношении к ним героев.)
А теперь поговорим о речевом этикете. Театр открывается, К началу все готово. Билеты предлагаются За вежливое слово.
Ученики называют по одному вежливому слову,
кассир (учитель) дает им билеты.
Ребята, и я хочу взять билет за вежливое выражение. (Учитель показывает карточку Будьте добры.) Когда употребляется выражение будьте добры?
В какой речевой ситуации его можно заменить словом пожалуйста?
Ребята, будьте добры, послушайте сценку и подберите пословицу, которой можно ее озаглавить.
Сценка Кончил дело - гуляй смело!
Действующие лица: Мальчик-ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.
Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно по очереди заглядывают Солнышко, Птичка, Вишенка.
Солнышко. Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?Мальчик.Нет, ясное Солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Птичка.Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, милая пташечка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Вишенка. Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
Мальчик. Нет, Вишенка, нет.
Теперь мне гулянье не впрок.
Дай прежде окончу урок.
Но вот урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну, кричит: Ну-ка, кто меня манил?Вбегают Солнышко, Птичка и Вишенка. Все начинают танцевать.
Учитель. Ребята, вы, конечно, догадались, какой пословицей можно озаглавить эту сценку. Что советует нам эта пословица? (Кончил дело — гуляй смело; Делу — время, потехе — час.)
Чем вам понравился мальчик? Как он обращался к Солнышку, Вишенке, Птичке?
Игра Ответь пословицей (употребление пословиц в речевых ситуациях)
Учитель. Послушайте речевые ситуации, дополните их пословицами. Ситуация № 1.
Несколько дней Люда не выполняла домашних заданий, не готовила уроков,
и наконец, получила двойку.
—Это случайно, — оправдывалась она.
Учитель. Какой пословицей ей ответили ребята? (Что посеешь, то и пожнешь.)
Ситуация № 2.
Поломались на детской площадке качели. Ребята решили их починить. Позвали помочь и Валерия, который больше всех качался на них.
—Вот еще, — возмутился Валерий, — буду я возиться!
Учитель. Какой пословицей упрекнули его ребята? (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Ситуация № 3.
Стала торопливая Настенька шелковый сарафан к лету кроить тяп-ляп. Весь шелк искромсала — изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить. Бабушка велела ей запомнить шесть волшебных слов.
Учитель. Каких? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)
Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете пословицы. Познакомиться с новыми пословицами вам помогут книги, которые вы видите на выставке. Эти книги изданы благодаря собирателям пословиц. Мне хотелось бы рассказать о самом знаменитом из них. Это Владимир Иванович Даль, живший более ста лет назад, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Даль сначала был моряком, потом военным врачом, писал учебники по ботанике и зоологии, его перу принадлежит большое количество сказок, рассказов, повестей. Но главным делом своей жизни он считал изучение языка народа. В. И. Даль составил самый крупный сборник пословиц, в который вошло более 30 тысяч народных изречений. Причем сумел очень удачно расположить пословицы. Он отказался печатать их по алфавиту, а распределил их по темам. А это сделать было нелегко, так как пословицы имеют прямой и иносказательный смысл. Давайте с вами попробуем распределить по темам следующие пословицы:
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
—Слово, идущее от сердца, согревает три зимы подряд.
Подведение итогов.