Публикации занятие по профориентации "Мой выбор"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: занятие по профориентации "Мой выбор"
Автор: Фоменко Елена Николаевна


Мой выбор
Профориентационное занятие
У некоторых школьников выбор будущей профессии – случайность, которая не всегда соотносится с реальными способностями и возможностями. К сожалению, школьная программа дает детям недостаточные знания о человеке, личности, характере, склонностях и т. д. Поэтому она не может научить выбору профессии.Когда не сформирована потребность в саморазвитии, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования. Поэтому нужно уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профессионального и жизненного пути. А значительную помощь в этом оказывают тренинговые занятия. Данное занятие вводное и предначначено для обучающихся 8-9 классов.
Задачи занятия: сформировать готовность к самостоятельному и осознанному планированию профессиональных перспектив, определить жизненные и профессиональные планы, а также подойти к выбору профессии осознанно.
Оборудование: бумага, цветные шарики в мешочке или коробке(три цвета), конверты с заданиями, клубок пряжи.
Ход занятия.
1.Вводная часть.
Приветствие участников тренинга.
Добрый день, участники нашей игры и гости. … “Независимо от того, является ли человек писателем или читателем, учителем или пекарем, задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна… ” Часто будущие студенты, не владея нужной информацией, ошибочно выбирают будущую специальность. Кто-то выбирает по указке родителей, кто — то в поддержку династии, другие мотивирует выбор финансовой стороной или популярностью. А есть и такие, которые за компанию – друг идет учиться в этот ВУЗ и я тоже. Можно перечислять еще много критериев выбора профессии, но точно можно утверждать о том, что каждому молодому человеку необходимо знать мир профессий, хорошо в нем ориентироваться, чтобы в дальнейшем сделать правильный выбор.
Игра Клубок
(Для создания атмосферы доверия и эмоционального конфорта предлагается игра-разогрев)
Участники сидят в кругу. Ведущий кидает клубок любому участнику, который должен представиться и кратко рассказать о себе. Далее - кидает следующему, оставляя ниточку у себя. Ниточка позволяет кинуть мячик всем по очереди, не повторяясь. В финале участники вместе распутывают образовавшуюся путаницу из ниток.
Основная часть.
Что же такое Профориентация? – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Цель профориентации – подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению. Цели профориентации продиктованы обществом, его задачами, потребностями, а также потребностями и интересами самого человека, его желанием само реализоваться в каком либо виде деятельности. Сегодня мы предлагаем вам игру для того, чтобы еще на один шаг ввести вас в мир профессий. Дать вам начальную информацию для дальнейшего выбора, возможно, заинтересовать той или иной областью профессий.
Некоторые из вас, наверное, уже выбрали верное направление, а для некоторых вопрос выбора будущей профессии еще остается открытым. К сожалению, это тот вопрос, ответ на который нельзя отложить на будущее. И несмотря на то, что вы не имеете еще достаточного жизненного опыта, хотите вы того или нет, решать придется именно вам.
Готовых решений вы нигде не найдете. Поэтому целью нашего занятия будет не ответ на вопрос Кем быть?, а развитие навыков грамотного и самостоятельного планирования своего профессионального будущего.
Наша игра называется Выбери свой путь
Для организации игры ведущий выносит мешочек с шариками разного цвета(три шарика разного цвета имеют особые метки) участники вынимают по очереди шарики. Таким образом происходит деление на группы.Участники получившие шарики с метками становятся капитанами команд.
1 этап Старт ( командам предлагается вопрос)
Что нужно учитывать, выбирая профессию?
Время проведения: 5 – 10 минут.
Участники групы отвечают на вопросы записывая на листы бумаги, затем отвечают коментируя свои ответы.
Примеры ответов (гости-жюри фиксирует ответы и выдает смайлики)
При выборепрофессии нужно:
знать как можно большепрофессий, структуру рынка труда;
определиться в своих интересах;
знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию;
иметь основной и запасной варианты профессионального выбора.
2 этап Типы профессий (мини-лекция, ведущий)
Существует пять типов профессий.
Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Этап Качества
Время проведения: 5 – 10 минут.
Вам нужно назвать, какими качествами должен обладать человек, относящий себя к определенному типу профессий. Команды получают задания в запечатанных конвертах, записывают и затем зачитывают.
(гости-жюри фиксирует ответы и выдает смайлики)
Этап. Упражнение Профессиян а первую букву .
Упражнение проводится в круге и носит разминочный характер.
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача – показать, что мы знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву. Участники выстраиваются чередуясь согласно полученному шарику.
Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга). При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий.
Ведущему желательно больше 4 – 5 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (м, н, о, постепенно предлагая участникам более сложные буквы.
Жюри фиксирует правильные ответы, по окончанию игры участники получают смайлики.
3. Обратная связь
5 этап. Упражнение.Клубок
Ведущий выносит клубок, который был в начале занятия и предлагает выразить свое мнение по итогам работы.
Каждый из участников, держа в руках, клубок говорит о том, как его касается обсуждаемая проблема, что он узнал нового, понравилось ли занятие, хотел бы еще заниматься в таком русле. Затем наматывает на палец нитку и отдает клубок следующему, кто хочет говорить. Готовую паутинку можно распутать, а можно скомкать
Тем временем жюри подсчитывает смайлики и оглашает результат.