Публикации
конспект занятия "Традиционные семейные ценности"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия "Традиционные семейные ценности"
Автор: Фоменко Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект занятия "Традиционные семейные ценности"
Автор: Фоменко Елена Николаевна
Тема занятия: ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Класс: 8
Ключевые слова (тезисы), используемые разработчиками для раскрытия ценности семейных традиций
ценность семейных отношений, преемственность поколений в семье, историческая память.
Опорный конспект разговора о ценности семейных традиций
Семейные традиции в хакасских семьях.
Часть 1. Мотивационная
Что такое семейные традиции?
Это обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Знать традиции, культуру своего народа должен знать каждый. Мы живем на этой земле, любуемся ее красотой, пользуемся ее дарами. У хакасского народа очень много традиций. Я вам расскажу о традициях
Часть 2. Основная
Считалось что дети – это богатство человека, его счастье. Об этом гласит и хакасская пословица Нет детей – нет счастья.
У тюркских народов уважение к родителям определяется именно их многодетностью. Мнение многодетного мужчины считалось самым авторитетным. Назвать мужчину бездетным считалось оскорбительным ругательством. Уважением пользовалась многодетная женщина, а бездетность считалось большим бедствием. Принципиальной стороной семейного воспитания было уважение к ребенку. В народе говорили: Кто не любит детей, тот никого не любит. В хакасских семьях дети никогда не наказывались физически, с ними наоборот советовались, какого бы они возраста не были. По детям судили о самих родителях. Существует хакасская пословица Какое мясо – таков и суп, Плохой сын – на весь улус позор.
С теми семьями, где плохо воспитаны дети не общались, не роднились. Считается, что у тех иссякает жизненная сила, слабеет родовая кровь.
Современную общественность глубоко волнует одна из самых ощутимых потерь нашей социальной жизни – это потеря высоких нравственных идеалов и ценностей. В понятие настоящий человек вкладываются глубокие по нравственному смыслу категории. Среди них: доброта, честность, благородство, трудолюбие, уважение к старшим.
В хакасской семье старшие требовали от детей знать своих сородичей до седьмого колена. Не знать этого – считалось позором.
В большинстве тюркских семей рассказы о прадедах передавались по наследству. Считалось, что нет ничего губительнее для воспитания, чем дурной пример родителей. Это накладывало особую ответственность на поступки, действия, весь жизненный уклад родителей и близких. Гласит хакасская пословица Жеребенок по следу матери ступает. Особое место в формировании идеальных качеств подрастающей смены принадлежит воспитанию патриотических чувств. С древних времен у хакасов и других тюркских народов было принято обожествлять горы, реки и долины. Исполняли члены родной земли. Терминологическое понятие Родина, у хакасов передается фразой: отца – матери земля или наших отцов земля. Главное в патриотическом проявлении человека – помочь другому человеку, своему родичу, своему народу.
Именно в сказках, притчах, баснях, пословицах, поговорках, рассказах-наставлениях, афоризмах и т.п. сохраняется народная мудрость в плане отбора нравственных, ценностных ориентаций: честности, доброты, порядочности, доброты ума, справедливости, мужества и т.д.
В пословицах и поговорках хакасского народа отразилось философское видение мира, жизни, взаимоотношения между людьми.
Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя - голова в грязи.
Работа, сделанная вовремя, полезной бывает.
Грамотный человек подобен солнцу, неграмотный человек подобен темной ночи.
Старших будешь слушать, долгими будут дни твои.
У хакасского народа есть одна мудрая пословица, которая написана в форме тахпаха. А в форму тахпаха народ облекал только самые сокровенные мысли. Приведем небольшой фрагмент из этого тахпаха:
Всему свое время,
А упустишь время, пользы никакой!
Всему своя мера,
А не выдержишь меры, толку никакого!
Смысл этой пословицы хакасы объясняют так: человек на Земле наполнил временные поля своим смыслом, дающим ему выгоду, моральную удовлетворенность и чувство единения и гармонии с Природой и Космосом.
Родного – накормить, раздетого – одеть - было первым заветом и делом чести у хакасов. На основе такой строгой и бескомпромиссной этической требовательности к человеку с глубины времен у хакасского народа выработался и сохранился свой нравственный кодекс:
- До смертного одра не делай зла и не береги добра.
- Ты не оставь униженных без милости, сиротам не давай в сиротстве вырасти.
- Не заставляй слезы лить сосунка и сетовать в печали старика.
- Старшим место уступай, младшим помощь подавай.
- По болоту не ходи, дружбу с подлым не води.
- Вместе голодай, вместе мерзни, но друга не бросай.
- Ум крепко, а язык коротко держи.
Эти поучения, подобно заповедям Иисуса Христа, несут в себе глубокий, общечеловеческий смысл и имеют огромное значение в педагогической предназначенности.
Еще с древних времен хакасы славились как умелые ремесленники, способные мастера и скотоводы. Труд в произведениях хакасского фольклора всегда выступает критерием духовного и нравственного совершенствования личности. Пословица это подтверждает: Хорошего коня делает путь, хорошего человека – работа. Было в обычае с малого возраста привлекать детей к посильному труду. Ставилась задача – воспитать ребенка в труде и для труда. Сначала труд начинался с игры, а далее все усложнялось. Считалось, что во время игры дети научились преодолевать трудности, вырабатывать волю и хозяйственные задатки.
Особенно ценилось семейное сотрудничество, т. к. ребенок рано учится подчинять свои интересы и действия общей цели, разделять с родителями радость и заботы.
Трудовая деятельность детей способствовала их раннему жизненному созреванию, полноценному физическому и умственному развитию, легкой самостоятельности. У хакасов, как и у других жителей Сибири, дети в 13 лет считались уже взрослыми и заменяли родителей в случае их смерти.
В наше время возникают новые условия экономической жизни, которые, безусловно, потребуют от человека и трудолюбия, и хозяйственной смекалки.
Часть 3. Заключительная
Сейчас в нашей республике, да и в других регионах РФ идет активный поиск путей к возрождению национальной культуры.
Тот факт, что семья – это общность людей, для которых одинаково значима определенная ценность, позволяет говорить о том, что в каждой семье есть свои семейные ценности, наполненные одинаковым потребностным содержанием.
3