Публикации
Статья «Проект, как одна из форм экологического воспитания детей».
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Проект, как одна из форм экологического воспитания детей».
Автор: Волощук Светлана Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Проект, как одна из форм экологического воспитания детей».
Автор: Волощук Светлана Алексеевна
Статья «Проект, как одна из форм экологического воспитания детей».В настоящее время остро стоит проблема экологического воспитания подрастающего поколения, обусловлено реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека по отношению к природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических условий, интенсивным ростом населения планеты.Это период становления экологического образовательного пространства. Это период становления новых понятий: «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», «непрерывное экологическое образование» и многих других, в том числе и понятия «экологическое воспитание дошкольников». В этот период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - самый благоприятный период для решения задач в сфере экологического воспитания.Нашей главной целью является научить ребёнка видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии.Задачи, которые мы ставим перед собой в нашей группе это:формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом; развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе; совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения; формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности; пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам – экологического воспитания детей в семье. На протяжении нескольких лет наша группа работает над проблемой экологического воспитания, которая осуществляется в нескольких направлениях:работа с детьми работа с педагогами работа с родителями работа с социумом Созданы условия (экологическая развивающая среда), которые являются одним из решений данных задач.В группе размещён уголок природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года, природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём.Мы с детьми выращиваем лук, весной сеем семена петуньи и бархатцев, летом высаживаем рассаду на участок детского сада и алее. Дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за их жизненным циклам от самого начала до конца.На территории нашего участка установлена кормушка. Дети кормят птиц и наблюдают за ними, знакомятся с разными видами птиц, их повадками, поведениями, кто, чем из птиц питается, особенностями каждого вида птиц, с сезонными изменениями.В группе детского сада размещаем экологические газеты, где рассказываем о жизни группы.Совместно с детьми и их родителями сделали большие клумбы, украсили и посадили в них выращенную рассаду цветов. В процессе ухода за цветами мы приобщали детей к познавательной и практической деятельности.Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашей группе красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы, знакомясь с произведениями разных писателей. Во время тематических занятий по рисованию дети слушают «звуки природы» и работы у них получаются намного лучше. Ежедневные прогулки и экскурсии с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.В работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используем разнообразные игры по экологическому воспитанию.Мы изготовили совместно с детьми и их родителями макеты «Пустыня», «Саванна», «Северный полюс», «Животные гор». Эти макеты позволяют решать экологические задачи, используя сюжетно-ролевые игры.Так же своими руками дети из природного материала изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников выставляются в холле детского сада «Осенние поделки», «Забавы природы».Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.В группе создана экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов.Совместно с родителями мы проводим разнообразные конкурсы: «Краски осени», «Экологические фантазии».В последнее время мы ищем уникальные средства экологического воспитания в современных условиях – это проекты.На данный момент нами уже воплощены в жизнь такие экологические проекты как:«Чудеса неживой природы» В этом проекте мы обогащали представления детей об объектах неживой природы, встречающихся, прежде всего, в ближайшем окружении. При помощи опытов дети узнали об объектах неживой природы и освоили простые форм, наглядно-действенного и наглядно- образованного мышления.«Волшебство природы» В данном проекте перед собой мы поставили задачу: «Как в памяти запечатлеть природы дивные моменты?». Для решения этой проблемы мы составили перспективный план, в который вошли разнообразные педагогические мероприятия, такие как: «О чем рассказала ракушка», «Красота в камни», «Солнечное лето», «Нарисуй, природу которую ты увидел», «Клумбы детского сада», «Рисунки на песке» и т.д.Наш последний проект, который мы поэтапно воплотили в жизнь это проект «Детский сад будущего» под такимназванием был разработан и реализовывается совместный творческий проект детей и родителей. Проблему: «Как преобразовать участок группы с наименьшим ущербом для окружающей среды и наибольшей пользы для детей?» все семьи группы решали по-разному, проявив при этом творчество, выдумку, фантазию, мастерство, знание вопроса. Презентация всех семейных проектов состоялась в виде конкурса на лучший семейный проект. Подготовка к конкурсу была достаточна серьезной. Результатом этого проекта стало следующее: вовлечение родителей воспитанников в активное эколого- образовательное пространство детского сада; выявление интересных идей по модернизации дизайна территории детского сада. В этом году эти проекты из творческих планов перетекут в практико-ориентированные, и совместно с родителями реализуются идеи предложенных семейных проектах. Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей. Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании. Объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации. Признавая приоритетную роль семьи в воспитании и развитии ребёнка, мы стараемся организовать тесное сотрудничество с родителями. Использование различных форм работы с родителями позволяет активизировать родительскую включенность в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми участвуют в экологических акциях, смотрах, конкурсах семейного творчества. Совместная деятельность родителей, детей и педагогов способствует установлению доброжелательных взаимоотношений, взаимопонимания, взаимоподдержки.Литература и примечания:Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005. Зверев Н.А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996. Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995. Рыжова Н.А. Волшебница вода. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.