Публикации Статья «Патриотическое воспитание в детском саду»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья «Патриотическое воспитание в детском саду»
Автор: Барнович Елена Дмитриевна

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду» По мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Каждому человеку и каждому народу надо осознавать себя и свое место в мире природы, других людей и других народов, а это невозможно без знания истории, культуры и обычаев своей Родины. Каждый человек тесно связан с настоящим, будущим и пошлым Родины.Малая Родина ребенка –это природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, памятные места малой родины, его исторические и культурные центры, предприятия, и, конечно люди, гордость и слава малой родины.Каждый из нас имеет дорогие места, где мы родились, росли, учимся. И идем по своему жизненному пути. Это наша малая Родина, которая навсегда остается в нашей душе.Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Это является недостаточная работа с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку, формировать чувство гордости за достижения страны.Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.  В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине.В содержании Федеральной образовательной программы дошкольного образования отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны. В рабочей программе воспитания детского сада предусмотрено приобщение детей к традиционным ценностям российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.Начиная работу в данном направлении, встал вопрос, как заинтересовать детей, вызвать у них чувство сопричастности к настоящему малой родины, как вырастить поколение, которое будет с уважением относиться к старшим, гордиться родиной, любить, уважать и беречь родной край. Целью нравственно-патриотического воспитания в детском саду является формирование у дошкольников чувства патриотизма, любви и привязанности к малой родине, через ознакомление с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием родного края. Для достижения цели определила ряд задач: 1. обогащать, систематизировать и расширять знание детей о родном поселке, на основе краеведческого материала;2. развивать интерес к истории и культурным ценностям родного поселка, его традициям;3. воспитывать чувство привязанности к родному поселку, уважение к народу, его традициям. Для ознакомления с родным поселком с детьми проводим занятия по патриотическому воспитанию. «Кто работает в детском саду» - младшая группа. «Знакомство с достопримечательностями родного поселка» - средняя группа. Здесь дети знакомились с достопримечательностями поселка, рассматривали фотографии. Сейчас дети, гуляя по поселку могут ориентируются в достопримечательностях Шали. Узнают и могут рассказать немного про каждую из них. Также знакомим детей с ближайшим окружением (детским садом, улицами, прилегающими к территории детского сада) использую экскурсии и целевые прогулки.   У детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дошкольники интересуются: «Что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Данная форма работы обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о малой родине, о людях родного края.С целью создания условий для углубленной и систематической работы по формированию у детей патриотических чувств, в группе оформила центр «Наш Шалинский край». Для развития познавательного интереса в центре разместила карту - схему поселка Шаля для того, чтобы обучающиеся могли видеть расположение улиц и зданий, определить месторасположение улицы на которой живут и на которой расположен детский сад. Для наглядного ознакомления дошкольников с родным краем оформила альбомы («Шаля – моя Родина», «Сотрудники нашего детского сада», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Достопримечательности нашего поселка», «Шаля», «Моя улица» (сочинения родителей), «Улицы нашего поселка глазами детей» (рисунки), «Откуда есть пошла на Руси Шаля?», «Знакомство с родным краем»), «Профессии наших родителей», «Моя семья», каталог художественной литературы, картотеку пословиц и поговорок, стихов и загадок о родине, изготовила дидактические игры и пособия («Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию», строительные  игры – «Наш детский сад», «Мой дом», «Собери картинку» (достопримечательности)). Прочитала детям стихи о природе, поселке Шаля поэта Е. Патрушева, книгу «Сказ о земле Шалинской». Из книги дети узнали много нового о малой родине, об уникальных людях родного края сохранивших самобытную культуру района. Особое внимание уделяю природоохранному вопросу. Познакомила детей с растениями и животными, встречающимися в нашей местности и занесенными в Красную книгу Свердловской области. Оформила альбомы картотеки «Многообразие птиц нашего района», «Дикие животные наших лесов». «Полевые цветы», «Деревья нашего края», гербарии лекарственных растений. С целью формирования у детей заботливого, гуманного отношения к живому, воспитания экологической культуры, приобщения к решению экологических проблем привлекаю обучающихся совместно с родителями (законными представителями) к участию в акциях «Кормушка для пичужки», «Чистый двор», входе которых, семьи изготавливают кормушки для зимующих птиц, участвуют в субботниках. С целью формирования у дошкольников ценностного отношения к истории, культуре и природе родного края, погружения ребенка в историческое прошлое и настоящее Шалинского района оформила мини - музей «Край в котором мы живём». Непосредственное знакомство с коллекциями музея, подлинными историческими экспонатами оказало огромное эмоциональное воздействие на детей, что неоценимо в формировании личности. Для более интересного знакомства с поселком создала увлекательную игру - ходилку «Прогулка по родному поселку», где каждый игрок может повысить и закрепить знания о поселке. (Приложение 1). Особенность игры в том, что обучающиеся знакомятся с поселком, совершая «виртуальные» прогулки. Игра-ходилка имеет не только развлекательное, но и образовательное значение. Дети осваивают и систематизируют свои знания о родном поселке, укрепляют основы нравственно-патриотического сознания. В процессе игры развиваются мелкая моторика, расширяется словарный запас, ориентировка в пространстве, внимание, коммуникативные навыки.Мониторинг усвоения программного материала по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал положительную динамику в направлении нравственно - патриотического воспитания. По результатам мониторинга на конец года показатель «некоторые компоненты недостаточно развиты» уменьшился на 26 % и составил 47 %; количество обучающихся развитие, которых «соответствует возрастным характеристикам» в данном направлении возросло на 29 % и составило 53 % от общего числа обучающихся в группе. Таким образом. в результате работы по нравственно-патриотическому воспитанию у детей расширились представления об окружающем мире и действительности; знания о достопримечательностях, истории и современности родного поселка. Развился интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей малой родины и страны. Дошкольники поняли и почувствовали, что они маленькие жители одного из красивейших поселков России с богатой историей и прекрасным будущим, где трудятся люди на благо родного поселка и края.Список литературы
  • Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. Изд.4-е доп. – М.: УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2016-124 с.
  • Ветохина А.Я., Дмиренко З.С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2017-192с.
  • Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп.- М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2021.- 56 с.
  • Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2015 - 104с.
  • Краеведение в детском саду - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015-176с.