Публикации Игра-экспериментирование с применением песочного светового стола.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игра-экспериментирование с применением песочного светового стола.
Автор: Богаткина Елена Александровна

Богаткина Елена Александровна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №35» Нижнекамского муниципального района Республики ТатарстанИгра-экспериментирование с применением песочного светового стола.«Самая лучшая игра для детей- куча песка!» К.Д.Ушинский Дети с рождения сталкиваются явлениями неживой природы: видят солнце и ощущают ветер. Собирают камни, рисуют на асфальте, играют с песком и водой - предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами, дети приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Правильно организованная игра и эксперимент дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях,  впечатлениях, способствует воспитанию любознательного и самостоятельного ребенка. Работа с детьми строится по принципу «от простого к сложному». Продолжая обогащать среду ребёнка более сложными объектами, взрослый создаёт условия для развития самостоятельности. Ребёнок должен полюбить действовать и выражать словами «Я сам!». Это –основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. В экспериментальной деятельности, мы используем песочный световой стол.Работа с песочным световым столом не только интересна, но и полезна для развития дошкольников любой возрастной группы. А сколько удовольствия получают дети! Манипуляции с песком, как с мокрым, так и с сухим, успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных, тревожных малышей.Цель: Развитие познавательной активности в процессе опытно – экспериментальной деятельности с песком. Работая на песочном световом столе, мы также решаем множество задач:- развиваем познавательный интерес, речь, образное мышление, внимание, воображение, наблюдательность, память; - знакомим со свойствами песка;- совершенствуем мелкую моторику рук, - развиваем тактильные ощущения и координацию движений;- развиваем фантазию, творческие способности дошкольников;-повышаем работоспособность детей, учим доводить начатое дело до конца;-развиваем коммуникативные навыки;-воспитываем любознательность и самостоятельность. В своей работе я использую эту технологию  как в индивидуальной работе, так и в групповой до 4 человек. И могу сделать вывод, что песочный стол является универсальным средством всестороннего развития ребенка. Детям очень нравятся наши занятия с песком. Песочный стол выступает своеобразным «планшетом», на котором можно выполнять различные задания  как с дополнительными аксессуарами, так и без них. Это позволяет разнообразить материал, сделать игровые задания более привлекательными для детей. Во время их проведения мы используем много разнообразных игр: «Отпечатки наших рук», «Песочный ветер», «Дождик моросит», «Необыкновенные следы», «Чьи это следы», «Узоры на песке», «Найди камушки»», «Просей песок», «Спрячем ручки», «Кладоискатели», «Веселые раскопки», «Угадай, что спрятано в песке», «Секретики», «Сказка на песке», «Норки для мышат», «Куличики» и т. д.Игры-эксперименты с сухим песком: -Дети знакомятся со свойствами сухого песка (Состоит из песчинок, рыхлый, сыпучий, мелкий, легко сыпется, пропускает воду, на песке остаются следы, рассматривание через лупу форму песчинок,). Игры с сырым песком: ети знакомятся со свойствами мокрого песка (слипается, мокрый темнее сухого, сохраняет форму, из него можно лепить, оставляет следы). Рисование на песочном столе и цветным песком. С большим удовольствием дети рисуют на песочном столе.Известны различные способы и приемы рисования: рисование кулаком; рисование ладонью; рисование ребром большого пальца; рисование щепотью; рисование пальцем; одновременное использование нескольких пальцев; рисование симметрично двумя руками; насыпание из кулачка и кулька, рисование с помощью материалов для рисования; рисование цветным песком на песке; рисование с использованием самых разных трафаретов; рисование с использованием декоративных украшений (бусинки, пуговицы, камешки и т. д.) Игры с песком помогают накапливать жизненный опыт, развивают познавательную активность, фантазию, творческие способности дошкольников, оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия ребенка. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, состояние внутреннего дискомфорта у детей.