Публикации
Открытый урок " путешествие по математической сказке"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок " путешествие по математической сказке"
Автор: Плотникова Инна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок " путешествие по математической сказке"
Автор: Плотникова Инна Николаевна
Тема Путешествие по математической сказкеЦель: Познакомить с числом «ноль». Дать возможность учащимся самостоятельно сделать выводы о роли числа «ноль», осуществить самооценку уровня удовлетворенности своей деятельностью. Задачи:образовательные:создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся устанавливать отношения между числами, для развития умения писать изученные цифры; развивающие:развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции учащихся; воспитательные:способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы; здоровьесберегающие:сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе. Планируемые результаты деятельности учащихся:Личностные: формирование устойчивого интереса к решению познавательных задач в области математики.Метапредметные:Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.Познавательные: нахождение способов решения проблемных ситуаций; под руководством учителя осуществлять действия подведения под понятие.Коммуникативные: умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; принимать участие в коллективной работе и в работе пары.Предметные результаты: Осознание места числа 0 в числовом ряду. Соотношение цифры и числа. Овладение умениями анализировать данные и выбирать из них нужные, формирование умения решения простых задач (без введения термина) на основе счёта предметов с использованием схемы.ХОД УРОКАI. Организационный моментМы пришли все дружно в класс.Математика у нас.Вы к соседу повернитесьИ друг другу улыбнитесь.Я желаю вам удачи,Только так, а не иначе.II. Сообщение темы урокаУчитель. Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать – мы отправимся путешествовать и узнаем тему нашего урока. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмем в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. Круглый, румяный, В печке печен, На окошке стужен.Дети. Колобок.У. Молодцы! Ребята, все вы знаете сказку, а как начинается сказка «Колобок»?Д. – Испекла бабка колобок и поставила на окошко студиться. Колобок спрыгнул с подоконника и покатился по дорожке.У. – Колобок от бабушки ушел, от дедушки ушел и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну под названием "Цифирия". Почему эту страну так назвали?Д. - Наверное, там живут цифры.У. Скок да скок, Скок да скок, Покатился колобок, Круглый да румяный, Прямо на поляну.Учитель вывешивает на доску карту страны ( ).III. Устный счетУ. Встретил Колобка на полянке Зайка ... «Не пущу тебя дальше, – говорит Заяц, – пока не поможешь мне достроить домик. А не справишься – съем тебя». Ребята давайте поможем колобку построить домик, нам для этого понадобится веер цифр.(Дети показывают пропущенные числа при помощи цифр из веера ( )Зайка у нас не простой, он любит считать и придумал ещё несколько заданий1.Какое число называют при счёте после числа 9?2.Какое число называют при счёте между числами 6 и 8?4.Какое число больше на 1, чем 7?5.Увеличьте 5 на 1.6. Уменьшите 10 на 1.У. Молодцы! Справились с Зайкиным заданием. И покатился путешествовать колобок дальше!IV. Изучение нового материалаУ. Докатился Колобок до озера. Здесь его встретил Серый Волк. Колобок-колобок я тебя съем. Не ешь меня мы с ребятами выполним любые твои задания ( ) Карточка с примерами. 1 + 1 = 1 + 2 = 2 – 1 = 3 – 1 = 1 – 1 = 2 – 2 = 2 + 1 = 3 – 2 = 3 – 3 = 1 + 0 = Но, волк не отпускал колобка и придумал для него задачуВолк дал Колобку два ведерка с рыбками. В одном ведерке 6 рыб, в другом на 6 меньше. Подскажите, сколько же было рыбок во втором ведерке?Д. Ничего не было. Ноль рыбок. Как вы узнали? 6-6=0Молодцы, но волк хитрый и колобка не отпускает, ответьте на вопросы которые придумал волк:Сколько лет в яйце цыплёнку,Сколько крыльев у котёнка,Сколько в алфавите цифр,Сколько гор проглотит тигр,Сколько мышка весит тонн,Сколько в стае рыб ворон,Сколько зайцев съела моль,Знает только цифра…0 Сколько хвостов у ёжика? (Нисколько.)– Сколько груш может вырасти на яблоне? (Нисколько.) – Что общего во всех вопросах? (В ответе ничего нет.)– Какое же число обозначает отсутствие предметов? (0.)У. –Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока (число и цифра 0 Что значит ноль?Д. Это значит "ничего", "нисколько". – Сегодня мы познакомимся с числом 0, научимся писать цифру 0, а также будем учиться выполнять вычисления с числом 0.У. Вот он, посмотрите на него (вывешивается карточка с изображением цифры В каких числах мы ещё можем увидеть цифру о? ( 10,20,100,1000 и т.д) – Как вы думаете, доволен Волк Колобком? И покатился колобок дальше. У. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь с улицы "Учебная" – Колобок, Колобок, я тебя съем!– Не ешь меня, Медведь!– Хорошо, только при одном условии. Если в стране Цифири найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?У вас на партах лежат листочки с цифрами, но они все перепутались, вам нужно записать цифры в порядке увеличения. С какой цифры начнём (0)4 2 5 0 3 6 9 8 1 7Ответ: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9Как цифра похожа на колобка? Обведите её красным карандашом.Д. Это ноль!У. Конечно же, это цифра ноль. Откройте учебник стр. 70 (работа по учебнику)У. Медведю очень понравилась работа Колобка, и он угостил его клубникой. Посмотрите в учебники Сколько ягод было на первой тарелке?Д. Три.У. На второй тарелке?Д. Ноль.У. А что это значит?Д. Все ягоды съели.У. Выберите запись к этому рисунку.Д. 3 – 3 = 0 У. Мишка очень любит ягоды. Около его домика растет смородина. Сколько ягод на веточке?Д. Пять.У. Как вы думаете, что было дальше? Составьте математический рассказ по рисунку. Найдите запись, соответствующую этому рассказу.Д. 5 – 5 = 0Далее чтение примера 8 – 8 = 0, составление рассказа по записи.У. Около дома Медведя растет березка. С нее опадают листочки. Посмотрите на рисунок и расскажите, что было? Что потом изменилось? Как это записали? Прочитайте. Какие два числа нужно сравнить? Какой знак поставим? Покажите карточку со знаком. Как называется в математике такая запись? Далее работа со всеми рисунками по тем же вопросам.У. Как получили ноль? Сделаем вывод (самостоятельные выводы детей). Если из числа вычесть то же самое число, то получится ноль.Считается,что 0 впервые стали писать в Индии. Везде он обозначался и назывался кружком. Название 0 возникло позже. VI. ФизкультминуткаРаз- подняться, потянутьсяДва- согнуться, разогнутьсяТри- в ладоши три хлопка, Головою три кивка, На четыре- руки ширеНа пять- руками помахатьНа шесть-за парту сесть опять.У. Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифру. Рабочая тетрадь стр. 26Чем ноль отличается от Колобка?Д. Колобок – круглый, ноль – овальный. (Дети работают в тетради, сверяясь с образцом учебника)У. А теперь снова в путь. Катился, катился Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить! Работа в парахВыполните решение примеров на карточках 1+0= 9-0= 7-7=0+3= 4-0= 2-2=8+0= 2-0= 10-10=0+8= 5-0= 6-6=Давайте проверим. А теперь попробуйте сделать вывод: что получится, если к числу прибавить ноль? Если к нулю прибавить число?Если к числу прибавить 0, получится то же самое число. Если к нулю прибавить число, получится то же самое число.Коль ноль к числу ты прибавляешьИль вычитаешь из него,В ответе тотчас же получаешьОпять то самое число.VIII. Закрепление пройденного материалаУ. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса, а живет она на улице «Сообразилия» ( ).– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут. У. Поможем, ребята?Д. Да!У. Повезло опять Егорке – У реки сидит не зря: Два карасика в ведерке И четыре пескаря. Но смотрите – у ведерка Появился хитрый кот… Сколько рыб домой Егорка На уху нам принесет?Д. Нисколько.У. Почему?Д. Кот все съест.У. Семь рассерженных гусей, Семь отчаянных друзей Ходят-бродят: «Га-га-га!» Тут хозяйка позвала их: – Есть хотите? – Да-да-да! И пошли ватагой всей Семь рассерженных гусей. Семь гусей ушли кормиться, Сколько же осталось птицы?Д. Нисколько.У. Ну что ж, придется Лисе отпустить Колобка – ведь все задания он выполнил. А помогли ему в этом вы, ребята.IХ. Итог урока. Рефлексия.У. Решил наш Колобок вернуться к дедушке и бабушке.Какое число узнал Колобок? Какую цифру научился писать?Д. Ноль.У. Что обозначает число ноль?Д. «Ничего», «нисколько». У. Какие правила усвоил Колобок вместе с вами?Д. Если из числа вычесть то же самое число, то останется ноль. Если к числу прибавить ноль или к нулю прибавить число, то получится то же самое числоРефлексия (оценка процесса и результатов деятельности учащимися) Ребята , давайте оценим нашу работу на уроке. На доске колобок, ау вас на парте кружки разного цвета, вы должны взять любой цвет который вы считаете нужным и приклеить на колобка.Зелёный кружок — если вы довольны результатом своей работы.Жёлтый кружок –если были небольшие затруднения. Красный кружок - было сложно, много трудностей. Спасибо за урок!