Публикации Методы и формы работы, повышающие эффективность урока родного (русского) языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и формы работы, повышающие эффективность урока родного (русского) языка и литературы
Автор: Каримова Альбина Амировна

Методы и формы работы,повышающие эффективность урока родного (русского) языка и литературыЗаслуженный педагог советского времени А. В. Сухомлинский сказал замечательные слова о родном языке: «Язык – духовное богатство народа. Чем глубже человек познаёт тонкости родного языка, тем больше подготовлен ум к овладению языками других народов, тем активнее воспринимает он красоту слова». Именно через родной язык, мы, старшее поколение, выучили когда-то «великий, могучий» русский язык. И, видимо, так и есть. Но, каждому современному школьнику он даётся неодинаково: кому-то легко, кому-то совсем непросто. Всё зависит от степени владения, знания родного языка родителями. Родной язык - это, скорее всего, один из тех учебных предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь времен и поколений. Это и есть первоочередная задача современного учителя родного языка. Для каждого человека родной язык - это самый красивый язык. Учитель является проводником в мир прекрасного. Он помогает детям увидеть красоту и могущество самобытного языка, чтобы они почувствовали силу и величие родного для себя слова, стали ближе к своим предкам. Это очень сложно, но этот путь того и стоит, если мы хотим вырастить настоящего гражданина, патриота и просто человека, уважающего не только себя, но и того, кто рядом, умеющего видеть и ценить прекрасное. На уроках родного языка стараемся пробудить в ребенке желание изучать родной русский язык, столь близкий, на первый взгляд, но и, как ни парадоксально, столь «далекий»… Помогать ребенку, познать тайны истории, возникновения и развития русского языка, его особенности, почувствовать общие исторические и культурные корни, а через них – и всего мира.Русский язык и литература – учебные предметы, познавательная ценность которых чрезвычайно высока.   Родной язык является как бы дополнением и вспомогательным элементом к познанию одного из самых главных основных предметов ОГЭ, ЕГЭ, а также великолепным подспорьем в подготовке к олимпиадам по русскому языку. Как показывает практика последних лет, многие олимпиадные вопросы по русскому языку составляются по программе родного русского языка. Такие темы, как «Паронимы и точность речи. Паронимия», «Омоформы и омографы», «Плеоназм в русском языке», «Старославянизмы и русизмы. Праславянский язык», «Этимология происхождения русских имен и фамилий», «Диалектизмы русского языка» и т.д. рассматриваются и изучаются непосредственно по программам родного русского языка.Дитя утомляется не трудностью материала,а однообразием его преподавания.К.Д. УшинскийЦель нашей работы – изыскание таких методов, приёмов и форм работы, которые позволяют каждый урок родного русского языка сделать эффективным, научить детей мыслить, правильно общаться, задавать вопросы, спорить, прогнозировать результат, да и просто учиться.Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Конкретной принятой классификации методов в педагогике нет, но имеется множество видов, принятых по тем или иным признакам распределения.В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействие между учителем и учениками (урок) с целью приобщение учащихся к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
  • Пассивные методы;
  • Активные методы;
  • Интерактивные методы.
  • Каждый из них имеет свои особенности.Пассивный методэто форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока.Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Активные методы больше предполагают демократический стиль.Интерактивный метод. ИнтерактивныйInter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый. Развитие происходит только в процессе собственной деятельности ребенка.Урок - основная форма обучения. С целью возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету, стремясь сделать обучение более интересным, учителя все чаще уходят от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (урок- викторина, урок - ролевая игра, уроки-диспуты, урок-экскурсия, уроки-конкурсы и т.д.). Эти формы уроков направлены на развитие творческих способностей, фантазии, внимания и памяти учащихся, расширение кругозора, приобретение новых знаний и умений. При изучении многих тем родного русского языка уместно проведение интегрированных уроков. Таких как, - «Русская изба» (интегрированный урок родного языка с уроком ИЗО),- «Города России» (интегрированный урок родного языка с уроком географии),- «История происхождения русской азбуки» (интегрированный урок родного языка с уроком истории).- «Русские музыкальные инструменты» (интегрированный урок родного языка с уроком музыки).Типы нестандартных уроков самые разнообразные. Нет предела учительской фантазии. Вместе с тем нужно заметить, что и в выборе нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, отказываясь от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, возникнет привыкание, теряется интерес. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Именно от выбранной технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.        В настоящее время по-прежнему актуальны методы, основанные на использовании игровых технологий при обучении. Игры способствуют психологической раскрепощенности на уроках. Использование игровых форм позволяет повысить интерес к предмету, игровая форма предоставляет проявить возможность проявлению творчества (например, разыгрывание ролей, обсуждение конфликтных ситуаций, имитация профессиональной деятельности и т.д.) Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, предотвращает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игровые технологии позволяют развивать все виды универсальной деятельности школьников:• осваиваются правила поведения и роли в группе;• сравнивают возможности групп;• приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;• накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами – наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями и др. Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Технология проблемного обученияформа организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. Эта технология привлекает новыми возможностями построения любого урока, где ученики превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по-своему. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения. Проблемное обучение используется на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создают проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков, картин, кроссвордов, стихотворений, загадок и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Применение технологии проблемного обучения учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы, вводить проблемный диалог. Так при изучении драмы «Тень» Евгварца, на первом уроке изучения новой темы задаем вопрос «Почему Человеку нужна тень?», или «Что может произойти, если Тень отделится от Человека?». На последнем завершающем уроке изучения драмы «Дракон» этого же автора ученикам предлагаем тему для размышлений «Победить в себе «Дракона» (символ жадности, жестокости и алчности человека). «Д. Доцук «Голос» - почему так названо произведение? (тема беспомощности подростка перед страхом. Р.Р.сочинение на тему «Чего я боюсь? Как побороть свои страхи…» ) Положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-компьютерной технологии. Сегодня ИКТ можно считать тем актуальным способом получения и передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ более близок современному ученику, позволяет с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность. Образовательная деятельность на основе ИКТ:• открытое пространство информационных источников, поиска и сортировки, упорядочивания и хранения;
  • реализация принципа наглядности
  • Виртуальные учебники- словари (толковые. Этимологические. Фразеологические. Заимствексики. Синонимов. Антонимов и.т.д.)
  • • освоение информационных и коммуникационных средств как одного из основных инструментов деятельности, приобретения навыков работы с обще пользовательскими инструментами (прежде всего, с текстовым редактором и редактором презентаций, динамическими таблицами); различными мультимедийными источниками; некоторыми инструментами коммуникации (прежде всего, с Интернетом). Информационно-коммуникативные технологии учителя родного языка используют как на уроках, так и во внеурочной и внеклассной деятельности - мультимедийные презентации, что готовые для использования, что и те, которые подготовлены учениками. При планировании урока учителя предусматривают, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты. При помощи ИКТ проводим настоящие виртуальные путешествия на уроках родного языка и литературы. Приведем некоторые примеры приемов, делающих урок эффективным. Каждый учитель выбирает и использует свои методы в зависимости от задач обучения, способностей учащихся, уровня их подготовленности по предмету, психологических особенностей. Мы же представим те, которые делают эффективными и результативными именно наши уроки.«Нарисуй пословицу» или «Отгадай фразеологизм».«Перевертыш» - преобразование пословиц и поговорок, используя контекстные синонимы и антонимы.(Посчастливиться – если белая собака с тропинки не уйдет. / Не повезет- если черная кошка дорогу перейдет.Радость ушла-заколоти дверь./Пришла беда-отворяй ворота.Чужие штаны дальше от ног. Своя рубашка ближе к телу.Себя спасай, а неприятеля бросай./ Сам погибай, а друга выручай.Прикинулся поганкой-вылезай из капота./ Назвался груздем-полезай в кузов.Безделью часы- унынию год./ Делу - время, потехе – час.На своей Родине и зима прекрасна./ На чужой стороне и весна не красна.Чижа романами угощают. / Соловья баснями не кормят.Одно счастье – тысячу вопросов. / Семь бед – один ответ.Курица кабану подружка/ Гусь свинье не товарищ.От смелости затылок мал. / У страха глаза велики.Творческие игровые задания – это задания, предлагающие сочинение связных и желательно остроумных текст, соблюдая разнообразные сложные условия. Ценный результат таких заданий – исчезает страх перед сочинительством.Круговая порукаСуть задания: желательно сесть в круг, во всяком случае, каждый ученик должен знать, после кого он вступает. Необходимо сочинить рассказы по кругу. Сочиняются одновременно столько рассказов, сколько участвует игроков: обычно 4-10.По команде учителя каждый записывает на своем листке первую фразу будущего рассказа.Затем ведущий командует: «Передали», и каждый передает свой листок соседу, например, по часовой стрелке. Учащиеся читают попавшие к ним фразы и пишут свои, связанные с предыдущими по смыслу. Потом по команде ведущего опять передают листки и т. д.Разумеется, с каждой следующей фразой задача учеников усложняется — увеличивается объем текста, который нужно продолжить, поэтому учитель постепенно увеличивает время на работу. Листки передают до тех пор, пока они не сделают полный круг. За одну-две фразы до окончания рассказа учитель предупреждает о приближении к финалу, чтобы игроки могли эффектно закончить рассказы. Игра завершается тем, что ученики рассказы читают вслух и выбирают самые удачные.Варианты игры:
  • Можно задать жанр рассказа, например, детектив или мелодраму.
  • За основу можно взять общеизвестный сюжет сказки или фильма .Жанр может быть задан и более узко: описываем пейзаж, портрет, создаем диалог, инструкцию по использованию фантастического прибора и т. п.
  • Все учащиеся выбирают себе «ключевые» слова или выражения, которые употребляют всякий раз, когда очередь дойдет до них. После первого круга это становится особенно весело, потому что каждый старается «подготовить» своему соседу сюжет так, чтобы тому пришлось проявить больше изобретательности.
  • Сочиняйте с конца. Первый учащийся говорит: И на этом все разошлись, второй: Он объяснил им, как было дело, и заверил, что опасности больше нет и т.д., к началу рассказа. Очень помогает детям слишком серьезным, стремящимся все-все делать «как надо».
  • Интересно попробовать спародировать манеру некоторых людей совершенно некстати рассказывать что-нибудь «кстати». Для этого каждый игрок, кроме фразы, продолжающей рассказ, должен сообщить что-нибудь «кстати», зацепившись за любое слово в своей фразе,
  • Например: И они в ужасе побежали прочь. Кстати, бег очень полезен для здоровья и помогает предотвратить инфаркт.Следить за связностью рассказа в этих условиях становится гораздо труднее, но зато сам рассказ получается очень смешным. Может быть, кому-то эта игра поможет избавиться от досадной привычки.
  • Сложный вариант для хорошо подготовленной группы — сочинять одновременно рассказы разных жанров, для этого в верху листочка нужно указать жанр, в котором должен быть выдержан рассказ. После игры рассказы оцениваются и с точки зрения этого условия.
  • “Сериал” Суть игры “Сериал”: играть можно в течение всего учебного года, тратя на это 10 минут в неделю. Для начала игры учителю нужна красивая толстая тетрадь.Учитель объясняет условия игры: «Мы с вами начинаем создавать сериал. С сегодняшнего дня каждый понедельник я буду давать одному из вас вот эту тетрадь. За неделю тот, кто получит тетрадь, должен написать в ней свою серию так, чтобы продолжить и развить сюжет сериала. Вас в классе 28 человек, значит, наш сериал будет состоять из 28ми серий. На каждом авторе лежит большая ответственность, ведь под его сюжет будут подстраивать последующие серии. Каждый понедельник мы будем начинать урок с чтения очередной серии. После этого тетрадь передается следующему автору. К концу учебного года у нас получится, я надеюсь, очень интересное произведение. Кто хочет начать?»Единственное строгое условие — нельзя писать ничего обидного про других играющих.В конце года, когда сериал будет закончен, общими усилиями отредактировать и «издать» его.Тесты могут стать основой для изложений, диктантов, сочинений, упражнений. Критерием оценки эффективности урока должен стать конечный результат. Если ученики хорошо выполняют контрольные работы, получают высокие баллы на экзаменах, участвуют в олимпиадах, посещают дополнительные курсы по предмету, пишут проекты и исследовательские работы, значит предмет им интересен, значит формы работы были выбраны правильно. В.Г. Белинский писал: «Для учащихся грамматика русского языка есть наука трудная, тяжелая, внушающая страх и отвращение… Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей». Л.Н.Толстой отказался от преподавания грамматики в Яснополянской школе вообще, так как считал, что она чужда и непонятна детям. В связи с этим проблема изыскания методических путей активизации деятельности учеников применительно к изучению русского языка является и по сей день очень актуальной. «О, урок! – ты солнце!» - сказал педагог-новатор Ш. Амонашвили. Мы стремимся на своих уроках нести детям свет и тепло не только знаний, но и общения, успеха, веры в себя, радости.