Публикации "Синтез творческих дисциплин – один из факторов всестороннего эстетического развития учащихся"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Синтез творческих дисциплин – один из факторов всестороннего эстетического развития учащихся"
Автор: Сафронкина Любовь Георгиевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Евсинская детская музыкальная школа»Искитимского района Новосибирской областиМЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕТема: «Синтез творческих дисциплин – один из факторов всестороннего эстетического развития учащихся»Подготовила: преподаватель высшей квалификационной категорииСафронкина Л.Г.Ст. Евсино2024 годВсестороннее эстетическое развитие ученика возможно лишь при условии, что сам педагог обладает эстетическим вкусом, музыкальным чутьем, чувством стиля, образной фантазией. Играет роль и хорошее владение словом, грамотный литературный и профессиональный язык, а также интеллектуальный потенциал учителя. Некоторые из этих качеств могут быть врожденными, другие поддаются развитию при условии нашей склонности к педагогической деятельности, стремления к самосовершенствованию.Музыкальное отделение нашей школы включает в себя различные творческие дисциплины, способствующие получению детьми разносторонних знаний. И это неспроста. Работа педагогов- инструменталистов не позволяет нам замкнуться в рамках своего предмета, более того – она невозможна в изоляции от других музыкальных дисциплин. Ведь наша главная цель – научить ребенка «учиться», разбираться в музыке, и в итоге трудиться творчески, самостоятельно добывая знания, совершенствуя навыки, помогающие раскрытию музыкального образа. И здесь важно стремление к гармонии эмоционального и интеллектуального начал. А, значит, параллельно с развитием эмоций и накоплением музыкальных впечатлений, мы должны неуклонно повышать степень музыкального мышления ученика. И этому способствует использование в работе педагога так называемых интеграционных или межпредметных связей. Каждый педагог-пианист знает, что овладение игрой на фортепиано – сложнейший процесс, в котором практическая работа неотделима от приобретения теоретических знаний, расширения музыкального кругозора учащихся. Педагог по специальности все время значительно опережает педагога-теоретика и в сведениях по теории музыки, и в области по музыкальной литературе – первоначально дети черпают эти знания от нас. Ведь изучая музыкальные произведения, мы не только обращаем внимание на красоту, оригинальность звучания пьесы, но и проводим аналогию между музыкальным и литературным языком, рассказываем о композиторе, эпохе, стилевых особенностях произведения, музыкальных жанрах, программности и многом другом.Как преподаватель, я уже начинающих детей побуждаю слушать, видеть в тексте и анализировать направление движения мелодии, ее поступенное или скачкообразное движение, повторность или вариативность, параллельное противоположное движение голосов.Маленькие дети строят и играют от заданных звуков восходящие и нисходящие цепочки – секвенции, придумывают их сами; для зрительного запоминания выкладывают звенья разноцветными кружочками на импровизированном нотном стане или рисуют цветными карандашами в нотной тетради. Постепенно ввожу все новые и новые музыкальные термины, учу видеть в тексте и слышать простые интервалы, различать лады. Все, что изучается, тут же закрепляется на слух. Часто провожу слуховой анализ, прошу повторить на фортепиано (найти по слуху) сыгранную простую попевку или небольшую музыкальную фразу. Воспитание и совершенствование музыкального слуха и слухового контроля за исполнением – одно из постоянных направлений работы и связующее звено между моей работой и работой преподавателя сольфеджио. При изучении 2-х голосных произведений тоже использую методы работы, применяемые на уроках сольфеджио – пение одного из голосов при игре другого, совместное с учеником пение 2-х голосья, в многоголосном произведении – пропевание отдельных голосов, подголосков и т.д. Ритмическая работа многообразна. Помимо простого просчитывания и прохлопывания ритма она включает в себя сравнение длительностей, запоминание с помощью слуха и музыкальной памяти различных ритмических оборотов и фигураций. Это значительно облегчает восприятие ритма в нотном тексте. Параллельно с преподавателем сольфеджио часто даю ритмические диктанты как один из способов работы над ритмом. Слух плюс логика теоретических знаний нередко выручают детей со слабой музыкальной памятью при запоминании текста. В работе с учеником над фразировкой очень помогает сравнение с исполнением вокалистов и инструменталистов. Чтобы научиться «петь» за фортепиано, необходимо вести фразу так, как это делает вокалист, скрипач, умело брать и распределять дыхание, как при пении или при игре на инструменте. С этой целью я вожу своих учеников к преподавателям вокала, скрипки, домры с просьбой сыграть мелодию или музыкальную фразу в кантиленной пьесе. Ученик слушает протяжность длинных звуков, чего трудно добиться при исполнении на фортепиано, певучесть и выразительность исполнения, единство фразы; к тому же дети с удовольствием воспринимают звучание тембрально, в новом для них «освещении». Все это обогащает впечатления ученика и помогает в работе над кантиленой, в поисках необходимой звуковой окраски.Уроки ансамбля и аккомпанемента – важное составляющее звено в нашей работе. Исполняя и репетируя с солистом, ученик словно взрослеет. Он просто вынужден «повысить» свой слуховой контроль ради слаженного звучания ансамбля, уметь «отступить», «уйти в тень» для выявления особой выразительности самой партии, почувствовать себя концертмейстером. Помимо музыкальных сторон это воспитывает в нем и человеческие качества: доверие и взаимоуважение к партнеру по ансамблю, терпение, выдержку и ответственность. Те же качества воспитывает в ученике и работа над фортепианным ансамблем. В моей практике подготовки к конкурсам, отчетным концертам школы, класса, немало ансамблевых номеров: фортепианные дуэты, трио, квартеты и смешанные дуэты: со скрипкой, гитарой, домрой. Этот опыт, как и чтение с листа, подбор, варьирование - пробуждает в ученике желание дальнейшего музицирования.Среди ансамблевых номеров много чудесных образцов музыкальной классики, и современной музыки максимально способствующих развитию в детях чувства прекрасного. Много таких произведений и в вокальной музыке, например – замечательные русские романсы, большинство которых написаны на стихи выдающихся поэтов. Выразительный поэтический текст помогает понять содержание, сюжет произведения, почувствовать все нюансы характера, настроения. Не зря большинство фортепианных произведений для начинающих сопровождено стихотворным текстом, являясь, по существу, песнями, а где его нет, я часто сама придумываю простые подтекстовки, иногда совместно с детьми, что им очень нравится. Таким образом, вокальная музыка помогает нам в работе.Хор – одна из основных дисциплин на музыкальном отделении. Хоровое пение воспитывает музыкальность, в том числе гармонический слух, чувство партнерского единения. В совей работе провожу аналогию между согласием голосов в хоре и в фортепианном многоголосье: обращаю внимание своих учеников на своеобразие каждого из голосов – ясное глубокое ведение баса как фундамента гармонии, выразительное и цельное звучание тематического голоса, тщательное изучение порой незаметных средних голосов, дающих аккордам полнозвучность. Цепное дыхание – типично хоровая прерогатива. В фортепианной практике использую сравнение с цепным дыханием при быстрой смене рук в моторных пьесах, провожу аналогию с педальным звучанием, заменяющим цепное дыхание, использую как прием в работе над дополнительной ритмикой в полифонических пьесах. Или вот такой пример – унисон. Дети часто формально воспринимают его, практически не замечают в тексте. Конечно, мы поем 2-х голосье, сливая наши голоса в унисон, или расходясь от унисона. Но, когда сравниваем его со звучанием унисона в хоровом исполнении или в исполнении целого оркестра тутти – это совсем другое дело. Многотембровость голосов певцов или инструментов оркестра производит очень сильное впечатление, и тогда понятие унисона становится для ученика более ясным и запоминающимся. Яркие впечатления дети получают, послушав живую музыку на концертах Новосибирской государственной филармонии.Таким образом, синтезируя свою работу с работой преподавателей других музыкальных дисциплин, стараюсь научить ребенка грамотной, осмысленной работе над всеми элементами музыкальной речи, расширить горизонты его знаний, научить любить не только музыку, но и труд, развить творческое отношение к нему, что является одним из критериев воспитания лучших качеств музыканта и человека.